Богоявленский кутеинский монастырь. Орша

Мало кому известно, что единственная лавра на территории современной Беларуси находилась ранее в Орше. В 1917 году она окончательно утратила своё значение. Сейчас на её месте — скромный Богоявленский Кутеинский мужской монастырь.

Несмотря на все невзгоды в прошлом, обитель продолжает жить. Сейчас здесь три монаха, инок и послушник. Как и в старину, они несут свой крест и возносят молитвы к Богу в Свято-Троицком храме, отреставрированном в середине 90-х годов XX века. В последнее время храм преобразился, в нём появилось немало прекрасных икон. В 2012 году был отреставрирован иконостас, а в прошлом году произошла замена кровли и был сделан парапет.

У Свято-Троицкого храма есть свои давние традиции. По словам прихожан, в нём чувствуется благодать. Храм живёт полноценной приходской жизнью. В нём совершаются богослужения и церковные таинства, возносится молитва «О Богохранимой стране нашей», «О граде сем и верою живущих в нем».

Два года тому назад на пожертвования оршанцев Владимира и Наталии Панасенко на территории монастыря появилась новая колокольня. Звон девяти отлитых в Москве колоколов, разного звучания и тональности, слышен далеко над Днепром. Перекрывая уличный шум и гудения автотранспорта, он несёт в мир очистительную «молитву в бронзе». Звонить в колокола, наряду с монахом Авраамом, хорошо получается у отрока Захарии, ученика второго класса одной из средних школ города Орши.

В Кутеинской обители побывали в своё время многие святые. Это святитель Георгий Могилёвский (Конисский), преподобномученик Афанасий Брестский, святитель Пётр Могила, Мелетий Харьковский. В 2012 году по благословению игумена Сергия (Константинова) мастерами-иконописцами в Унитарном предприятии Витебской епархии «Ремесленные мастерские «Кутейна» была написана икона в честь этих святых. Сегодня образ находится в Свято-Троицком храме с северной стороны.

Наследницами славных церковных традиций являются прихожанки Нона Дунина, занимающаяся иконописью, и Валентина Кузнецова, поющая на клиросе. Сейчас в мастерской «Кутейна» работают 4 иконописца, 4 резчика и 4 столяра. Есть малярный участок. Работы кутеинских мастеров можно встретить не только в Беларуси, но и в Санкт-Петербурге, Москве, Магадане и в других городах России и Украины.

Приход имеет свою библиотеку. Когда мы слышим словосочетание «монастырская библиотека», наше воображение рисует помещение со старинными фолиантами, рукописями и свитками, до которых и дотрагиваться страшно. А что же на самом деле представляет современная монастырская библиотека, скажем, в Кутеинской обители? Недавно для неё было выделено специальное помещение. Заведующей книжным фондом стала Галина Юркевич. Монастырская библиотека насчитывает около 1,5 тысячи книг разной тематики. Значение православной книги состоит в том, чтобы помочь познать читателям Слово Божие. Галина Андреевна не ограничивается только выдачей литературы. Она создала музейный уголок по истории Кутейны. Такой музейный уголок — единственный в нашем городе. Центральное место в нём занял действующий печатный станок. В 80−90-е годы минувшего века на территории монастыря проводились раскопки. Найденные ценные экспонаты размещены здесь. Также в музейном уголке представлены старинные церковные книги и факсимильное издание «Букваря» Спиридона Соболя 1631 года издания.

На территории монастыря находится колодец коловратного типа, который освящён и назван в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Сейчас в сельской местности редко встретишь колодец, а у нас в городе он имеется. Ежегодно на Светлой седмице, в пятницу, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник», после Божественной литургии совершается крестный ход к колодцу, где освящают воду.

В настоящее время в Кутеинской обители заканчивается строительство дома для трудников — людей, приезжающих на территорию монастыря потрудиться во Славу Божию.

Активное участие в жизни прихода принимает Галина Горбачевская. Она организует паломнические поездки по святым местам Беларуси, России и Украины.

В 2015 году с ознакомительной поездкой Кутеинский монастырь посетил епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, являющийся председателем Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского экзархата.

Работы по преображению Кутеинского монастыря рассчитаны на 10 лет. Для города Орши этот объект знаковый. Если он будет восстановлен, то непременно станет одной из главных достопримечательностей, не уступающей Мирскому и Несвижскому замкам.

Кутеинский Богоявленский монастырь, заштатный, близ города Орши, при овраге, где протекала река Кутеинка. Основан в 1623 году; приписан к Покровскому монастырю. При нем школа и иконописная.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».



Основан в 1623 г. как православный мужской монастырь на землях, подаренных шляхецким родом Стеткевичей. Располагался в Кутейно - юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор начал строиться в 1623 г., освящен в 1626 г. митрополитом Петром Могилой. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Другая церковь - в честь Рождества Христова - также была деревянной, двухэтажной. После реконструкции 1868 г. переосвящена в честь Святой Троицы. Монастырь был значительным духовно-просветительным центром и оплотом Православия в крае. При нем работала артель художников-иконописцев, которые имели там свою школу. В 1630 г. белорусский просветитель и книгопечатник Спиридон Соболь основал при монастыре Кутеинскую типографию, ставшую центром белорусского кириллического книгопечатания. Он издал: «Брашно духовное» (1630), «Букварь», «Молитвослов» (1631), «Часослов» (1632), «Новый Закон с псалтырью» (1632), «Лексикон Памвы Беринды» (1653) и др. Книги были искусно оформлены мастерами местной школы гравюры.

В 1654 г. по благословению патриарха Никона первый игумен Кутеинского монастыря Иоиль (Труцевич) с частью братии и типографией были переведены в Россию, в Иверский монастырь под Новгородом. После этого события значение монастыря уменьшилось, хотя жизнь там продолжалась. В 1764 г. обитель причислена к 3-му классу, а в 1842 отнесена к «заштатным» и приписана к Оршанскому Покровскому монастырю.
Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. и больше не восстанавливался. Под его фундаментом в 1910-1912 гг. монахами был найден древний печерный монастырь в честь Воскрешения Праведного Лазаря. Большая печера имела 11 кв. м., было также много ниш и подземных переходов. Найден деревянный крест, укрепленный камнями. Второй раз печеры исследовались в 1926 г., обнаружены два коридора, многочисленные печеры и ниши. Теперь печеры засыпаны.

Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь возрожден в 1992 г. Сохранившаяся Свято-Троицкая церковь переосвящена в Богоявленскую. В монастырском здании устроена Свято-Троицкая крестильная церковь.

http://sppsobor.by/bractva/vilna/publish/ruscalendar/9080



Свято-Троицкий Богоявленский мужской монастырь был основан в пригороде г. Орша (Кутейно) в 1623 году. Первая постройка - деревянный Богоявленский собор. Пятикупольный собор с пятиярусным иконостасом был возведен в 2 этажа. Его стены украшали росписи на 38 библейских сюжетов. Следующая церковь монастыря - Святой Троицы тоже была деревянной.

Комплекс монастыря состоял из этих 2-х церквей, колокольни и хозяйственных построек. Монастырь стал духовно-просветительным центром. В нем была школа и артель художников-иконописцев. Известность получила и открытая при нем типография, где печатались духовные книги. Но позже ее перевели в Москву в Иверский монастырь, и значение Богоявленского монастыря как бы уменьшилось. В 1885 году деревянный Богоявленский собор сгорел в результате удара молнии. Под его фундаментом было обнаружено помещение 11 кв. м, много ниш и подземных переходов. Был обнаружен деревянный крест, укрепленный камнями. Сегодня эти проходы засыпаны.

В 1917 году монастырь закрыли, церковную утварь разворовали, колокольню и стены церкви разрушили, кельи монахов отдали под жилье, на территории монастыря устроили гараж. Возрождение монастыря началось в 1990 году. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм, переосвящен в Богоявленский. В монастырском здании устроена крестильная церковь.

http://www.guidebook.by/architecture/



Монастырский собор - Богоявленский - представлял собой четырехсрубное крестно-купольное строение, три сруба были пятигранной формы. А на входе располагалась открытая галерея. Интерьер храма был богат своими росписями. В 1639 году в храме были расписаны стены 38-ю разными композициями, также был вырезан из дерева иконостас. Тут же на стенах висели портреты семьи Стеткевич, как основателей этого монастыря. А возле алтаря поместили мощи святых. Под фундаментом храма находился еще один храм, подземный - храм Воскресения праведного Лазаря. В 1778 году Богоявленский собор переконструировали. Но в 1885 году сгорел, после чего больше не воссоздавался.

Кроме основного храма в монастырь входили братская школа, больница, аптека, а в 1630 году была основана еще и типография, которая впоследствии стала одним из самых крупных центров белорусского книгопечатания 17 века. Но типография проработала всего 25 лет, в 1655 году все печатное оборудование вывезли из монастыря, как и резной иконостас. С каждым годом монастырь лишь приходил в упадок, а бесчисленные войны это только усугубили. Множество мастеров вышли из стен монастыря: художники, чеканщики, резчики по дереву, граверы - все они разъехались по городам России или были переведены в Москву. В начале 20-го века монастырь пытались возродить, но безуспешно.

Более или менее из всех монастырских строений сохранилась до наших дней Свято-Духовская церковь, правда, в перестроенном виде. Она была построена в начале 17 века и действует по сей день, являясь ценным памятником архитектуры барокко: пилястры, плоские арочные ниши, лепные оконные проемы. К сожалению, многие элементы церкви были утеряны, перестроены или разрушены: не сохранились резной иконостас и фрески мастера Григория, а также первоначальная крыша, но несмотря на это Свято-Духовская церковь все еще остается одной из самых интересных достопримечательностей города.

Н ачало Кутеинской обители было положено 19 мая 1620 года, когда Могилевским братством Святого Богоявления было получено благословение от Патриарха Иерусалимского Феофана на строительство мужского монастыря около города Орши. Из-за восстания жителей Могилева против греко-католического духовенства в декабре 1618 г. строительство монастыря в городе стало невозможно. Тогда члены православных братств городов Орши и Могилева выкупили у Каспера Швейковского имение Кутеино и село Поддубцы, находившиеся за городской чертой, около Днепра. Фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 г. паном Богданом Стеткевичем, активным членом братства и строгим поборником православной веры и женой его, княгиней Еленой Соломорецкой. Эта дата считается днем основания монастыря. От протекающей рядом небольшой речки Кутеинки монастырь получил название Кутеинский, а по главному храму – Богоявленский. Строительство возглавил иеромонах Иоиль (Труцевич), ставший впоследствии игуменом монастыря.

И стория монастыря знала периоды расцвета и упадка. Его лучшие времена пришлись на первую половину XVII в. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

П од фундаментами Богоявленского собора на значительной глубине находилась и пещерная подземная церковь в честь Воскрешения Святого Праведного Лазаря. Церковь эта имела крестообразную форму и низкие каменные своды. Ее площадь составляла около 11 кв. м. В центральной алтарной части, площадью 2,5 кв. м., на месте престола находился низкий деревянный крест, обложенный камнями. Рядом находились два помещения для хранения монастырской казны и драгоценной утвари. Во время сильной грозы 24 июня 1891 г. в пять часов вечера Богоявленский собор был сожжен ударом молнии и более не восстанавливался, удалось спасти только монастырскую ризницу.

Н едалеко от собора была построена деревянная церковь в честь сошествия Святого Духа. Со временем деревянный храм был разобран, и на его фундаменте построили каменный двухэтажный храм с нижним престолом в честь Рождества Христова и верхним – в честь апостола Андрея Первозванного. После реконструкции 1868 г. храм стал одноэтажным, с престолом во имя Живоначальной Троицы. В 1885 г. церковь была украшена предалтарным плафоном с изображением Божией Матери, сидящей на престоле с Предвечным Младенцем на руках и окруженной Ангелами. В годы своего расцвета монастырь имел высокий статус лавры. Сохранились очерки монастырского устава. Духовным ориентиром обители были поучения преподобного Кассиана Римлянина. По инициативе Иоиля (Труцевича) была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг, где трудились талантливые художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.

П ри активном участии отца Иоиля в монастыре была открыта братская школа и собственная типография. В 1630 г. он пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя. Приехав в Оршу, Спиридон быстро наладил дело и уже в 1630 г. напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов». В 1631 г. вышла книга, которая надолго стала главным пособием для начинающих учиться читать – «Букварь». Полное его название - «Букваръ, сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати. В Кутейне изобразися в типографии Спиридона Соболя року 1631». Научив оршанских монахов печатному делу, Спиридон Соболь покинул Оршу. Его труд продолжил отец Иоиль, который сам писал предисловия к каждой книге. Типография печатала не только церковные книги, но и научно-просветительские. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около двадцати разных книг, значительными для того времени тиражами – по 200-350 экземпляров.

К утеинский монастырь посещали преподобномученик Афанасий Брестский, святитель Могилевский и всея Беларуси Георгий Конисский, царь-страстотерпец Николай II, священномученик Серафим Жировицкий, святая Валентина Минская. Царь Алексей Михайлович, посетив Кутейно в 1656 г., дал высокую оценку таланту здешних мастеров. По его приказу знаменитые резчики по дереву Арсений и Герасим, гравер Паисий были взяты в Москву, где вместе с другими мастерами работали в Оружейной палате Кремля, украшали Коломенский царский дворец и церкви в Измайлово. Продолжали свою работу в Москве и кутеинские печатники. Среди них упоминается известный мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат.

В 1655 г., в результате Русско-Польской войны, большинство братий уехало по благословению патриарха Никона в Иверский Валдайский монастырь. Сам игумен Иоиль, не доехав к новому месту жительства, скончался в городе Болдино под Смоленском. Тело же его было предано земле на Валдае, где покоится и поныне. Во время войны 1812 г. разрушения, нанесенные монастырю французами, были огромными. Поэтому Кутеинская обитель, как бедная и не имеющая достаточно средств для существования, была переведена в ряд третьеклассных. В 1842 г. стала заштатной в составе некогда греко-католического Оршанского Покровского монастыря.

Н е обошли когда-то известную Белорусскую Лавру и революционные события 1917 г. После Октябрьской революции на базе монастыря было создано товарищество по совместной обработке земли. У новых хозяев лесное и полевое хозяйство, монастырские огороды, сады и пасеки очень быстро пришли в запустение. Рассыпались от старости или разбирались на кирпичи монастырские здания. Свято-Троицкая церковь была приспособлена под складские помещения. Затем на территории размещалась советская кавалерия. Есть основания полагать, что в 1939 г. здесь временно находились военнопленные польской армии. В 1941-1943 гг. со слов очевидцев на территории монастыря размещался небольшой лагерь советских военнопленных. В 1943 г. от советских авиаударов была разрушена колокольня. После Великой Отечественной войны жилые помещения монастыря были использованы Оршанским льнокомбинатом под квартиры рабочим.

Н овая история обители началась с 1990 г., когда была зарегистрирована приходская община. С 1992 г. монастырь стал действующим. Государственную регистрацию получил 7 апреля 1993 г. При содействии государства в 1995 г. был отреставрирован Свято-Троицкий храм. В начале 2010 г. в восточной части монастырского корпуса построена крещальня. 10 октября 2014 г. в обитель была перенесена местночтимая Оршанская икона Божьей Матери (день памяти 5/18 сентября и 20 июля/2 августа), временно находившаяся в Свято-Успенском женском монастыре города Орши. При монастыре работает воскресная школа для взрослых и детей, библиотека с читальным залом.

О тправной точкой в изучении, осмыслении и практическом применении духовного наследия Кутеинской обители стали 1-е, 2-е, 3-и Кутеинские чтения и Международная научно-практическая конференция «Кутеинские чтения-2014», которые привлекли внимание общественности к роли и значимости Кутеинской обители в деле просвещения и сохранения духовных и культурных традиций нашего народа. В 2006 и 2014 гг. в Орше состоялся республиканский православный фестиваль «Беларусь Православная», который способствовал возрождению и укреплению Свято-Богоявленского Кутеинского мужского монастыря. Событием международного значения стало открытие памятного знака в честь «Букваря» Спиридона Соболя 10 октября 2014 г., который был установлен на территории монастыря, также передача факсимильного издания «Букваря», воссозданного специалистами издательства Белорусского Экзархата.

В обители проживает 5 насельников (2017 г.) Наместник – игумен Сергий (Константинов).

КОНТАКТЫ:

Беларусь, г. Орша, ул. Ф. Скорины, 79

Продолжаю рассказ об осенней поездке. Сегодня одно из мест в Орше, где у меня была незапланированная ночевка.

СВЯТО-БОГОЯВЛЕНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Основан в 1623 г. как православный мужской монастырь Благословение на строительство Свято-Троицкого Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от Патриарха Иерусалимского Феофана III. В 1630 году при монастыре была основана типография, крупнейшая на то время в Белой Руси. В 1631 году печатник Спиридон Соболь здесь выпустил первый «Букварь» на белорусском языке; среди других книг — «Лексикон» Памва Берында, «Брашно духовное», «Новый Завет», «Псалтирь блаженного пророка и царя Давида», «Новый Завет, в нем же и псалтирь», многочисленные ноты. Кутеинская типография имела прочные связи с местной школой гравюры, к формированию которой также был причастен Спиридон Соболь: все изданные в типографии книги была красиво декорированы и украшены заставками. и имела красиво декорированный лист. В конце жизни Спиридон принял в монастыре постриг под именем Сильвестр.В 1635 году киевским митрополитом Петром Могилой в монастыре был освящён деревянный Богоявленский собор с нижним каменным храмом во имя праведного. Лазаря.В 1956 году монастырь посетил царь Алексей Михайлович. Согласно его приказу, знаменитые резчики по дереву Арсений и Герасим и гравёр Паисий отправились в Москву, где работали в Оружейной палате Кремля, украшали Коломенский царский дворец и церкви в Измайлово. В Москве работал и кутеинский мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат.Кутеинский монастырь посещали св. Афанасий Брестский, св. Георгий (Конисский), царь Николай II, св. Серафим Жировицкий.В 1917 году монастырь был закрыт и разорен, храмы, колокольни и монастырские стены разрушены, на месте монастырского кладбища построены гаражи, бывшие кельи приспособлены под жильё. В 1990 году была зарегистрирована община при бывшем кутеинском монастыре, в 1992 году обитель возобновлена. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм.

Кутеинская типография

В 1630 году при монастыре была основана типография, крупнейшая на то время в Белой Руси. В 1631 году печатник Спиридон Соболь здесь выпустил первый «Букварь» на белорусском языке; среди других книг — «Лексикон» Памва Берынды (1653), «Брашно духовное», «Новый Завет», «Псалтирь блаженного пророка и царя Давида», «Новый Завет, в нем же и псалтирь», памятник переводной белорусской литературы «История о Варлааме и Иосафе» (1637), «Дидаскалия» Сильвестра Косова (1637), многочисленные ноты. В 1632 году типографию возглавил игумен Иоиль (Труцевич). Кутеинская типография имела прочные связи с местной школой гравюры, к формированию которой также был причастен Спиридон Соболь: все изданные в типографии книги была красиво декорированы и украшены заставками, и имели красиво декорированный лист. В конце жизни Спиридон принял в монастыре постриг под именем Сильвестр.
Типография работала до 1654 году, затем ее оборудование перевезли в Валдайский Иверский монастырь под Новгородом, оттуда в 1665 году в Воскресенский монастырь под Москвой, в 1676 году на московский Печатный двор.

На юго-западной окраине Орши в 1623 году у впадении р. Кутеинки в Днепр был основан Кутеинский Свято-Богоявленский мужской монастырь. При нём были построены: каменная Свято-Духовская церковь, деревянные Богоявленский собор и церковь Рождества Христова, а также множество хозяйственных построек. В 1885 году собор сгорел от удара молнии, а в начале 20 века на этом месте под землёй была найдена церковь Воскрешения праведного Лазаря с многочисленными печерами и нишами, сооружённая во время основания монастыря. Сейчас она засыпана землёй и ждёт своего часа для восстановления. Каменная церковь Святого Духа первоначально была двухэтажной, но после реконструкции в 19 веке храм приобрёл сегодняшний вид. Частично сохранилось жилое кирпичное здание, в котором находились кельи, трапезная, духовное училище. Кутеинский монастырь известен типографией Спиридона Соболя, в которой был напечатан первый в истории Букварь. С приходом советской власти в 1917 году обитель была закрыта и разорена. Восстановление началось только с 1990 года, и в 1995 году после реставрации храм был переосвящён в Свято-Троицкий, монастырь снова стал действующим.

Просмотров