Цемесская бухта. Город-герой Новороссийск - Города и веси России

Новороссийск - город в Краснодарском крае, на побережье Цемесской бухты Чёрного моря. Крупнейший порт России на Чёрном море. Город расположен одной из самых удобных глубоководных бухт Черного моря.

В 17-м веке начинается затяжная полоса войн России с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям. Чтобы упрочить свое положение на черноморских берегах турки возводят в 1722 году на берегу Суджукской бухты крепость Суджук-Кале. Именно здесь, на траверзе Суджукской крепости, произошло первое победоносное для юного Черноморского флота морское сражение. 29 мая 1773 года русская эскадра под командованием капитана 1-го ранга Я.Ф. Сухотина уничтожила 6 турецких кораблей. Позже были и другие славные победы при Суджук-Кале: на море и на суше. Дважды русские войска овладевали этой крепостью, но каждый раз ее приходилось оставлять туркам по условиям очередного мирного договора. И лишь в 1829 году договор, подписанный в Андрианополе, поставил точку в споре двух держав. Суджукский берег окончательно становится берегом Новой России.

В 1839 г укрепление Суджук-Кале. было переименовано в Новороссийск, а уже через 7 лет ему официально присвоен статус города. Какое-то время Новороссийск развивался как курорт, но после строительства железной дороги и нахождения месторождений мергеля Новороссийск быстро развивается и становится промышленным и торговым центром.

В мае 1896 года Новороссийск становится центром новоиспеченной Черноморской губернии. Это была самая миниатюрная губерния Российской империи. На момент образования в ней проживало всего-то 57,5 тысяч человек.

Новороссийск сыграл заметную роль в истории Гражданской войны 1918-1920.

18 июня 1918 года в Новороссийской бухте были затоплены своим экипажем корабли российского Черноморского флота, предпочитавшего эту участь позорной сдаче немецкому войску.

26 августа 1918 года в город вошли части Добровольческой армии Военным губернатором был назначен полковник А.П. Кутепов. 4 января 1920 года Верховный Правитель России адмирал А.В. Колчак передал свои полномочия генералу А.И. Деникину. С этого дня Новороссийск, место пребывания Правительства при Верховном Главнокомандующем Вооружёнными Силами Юга России.

Во время Великой Отечественной войны летом 1942 года гитлеровцы предприняли решительный бросок на юг, стремясь выйти к Волге и захватить Кавказ. В директиве № 45 Гитлер поставил перед наступающими войсками и такую задачу - "овладение всем восточным побережьем Черного моря, в результате чего противник лишится черноморских портов и черноморского флота". Смертельная угроза нависла над Новороссийском.

17 августа 1942 г. был создан Новороссийский оборонительный район. Город обороняли 47-я армия, моряки Черноморского флота и Азовской военной флотилии. На предприятиях создавались отряды народного ополчения, было построено 40 командных пунктов, 150 огненных точек, оборудована полоса противопехотных и противотанковых препятствий общей протяженностью более 30 километров.

19 августа 1942 года начались бои за Новороссийск. Они продолжались 393 дня. Дольше оборону держал только героический Ленинград. Первые недели боев принесли горечь утрат и разочарований.

Враг превосходящими силами рвался к Новороссийску. Бои не утихали ни днем, ни ночью. Большую помощь защитникам города оказывали корабли Черноморского флота. 1 и 4 сентября 1942 г. лидер "Харьков" и эскадренный миноносец "Сообразительный" артиллерийским огнем нанесли мощные удары по скоплениям войск противника на подступах к Новороссийску.

Сдержать врага на дальних подступах к городу не удалось. Уже 6 сентября бои с противником переметнулись на городские улицы. Враг ворвался в город, захватил железнодорожный вокзал, элеватор и порт. В ожесточенных боях советские войска, практически после сдачи всего города, 11 сентября остановили его в юго-восточной части Новороссийска. В этот момент дрогнули нервы у тех, кто обязан был докладывать в Ставку о ходе боев. В итоге, 11 сентября Совинформбюро сообщило о событии, которому, к счастью, не суждено было случиться: "После многодневных ожесточенных боев наши войска оставили город Новороссийск".

Между тем, наступление 17-й немецкой армии захлебнулось там, где должно было начаться: у цементных заводов, на первых километрах стратегически важного Сухумийского шоссе, открывавшего немцам путь в Закавказье и дальше - на Ближний Восток. Противник был вынужден перейти к обороне. Таким образом, советские войска и силы флота сорвали вражеский план прорыва в Закавказье через Новороссийск.

Зимой 1943 года, после разгрома немецких войск под Сталинградом , стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии. Немцы вынуждены были спешно оставить свои кавказские позиции и отойти за мощные оборонительные рубежи "Голубой линии". Казалось, еще один натиск и враг будет вышвырнут из Новороссийска. Однако плохо подготовленное январское наступление Черноморской группы войск закончилось провалом.

Выправить ситуацию должна была крупная десантная операция советских войск в районе Южной Озерейки. Времени и средств для ее подготовки было выделено недостаточно, опыта проведения успешных наступательных операций у командования войск не было вовсе. Основной озерейский десант окончился неудачей. Но отвлекающий десант под командованием майора Ц.Л. Куникова оказался неожиданно успешным и превратился в основной. Плацдарм, захваченный куниковцами в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года южнее Новороссийска в районе населенного пункта Станички., сталболезненной занозой в теле немецкой обороны. Спустя пять дней на плацдарме в 30 квадратных километров, названном "Малой землей", находилось уже до 17 тысяч советских солдат и офицеров десантных войск, имевших 21 орудие, 74 миномета, 86 пулеметов и 440 тонн боеприпасов и продовольствия.

225 дней длился героическая эпос Малой земли. В результате боевых действий десантной группы войск в период с 4 по 30 апреля 1943 г. было уничтожено более 20 тысяч вражеских солдат и офицеров, захвачено и уничтожено большое количество военной техники.

Немецко-фашистское командование, считая Новороссийск ключом обороны всего Таманского полуострова, превратило его и окрестные высоты в крупный узел обороны. В черте города и порта было построено свыше 500 оборонительных сооружений.

10 сентября 1943 года штурмом города с суши, моря и плацдарма на Малой земле началась Новороссийская наступательная операция, осуществленная силами 18-й армии, НВМБ, 4-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота. Замысел операции был безупречен, но ее реализация прошла далеко не гладко. Дерзкий десант с моря, ошеломивший противника, оказался под угрозой срыва из-за задержки с высадкой второго эшелона. Сражавшихся десантников выручили войска 318-й стрелковой дивизии, прорвавшие оборону противника с суши и вызвавшие огонь на себя.

После ожесточенных уличных боев 16 сентября Новороссийск был полностью освобожден. За мужество и отвагу 21 воин-защитник Малой земли был удостоен звания Героя Советского Союза, сотни солдат и офицеров награждены орденами и медалями, 19 частям и соединениям Красной Армии привоено почетное наименование Новороссийское. 1 мая 1944 г. Указом президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль "За оборону Кавказа", которой награждено около 600 тысяч человек.

14 сентября 1973 года городу Новороссийску было присвоено звание "Города-героя" .

Новороссийск

Расположение города. Климатические особенности. Краткая история города.
        Город Новороссийск расположен амфитеатром на берегу Цемесской бухты, одной из самых удобных и обширных на Чёрном море. Новороссийск занимает 834.9 квадратных километров площади. Населяют Новороссийск около 220000 жителей.
        Новороссийск является промышленным городом и самым крупным портом на российском черноморском побережье. Административно Новороссийску подчиняются посёлки Абрау-Дюрсо, Гайдук, Верхнебаканский, Горный, Мысхако, Цемдолина, Борисовка, а кроме того, станицы Натухаевская и Раевская, объединённые в Приморский округ. В Мысхако расположено винодельческое хозяйство, которое выпускает замечательные вина "Шардоне", "Каберне", "Алиготе" и другие. Молодые вина стоят достаточно недорого и впоне доступны, а выдержанные марочные вина сильно вырастают в цене, но своего покупателя находят.
        Сам Новороссийск курортом не является, т.к. наполнен промышленными предприятиями и имеет громадный портовый комплекс. В Новороссийске огромный нефтеналивной терминал. Порт Новороссийска обеспечивает погрузку зерна и других грузов. В Новороссийске уже стали обыденным явлением многокилометровые вереницы гружёных зерном КамАЗов, которые ждут выгрузки в порту. В связи с неопределённым положением Севастополя в Новороссийске происходит строительство военно-морской базы. Некоторые корабли Черноморского флота уже сейчас базируются на Новороссийск. Проезжая вдоль Цемесской бухты в сторону Геленджика и взглянув вниз можно увидеть военные корабли у причалов. Но, до конца строительства ВМБ ещё далеко. Промышленность Новороссийска, в основном, представлена цементными заводами. Цементное производство одно из немногих, которое осталось на плаву после начала реформ в 90-е.
        Курортные зоны с удобными пляжами и множеством баз отдыха расположены около Новороссийска - в районе Широкой балки, Сухой Щели, посёлков Дюрсо и Южная Озереевка. С северо-востока город окаймляет Маркотхский хребет (в переводе с адыгейских наречий "маркотх" означает "ежевичные горы"). Горные вершины поднимаются на высоту до 700 метров, но этого не достаточно для защиты города от холодных северных ветров. Среднегодовая температура воздуха в Новороссийске +12.5 градуса. Летом нередко температура поднимается до 40 градусов. Морской бриз едва смягчает жару. Зимой мощный северо-восточный ветер (норд-ост), который часто именуют сочетанием "Новороссийская бора", срывается с близлежащих гор и мощно обрушивается на город и Цемесскую бухту. В это время корабли вынуждены выходить из порта и пережидать ненастье в открытом море. Природа в окрестностях Новороссийска достаточно разнообразна. По склонам гор растёт можжевельник, иглица понтийская, держидерево, тёрн, плющ, фисташка, дуб скальный, кизил, скумпия, бересклет. В горных лесах водятся кабан, косуля, куница, барсук, шакал, ёж, средиземноморская черепаха, степной орёл. Около моря живут баклан, лысуха, чомга, чирок, крачка и зимуют лебеди шипуны. В Новороссийске на ул.Советов, 58 работает исторический музей, где представлены различные экспозиции по истории и природе Новороссийского региона. (т.23-00-00)
        Ещё в VI веке до н.э. на берегу Цемесской бухты греки основали античную колонию Баты. В XIV-XV веках генуэзцы построили в устье реки Цемес крепость. При генуэзцах бухта носила наименование Кало-Лимено ("Прекрасная гавань"). В 1722 году на южном берегу бухты возникла турецкая крепость Суджук-Кале. После окончания очередной Русско-турецкой войны в 1829 году, по Адрианопольскому мирному договору Турция уступила свои права на восточное побережье Чёрного моря от до границ Абхазии. 12 сентября 1838 года в Суджукской (Цемесской) бухте высаживается русский десант и начинается строительство укрепления, которое в дальнейшем получило наименование Новороссийск. Морской частью операции руководил командующий Черноморским флотом вице-адмирал М.П.Лазарев. Десантом численностью более пяти тысяч человек руководил начальник первого отделения Черноморской береговой линии генерал-лейтенант Н.Н.Раевский. В состав его штаба входил штаб-офицер по движению и действию морских отрядов на восточном берегу Чёрного моря контр-адмирал Л.М.Серебряков, будущий строитель Новороссийска.
        В своём рапорте Николаю I от 15 сентября 1838 года командир Черноморской эскадры адмирал М.П.Лазарев отмечал "удобство местонахождения" бухты. Само устройство пристани для кораблей он признавал "более удобным, нежели в Геленджике". 14 января 1839 года укреплению в Суджукской бухте было присвоено наименование Новороссийск, а 15 декабря 1846 года укрепление было преобразовано в город. Главным его достоинством, которое предопределило дальнейшее развитие, была удобная, самая крупная на Кавказе, незамерзающая Цемесская бухта. Но, шло время и усиление России на Черноморских берегах взволновало владычицу морей Англию и её союзников. В итоге английские и французкие войска высадились под Севастополем и эта война получила наименование Крымская. В 1855 году, во время этой войны, Новороссийск четыре дня обстреливался англо-французкой эскадрой и вёл ответный огонь. Только ответный огонь артиллерийских батарей Новороссийска не позволил высадить неприятелю десант. Англо-французкая эскадра ушла в море понеся потери и получив повреждения кораблей. Однако, по итогам войны русские войска были вынуждены покинуть укрепления на Чёрном море. По приказу командования гарнизон оставляет город, а жителей расселяют по кубанским станицам. В 1858 году принято решение о восстановлении укреплений и гарнизон возвращается в Новороссийск. В марте 1866 года Новороссийск становится центром Черноморского округа. Первым крупным сооружением в городе стал цементный завод, который построен в 1882 году. В 1888 году в Новроссийск приходит железная дорога и в результате начинается строительство порта и элеватора. С постройкой порта увеличивается вывоз зерна за границу с Дона, Поволжья, Кубани и Ставрополья. В 1887 году начинается строительство Новороссийско-Сухумского шоссе. В России в то время был неурожай, голод и рабочие охотно ехали на строительство. Но, с продовольствием на строительстве было не намного лучше и часто эту дорогу именовали "голодное шоссе". Не смотря на все трудности за пять лет дорога в 500 с лишним км. была построена, что имело большой экономический эффект. В 1896 году Черноморский округ преобразовывается в Черноморскую губернию с центром в Новороссийске. В конце XIX века в Новороссийске происходят попытки организации курорта. В Новороссийске появляется купальня Дмитрия Серафимова. Купальня представляла из себя деревянное сооружение с крышей и маленькими окошками. Размещалась купальня на сваях вдали от берега. Купальня была на 80 номеров и имела ванны с подогретой морской водой, лечебными грязями. Была там и лечебная минеральная вода и, кроме того ресторан с буфетом. Пример оказался заразительным и скоро стали появляться другие купальни. В 1904 году появилось товарищество "Новороссийский курорт". Курортное дело развивалось и в 1910 году запускается железнодорожный состав "Черноморский экспресс" сообщением Санкт-Петербург - Новороссийск, через Москву. Курсировал состав круглогодично, в его составе были вагоны разной классности и вагон-ресторан. Вагоны экспресса подавались прямо на пристань, где транзитные пассажиры могли отправиться дальше в Туапсе, Сочи, Гагры и др. населённые пункты.
        Первая русская революция 1905-1907 годов коснулась и Новороссийска. Здесь проходили митинги, стачки, демонстрации. С 11 по 25 декабря 1905 года власть в городе принадлежала Совету рабочих депутатов. Этот период получил в истории название "Новороссийская республика". К 1914 году город становится крупным промышленным и торговым центром Северного Кавказа и имеет население около 63000 человек. Во время Гражданской войны и интервенции в Цемесской бухте вынужденно был затоплен Черноморский флот. Если ехать по Новороссийско-Сухумскому шоссе, то вдоль дороги, на берегу Цемесской бухты стоит памятник этим событиям. На памятном знаке надпись "18 июня 1918 года в Цемесской бухте во имя революции мужественные моряки черноморцы затопили боевые корабли, чтобы они не достались кайзеровской Германии". До сих пор на дне Цемесской бухты покоятся боевые корабли Черноморского флота.

        После событий 1917 года и окончания Гражданской войны Новороссийск продолжил своё развитие в качестве портового и промышленного центра. Во время Великой Отечественной войны город оказался в центре боёв и был почти полностью разрушен.
        В конце лета 1942 года немецкие и румынские войска стремятся прорваться на Кавказ. Горы прикрывают выход к Чёрному морю. Противник пытается выйти на побережье Кавказа через узкую полоску вдоль моря. Новороссийск оказывается пробкой для немецких войск. В районе цементных заводов фронт надолго стабилизируется. Следы боёв можно увидеть и поныне проезжая на курорты Геленджика. Линия фронта проходила на восточной окраине города. А, героическая высадка отряда майора Цезаря Куникова на легендарную и последующая оборона, которая длилась 225 дней, вошли в историю.
        Развитие города продолжалось и в послевоенный период. В 1964 г. была введена в строй крупнейшая в стране нефтегавань Шесхарис. Глубоководный причал способен принимать танкеры вместительностью до 250 000 тонн.
        Мощным импульсом развития города стало создание в Новороссийске морского пароходства, в состав которого вошёл крупнейший в стране танкерный флот.
        В сентябре 1973 года Новороссийску было присвоено звание города-героя.
        До 70-х годов в Новороссийске были очень большие проблемы с водоснабжением. Собственных источников водоснабжения в Новороссийске нет и воду в Новороссийск возили танкерами из Туапсе. За водой выстраивались очереди. Было принято решение строить водовод на побережье Чёрного море. Нынешнее ГУП "Троицкий Групповой водопровод" организован на основании решения Краснодарского Крайисполкома от 28 июля 1971 года № 497 и приказа Крайупркомхоза от 10 августа 1971 года № 161 "О создании производственного управления Троицкого группового водопровода".
        Целью создания ТГВ являлась добыча пресных подземных вод хозяйственного и производственного водоснабжения городов Новороссийска, Крымска, Геленджика и прилегающей курортной зоны Черноморского побережья.
        После прихода пресной воды в Новороссийск на набережной Цемесской бухты был сооружён памятник . В 2006 г. памятник восстановлен.
        В 2004 году в центре Новороссийска был установлен памятник генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Бержневу. В открытии памятника принимали участие представители администрации города, делегация из Украины и ветераны Великой Отечественной войны. Монумент высотой около двух метров был выполнен скульптором Александром Бугаевым. Скульптура получила название "Человек, идущий по городу". Советский лидер представлен с плащем, перекинутым через плечо. Это второй памятник Брежневу на пространстве бывшего СССР. Идея установки памятника принадлежит мэру Новороссийска Д.Шишову. Установка памятника была приурочена к годовщине освобождения города от немецко-румынских войск 16 сентября. Как известно, бывший лидер Советского Союза воевал в этих местах и после войны не забывал Новороссийск.
        Сейчас, не смотря на существующие проблемы, город Новороссийск развивается, похорошела реконструированная набережная, появляются современные здания, растёт товарооборот порта и заказы на продукцию цементной промышленности.

Цемесская бухта — известная достопримечательность Новороссийска и важный экономический объект. Ежегодно в порт прибывают тысячи торговых и круизных судов. Залив популярен не только среди моряков, но и среди туристов, ведь на его побережье можно полюбоваться кораблями, посетить достопримечательности и отдохнуть на диком пляже.

Пляжи Цемесской бухты

Береговая линия Цемесской бухты протянулась на 15 километров, однако большую ее часть занимают портовые сооружения. Тем не менее, здесь достаточно и хороших пляжей, которые, в силу своих различий и особенностей, могут удовлетворить туристов и жителей с любыми предпочтениями.

Тем, кому не представляется отдых на пляже без всех удобств, рекомендуется посетить пляжи центральной зоны города или ближайших поселков — Алексино и Мысхако, а также закрытые пляжи гостиниц. Здесь намного чище и присутствует вся необходимая инфраструктура. Любители одиночества, романтики и первозданной природы найдут здесь и дикие пляжи.

Температура воды в Цемесской бухте по сезонам

Дайверам и отдыхающим на пляжах может пригодиться информация о температуре воды в бухте. Примечательно, что сезон для дайвинга тут длится практически круглый год — залив не замерзает зимой. В это время года температура воды колеблется в диапазоне +9…+12 °C. В марте температура может падать и ниже +9 °C, но в мае поднимается до +15,5...+21 °C. Летом море на берегах Новороссийска теплое, температурный режим — +22,2…+26,4 °C. Осенью отмечается снижение показателей от +23,8 °C в сентябре и до +15,3 °C в ноябре.

Панорама над Цемесской бухтой в Новороссийске — Google Maps

История

Бухта, названная в честь реки Цемес, вошла в состав Российской империи в 1829 году, после поражения турецкого войска в очередной битве. Удачное расположение в акватории Черного моря определило роль залива в истории государства. Новороссийский порт стал средоточием морской торговли, уступая первенство только Севастопольскому. В 1920 году на берегах Цемесской бухты появилась военно-морская база.

Кроме расположения, популярность бухты обусловлена и другими географическими характеристиками. Так, средняя глубина залива достигает 24 м, максимальная — 27 м, что позволяет заходить в порт крупным судам. Протяженность берега — 15 км, вход в бухту довольно широкий. Западная сторона залива обрамлена Абраусским полуостровом, восточная — Маркотхским хребтом.

Цемесская бухта имеет ряд недостатков, из-за чего корабли и судна нередко терпят крушение в ее водах. Зимой и осенью, например, в заливе бушует ветер норд-ост, его скорость достигает 60 м/с. Мощные потоки урагана срывают корабли с якорей, множество судов затонуло из-за столкновения с камнями. Также опасность для морского транспорта представляют Пенайские банки, лежащие на входе в бухту, и рифы на береговой линии.

Случаи затопления кораблей в Цемесском заливе известны с XVIII века, когда на месте Новороссийска располагалась крепость Суджук-Кале. По легендам, воды бухты таинственным образом затягивали турецкие лодки на дно в безветренную солнечную погоду. В наши дни дайверы, исследующие подводные глубины, возвращаются с разными находками: древними монетами, фрагментами амфор и другими ценностями.

В XX веке произошло два самых известных события в истории Цемесского залива. В 1918 году, во время Первой мировой войны, Владимир Ленин отдал приказ уничтожить Черноморский флот, чтобы не передавать его немецкой армии. В результате на дно бухты погрузилось 12 единиц военной техники и 4 парохода.

В 1986-м пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» столкнулся с грузовым судном «Петр Васев». Причинами трагедии стали несвоевременные действия экипажа команды сухогруза и примитивная техника, не зафиксировавшая изменения курса «Адмирала Нахимова». Пароход затонул за 8 минут, 423 человека погибло. Через год после столкновения на мысе Дооб появился мемориал в память жертвам происшествия.

Как добраться

Огромная Цемесская бухта удобно расположена по всей центральный части города и находится в 10-20 минутах пешей прогулки от популярных заведений и мест. Без помощи транспорта добраться до залива можно от парка Фрунзе, кинотеатра «Монитор», Центрального рынка и городской администрации. В зависимости от желаемой точки бухты, можно рассматривать различные маршруты.

Общественный транспорт в городе ходит исправно. Ближайшая к набережной остановка — «Парк Ленина» . К ней ходят автобусы № 1, 19, 30, маршрутки № 7, 11, 20, 28 и другие, а также троллейбусы № 1, 6, 12, 14. От остановки к набережной нужно идти по улице Революции 1905 года, путь займет 8-10 минут.

Маршрут от ж/д вокзала до Морского вокзала Цемесской бухты на общественном транспорте — Яндекс.Карты

Чтобы доехать до морской достопримечательности на машине, следуйте по трассе Е97, к улице Мира, тянущейся вдоль набережной. Припарковать автомобиль несложно, есть частные и бесплатные парковки. Также для перемещений по городу можно вызвать такси местных служб («Здравствуй!», For Taxi) или более известных (Maxim, Gett и другие).

Видеосъемка над Цемесской бухтой

Новороссийск называют южными вратами России. Это мощный современный промышленный город, огромный порт, база кораблей Черноморского флота Российской Федерации. Это и славное прошлое, о чем напоминают величественные памятники времен Революции и Великой отечественной войны, это «Малая земля».

Свое знакомство с Новороссийском мы решили начать с его портовой части — прогуляться по набережной, увидеть знаменитый крейсер «Михаил Кутузов». И что может быть лучше морской прогулки! О ней — мой сегодняшний рассказ.

Выйдя на набережную, мы увидели у причала прогулочный теплоход «Владимир Шапурко»*, который через несколько минут собирался отчаливать на полуторачасовую прогулку. Голос из динамика созывал людей. Такая удача! И вскоре мы уже любовались красотами огромной Цемесской (Новороссийской) бухты.

* Владимир Шапурко (1936-2009) — инженер, всю жизнь посвятивший судам Новороссийского пароходства, работал в Новороссийской инспекции Регистра СССР. Осуществлял надзор за постройкой и ремонтом российских судов. Неоднократно бывал за рубежом для выполнения особо ответственных заданий. С 1994 года — заместитель начальника инспекции. Участвовал в расследовании причин гибели пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Награжден многочисленными медалями и грамотами, его имя занесено на Доску Почета Главного управления Регистра.

Прогулочный теплоход «Владимир Шапурко»

Погода по дороге из в Новороссийск нас не радовала. С гор сползали тяжелые тучи, предвещавшие бурю. Однако потом все удивительным образом рассосалось, и мы увидели всю красоту Цемесской бухты, Маркотхского хребта, Новороссийского порта.

Проклятие Цемесской бухты?

Как прочитала потом, непроста и зловеща Цемесская бухта бухта. Много кораблей погибло здесь, некоторые из них — по неизвестной причине. Вспомнить хотя бы трагедию пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года, когда при столкновении с сухогрузом море унесло жизни 423 человек. А еще раньше, в 1918 году по приказу Ленина в бухте был затоплен весь российский Черноморский флот — во избежание сдачи немцам. Скорбная фигура матроса — возвышается на горном откосе около трассы М-4 «Дон». В годы Великой отечественной войны здесь погибло несколько десятков кораблей, некоторые из которых не найдены до сих пор. И еще немало других трагедий — гибели судов, людей.

А может и нет никакого проклятья этой бухты? Может дело в неистовой новороссийской боре, бушующей здесь осенью и зимой?

Впервые наши моряки узнали, что такое черноморская бора, в 1848 году. Это было через десять лет после основания на берегу Цемесской бухты, у подножия темных и безлесных гор, Новороссийского укрепления.
Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе.
Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несет ее ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свертывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов. — Константин Паустовский, «Черное море»

Или в том, что здесь самое интенсивное на Черном море движение морских судов? Ведь глубина Цемесской бухты в среднем около 21-27 метров, что позволяет входить сюда океанским кораблям и судам любого типа.

Как бы то ни было, но в тот день эта бухта в форме подковы предстала передо мной величественной и спокойной. Российские и иностранные суда стояли на рейде. В порту кипели работы. Чуть поодаль виднелись военные корабли Черноморского флота России — даже после возвращения Крыма в Новороссийске остается немало наших кораблей.

Перевалочный комплекс и нефтебаза «Шесхарис»

Буксир «Адмирал Серебряков»

Некоторые горы изрыты карьерами. Здесь добывают мергель — осадочную горную породу, сырье для высококлассного цемента.

Корабли на рейде в Цемесской бухте

Вдали, на горном хребте, там где Андреевский перевал, виднеется полуразрушенная башня — недостроенный ресторан «Семь ветров». Оттуда открывается великолепный вид на окрестности.

С юго-востока Цемесская бухта ограничена мысом Дооб, рядом с которым расположена Кабардинка — популярный курорт.

Увы, через какое-то время наш теплоход развернулся — пришла пора возвращаться в порт Новороссийска.

Панорама Цемесской бухты в сторону Новороссийска

Величественно смотрится мемориал «Малая земля», место 225-дневных ожесточенных боев в годы Великой отечественной войны. О нем рассказ еще впереди.

Мемориал «Малая земля»

Карьер «Новоросцемента» — добыча мергеля

Вновь проходим мимо военно-морской базы Черноморского флота России. Рассматриваем грозные корабли. Слева на фотографии — новейший малый ракетный корабль проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Зеленый дол», проходящий ходовые и государственные испытания.

Портовые сооружения и суда

Морской вокзал «Новороссийск»

Крейсер «Михаил Кутузов»

Вот такая морская прогулка по Цемесской бухте получилась у нас. Обещанных дельфинов мы не видели. Но и других впечатлений хватило! Может, конечно, и есть проклятие Цемесской бухты, которое губит корабли, но в тот солнечный день она показалась мне очень дружелюбной.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Цемесская бухта – небольшая часть Черного моря у Новороссийска, отделенная от ветров и открытых вод сушей. Название она обрела от несущей свои воды реки Цемес, является уникальным природным сооружением, совместившим в себе сразу две функции – практическую и эстетическую. Считаясь одним из основных способов связи окружного центра с внешним миром, она по праву считается крупнейшим вместилищем памятников города.

Где находится Цемесская бухта?

Ее расположение – северо-восток Черноморья. Ближайшие к ней населенные пункты, кроме Новороссийска, — Мысхако и Кабардинка.

На карте Цемесская бухта располагается таким образом:

Исторические факты и легенды

Цемесская бухта всегда ценилась российским флотом – это крупнейшая по военному значению гавань после Севастопольской, что на полуострове Крым. В состав Российской империи она вошла лишь в 1829 г., доставшись государству в награду за победу в войне с турками-османами.

С тех пор ее активно эксплуатируют: в период с марта по октябрь по ней курсируют корабли различной величины и назначения – от военных до торговых, обслуживая нужды Новороссийска. Гавань эта не замерзает и в зимнее время, но в холодные месяцы ею завладевают ветры: штормы бывают настолько сильными, что моряки в этот период не рискуют отправляться в плавание.

Длина береговой линии Цемесской бухты – 15 км, с запада ее формирует Абрауский полуостров, с северо-запада – остров , а на востоке расположено село Кабардинка. Максимальная глубина здешних вод – 27 м, внушительная цифра делает возможным вхождение сюда даже океанских лайнеров.

Мифы и легенды

Охотники за паранормальными явлениями и искатели аномальных зон всей планеты давно дали этой уникальной природной достопримечательности собственное название – Российский бермудский треугольник. В 1917 г. именно здесь новое правительство страны решило потопить не один десяток судов, организовав своего рода корабельный погост против неприятеля.


Интересно, что ни одно из многочисленных судов не было найдено впоследствии: множество раз дайверы погружались на дно, но не находили никаких крупных корабельных частей, за исключением их обломков. С тех пор бухта так и влечет за собой череду трагических событий, увеличивая подводное кладбище. А многие уверяют, что видели здесь корабль-призрак: видение возникает в сумерки, когда на землю опускается туман.

Местные жители уверены, что мистическое судно – это «Адмирал Нахимов», затонувший в 1986 г. в результате столкновения с другим кораблем. В свое время трагедия наделала много шума, мистики связывали эту катастрофу с дурной славой местности. И теперь крейсер вынужден курсировать по своему маршруту вновь и вновь, перевозя людей, которых уже давно нет в мире живых.

Цемесская бухта: прогулка по достопримечательностям

Цемесская бухта – это не только место с богатейшей историей и крупный порт, но и настоящее скопление памятников и достопримечательностей. Прогулка по береговой линии доставит туристу много прекрасных часов и даже дней: обойти все 15 км за сутки не представляется возможным.

На въезде в Новороссийск установлен Монумент морякам революции. Открытый в 1980 г., он должен был стать частью целого комплекса, посвященного героям гражданской и Великой Отечественной войны. Но финансирование проекта остановилось – завершенным оказался лишь это памятный знак. Он великолепен: 12 м в высоту, мемориал изображает коленопреклоненного моряка, опустившего голову в минуту скорби по погибшим товарищам. В одной руке он держит собственную бескозырку, а в другой – головной убор не вернувшегося из боя товарища, бережно прижимая все, что от него осталось, к сердцу. Композиция невероятно трогательна, многие плачут, вглядевшись в нее повнимательнее.

Если перейти дорогу, вы выйдете на масштабную обзорную площадку, открывающую великолепный вид на море: здесь получатся захватывающие дух панорамные фото, Цемесская бухта – живописное место. Тут же установлен оригинальный знак «Куб-визир», выполненный в память о затонувших в гавани кораблях. Столь абстрактное толкование трагедии делает его еще более привлекательным, хочется остановиться и полюбоваться подольше.

Одна из интереснейших здешних экскурсий – посещение . В середине XX века судно принимало участие в боевых действиях в Средиземном море и Атлантическом океане, путешествовало к берегам Египта и Сирии. Благодаря техническим характеристикам, опережавшим большинство судов тех лет, оно вошло в ТОП-10 лучших в своем времени. Но время дает о себе знать: крейсер больше не бороздит моря, зато дает шанс каждому посетителю поближе познакомиться с морским делом и узнать о великой истории России за последние 100 лет. Более 200 м в длину и 20 м в ширину, он сохранил на борту уникальные памятки прошлого. Купив билет за символическую стоимость, турист получает увлекательную информацию и прогулку по морю на корабле-легенде.

Морская слава города-города

Еще один великолепный образец величественной скульптуры – стела Морская слава. Авторы – Суворов и Аполлонов – вложили в нее все свои силы и талант. Общая высота – 7,5 м, из-за этого ее пришлось создавать не целиком, а частицами: первой отлили фигуру девушки-ангела, под ногами которой находится вся планета, в руках она держит парусник, оберегая корабль от несчастий и бед. Затем возвели и гранитную колонну, на которую поместили фигуру, видимую задолго до вхождения в Цемесскую бухту. Моряки, разглядев памятник, безошибочно определяют, что они прибыли в славный город-герой Новороссийск.

Интересно погулять и по : среди огромных сухогрузов с многотонными грузами, невиданной техникой и людской суетой, ощущаешь себя всего лишь песчинкой. Порт из-за величины разделен на четыре района: военный, пассажирский, нефтяной и грузовой. Для осмотра доступна только пассажирская часть, но при должной ловкости можно попасть и в остальные отделы.

— монументальная скульптура в виде боевого судна с матросами, готовящимися вступить в бой. Прямо внутри расположен музей, содержащий барельефы портретов героев Советского Союза.

Как добраться (доехать)?

Попасть к гавани несложно – многие маршруты транспорта, курсирующего между Новороссийском и Геленджиком, идут возле нее. Городские маршрутки и автобусы также подходят к ней.

От центра Новороссийска доехать до Цемесской бухты вы сможете так:

Туристу на заметку

  • Адрес: Краснодарский край, Россия.
  • Координаты: 44.678237, 37.848035.

По праву воспета и признана уникальной Цемесская бухта, Новороссийск не зря считает ее своей главной кормилицей. Именно благодаря ей он держит связь с внешним миром. Стараниями властей она же превратилась в настоящую многокилометровую достопримечательность, на которую стоит каждому туристу этого прекрасного города, история которого знала немало как славных, так и трагических дней. В заключение смотрите о ней видеоматериал.

Просмотров