Город камакура, япония. Открыть левое меню камакура Посещение храма Энгаку-дзи

Камакура , находящаяся менее чем в часе езды на поезде к югу от Токио, была местом расположения первого военного правительства Японии. Сёгунат Камакура был основан в конце XII в. после долгой и кровавой борьбы двух аристократических групп за контроль над императорским дворцом. Одержавший верх клан Минамото избрал своей резиденцией Камакуру, так как эта рыбацкая деревня, с трех сторон окруженная крутыми лесистыми склонами, представляла собой естественную крепость.

Общая информация

Здесь было создано то, что большинство из нас воспринимает как «Путь самурая», - свод ценностей, кодекс чести, религия и культура касты воинов, которой предстояло править Японией на протяжении 700 лет. Значительная часть той культуры была навеяна школой риндзай дзен-буддизма с ее принципами дисциплины и самоконтроля, аскетичной философией жизни и искусства. Сёгунат основал в Камакуре большое число дзен-буддистских храмов, многие из которых сохранились, а некоторые имеют статус национального сокровища. До шести храмов вы легко сможете добраться от железнодорожной станции «Кита (Северная) Камакура», до которой примерно час езды из Токио по линии «Yokosuka».

Энгакудзи был основан в 1282 г. и предназначался для душ погибших годом ранее во время неудачного монгольского вторжения. Он стал вторым по важности в группе монастырей под названием Годзан («Пять гор») согласно иерархии, установленной в XIV в. под официальным патронатом сёгуната для дзен-буддистских храмов. Энгакудзи - крупнейший храмовый комплекс Камакуры, часто страдавший от пожаров и землетрясений, но сохранивший 17 из 46 оригинальных построек. Два строения в настоящее время имеют статус национального сокровища: саридэн (зал священных реликвий) , построенный в 1282 г., и огромная колокольня на холме. Колокол высотой 2,5 м был отлит в 1301 г. Основное сооружение, доступное для посещения в Энгакудзи, - церемониальный зал буцунити-ан, где вы сможете стать участником чайной церемонии.

Расположенный неподалеку Токэдзи, известный как «храм разводов», был уникален тем, что являлся храмом для женщин касты воинов, стремившихся к избавлению от несчастливого брака. Если женщине удавалось попасть сюда и три года пробыть монахиней, она могла получить от сёгуната свидетельство о разводе и стать свободной. В хомоцукане (сокровищнице) Токэдзи выставлено собрание живописи, скульптуры и каллиграфии периода Камакура, некоторые из экспонатов которого причислены к важным культурным объектам. На территории храма находится также Мацугаока Бунко - исследовательская библиотека, основанная в память Д. Т. Судзуки (1870- 1966) , заложившего основы изучения дзен-буддизма на Западе.

К югу от Токэдзи, по дороге к центру Камакуры, расположены дзен-буддистские храмы Мэйгецу-ин и Йотидзи с особенно красивыми садами. Еще южнее стоит основанный в 1253 г. Кэнтёдзи, главный из «Пяти гор». Он был создан по образцу одного из величайших китайских монастырей своего времени и строился для китайского монаха, который, как говорят, ходатайствовал перед Кублай-ханом о прекращении монгольского вторжения в Японию. Монастырь остается действующим и, как и многие храмы Кама-куры, предоставляет посетителям возможность участвовать в тренировочных сеансах дзен-буддистской медитации. В находящемся поблизости храме Энодзи можно увидеть примечательную группу скульптурных изображений Энмы (повелителя ада) и его судей.

Достопримечательности Камакуры

Если прибудете на вокзал Камакуры, на выходе поверните налево и исследуйте две интересные улицы. Большая из них, Вакамия-дори, усажена вишневыми деревьями и изобилует традиционными ресторанами, кондитерскими, а также магазинами, торгующими лаковыми изделиями, которыми славится город. Параллельная Комати-дори - пешеходная улица, зажатая между рядами интригующих сувенирных магазинов, ресторанов и специализированных магазинчиков, торгующих благовониями, камнями и писчебумажными принадлежностями.

Обе улицы ведут к Цуругаока Хатимангу - синтоистскому комплексу, построенному Ёритомо-но Минамото, первым сёгуном Камакуры. Он был посвящен легендарному императору Одзину, потомком которого объявил себя Ёритомо. В рамках проходящего в святилище в середине сентября праздника проводится колоритный турнир верховых лучников (ябусаме) , участники которого, одетые в костюмы охотников периода Камакура, пытаются, летя галопом по узкой дорожке, поразить три маленькие деревянные мишени. Расстояние между мишенями едва позволяет всадникам, отпустив поводья, зарядить и выпустить стрелу в очередную цель.

Поблизости от святилища работают два музея. Городской музей современного искусства Камакуры (вт-вс 9.30-17.00) предлагает вниманию посетителей коллекцию живописных полотен, акварелей, гравюр и скульптуры.

Музей национальных сокровищ Кокухокан (вт-вс 9.00- 16.00) располагает прекрасным собранием предметов из различных храмов и святилищ Камакуры, включая ряд великолепных картин XIII в.

Десятиминутная прогулка на восток от Хатимангу с пересечением неглубокого ручья приведет к Такэдере, больше известной как «Бамбуковый храм». Расположенный в окружении небольшой, но густой бамбуковой рощи храм имеет восхитительный павильон, в котором посетители могут насладиться чашкой густой зеленой мачи - настоя, подаваемого в ходе чайной церемонии.

Напротив, на Камакура-кайдо находится Сугимотодэра - крытый соломой древний храм, темный интерьер которого словно пропитан эзотерическими тайнами буддизма. По соседству - еще один красивый храм, Дзомийо-дзи. Среди улочек к востоку от этого места отыщите уходящий в лес подъем к Дзуисен-дзи с пышной зеленью тихого сада перед храмом и суровым сухим ландшафтом, включающим пещеру, позади него.

Ёритомо вознамерился создать для своей столицы статую сидящего Будды, способную посоперничать с гигантской бронзовой фигурой, созданной в 749 г. для храма Тодайдзи в Наре. Идея реализовалась в 1252 г. с отливкой 125-тонного Дайбуцу, сидящего во дворе храма Котоку-ин и, вероятно, являющегося вторым по популярности объектом фотографирования после Фудзиямы. Массивная фигура высотой 11,4 м сидит в классической позе Будды Амиды (Сострадательного) со сложенными на ногах руками и полуприкрытыми в состоянии полной безмятежности веками. Статуя внутри полая, и вы сможете забраться по лестнице внутрь и посмотреть в одно из окон на спине Будды.

Дайбуцу и храм Котоку-ин находятся в Хасэ - районе в западной части Камакуры. Другая здешняя достопримечательность - Хасэдэра. В зале Каннон этого храма находится крупнейшая в стране священная статуя, выполненная из дерева. Изображение Одиннадцатиликой богини Милосердия высотой около 10 м вырезано из цельного ствола и покрыто сусальным золотом. Десять маленьких голов в ее короне символизируют способность богини смотреть во все стороны, высматривая тех, кто нуждается в сочувствии. Никто точно не знает, когда фигура была создана. Одна из легенд датирует ее началом VIII в. В зале Амида находится изображение сидящего Будды Амиды, заказанное Минамото-но Ёритомо, когда ему было 42 года - в чрезвычайно неблагоприятном, по распространенному среди японцев мнению, возрасте.

Храм Рюкодзи и остров Эносима

Историю Камакуры писал не только клан Минамото. Рассказ об этом районе был бы не полон без истории Нитирэна (1222-1282) , монаха, основавшего единственную чисто японскую буддистскую секту. Отрицание Нитирэном и дзен-буддизма, и дзёдо («Чистая земля») в конце концов вынудило сёгунат отдать приказ об обезглавливании еретика на холме к югу от Хасэ. Однако если верить легенде, когда палач поднял меч, ударила молния и расколола клинок надвое. Прежде чем палач повторил свою попытку, прибыл гонец с приказом заменить казнь высылкой на остров Садогасима. Позже, в 1337 г., секта Нитирэна поставила на том холме храм Рюкодзи.

На берегу расположенной неподалеку бухты Сагами находятся два ближайших к столичной зоне пляжа: Юига-хама и Ситиригахама. В жаркие и влажные летние месяцы можно подумать, что на них тщетными поисками свободного клочка песчаного берега занимается все население Токио и Йокохамы. Не меньшей популярностью пользуется Эносима, маленький остров у самого берега с холмом посередине. С высоты холма в ясный день открывается замечательный вид на Фудзияму и полуостров Идзу. После посещения Эносимы вы сможете на симпатичном старомодном то ли поезде, то ли трамвае линии «Эноден» вернуться на вокзал Камакуры.

вконтакте facebook twitter

Сложный день впереди. Выселение из отеля в Атами, пробежка по рынку в Атами напоследок, поезд в Камакура с пересадкой в Офуна, прогулка по жаре с чемоданом в Камакура, поезд в Йокогама, подъем на маяк и наконец-то поезд в Токио, заселение в отель в Токио и хоть бы успеть увидеть фейерверки в Токио.
Камакура и Йокогама - стандартный туристический набор, который включают практически во все тур-программы. Быть так близко и проехать мимо - я себе этого не прощу.
На календаре 10 августа 2013 года, суббота - наш полный третий день путешествия. Температура воздуха около 40 градусов жары, влажность 90% и чемодан.

Утро начиналось спокойно с прекрасной погоды за окном и вкусного завтрака. Мама наконец-то приловчилась к палочкам - выбора не было, других столовых приборов не давали. После, не торопясь, мы собрали все вещи и выехали из отеля. Нам предлагали идею доставки багажа из отеля в отель, чтобы не тратить день переезда между городами в пустую, а посетить еще несколько достопримечательностей. Но при заселении в гостиницу в Атами, пытаясь объяснить, что мы хотим, даже в рисунках, на рецепции нам не дали четкого ответа о предоставлении услуги доставки багажа из отеля в Атами в отель в Токио день в день. Поэтому наше путешествие по Камакура и Йокогама мы будем осуществлять с грузом. Один плюс - чемодан на троих у нас один. Вот только осталась проблемка. Я планировала сразу после Йокогама ехать на Одайба в Токио, чтобы запечатлеть фейерверки. Это в том случае, если мы не будем успевать перед этим поселиться в гостинице. С чемоданом же придется в любом случае сначала приехать в отель. Но, надеюсь, мы всё успеем.

Пробежавшись по рынку и магазинам , мы сели в поезд в 10:00 до Офуна. В данном случае с карточкой Pasmo покупать билеты не пришлось. И в 11:30 мы уже были в Камакура. Еще одна пересадка - на трамвай. И схема движения трамвая до станции Фудзисава. Путь трамвая частично проходит по побережью залива. Наибольший интерес по маршруту представляют остановки 5 (Hase), откуда 10 минут пешком до Великого Будды, и станция 23 (Enoshima), где расположен старый маяк с футуристической подсветкой ночью, и откуда открывается хороший вид на гору Фудзи. Магнитик в Камакура почему то нам попался как раз с изображением трамвая, маяка, Фудзи и надписью Enoshima. Он мне понравился и я его купила, только потом поняла, что там не Камакура. А вот с изображением города Камакура и Будды хороших сувениров и не увидели, кроме висюлек в виде счастливых кошечек на мобильные телефоны.


На центральной станции Камакура из электрички выходило очень много людей, что мы чуть не потерялись. Но вскоре нашли отдельно вход на платформу трамвая. Немного подождали и вот он уже подъезжает.

Три остановки и нам выходить - станция Хасэ. Большая часть пассажиров выходила с нами. Поэтому легко было определить, куда идти. За всеми - японцы приведут куда надо. Тротуар очень узкий и неудобный для ходьбы парой и уж тем более с чемоданом, а движение на дороге довольно интенсивное - туристические автобусы, мопеды и машины. Ощущение того, что мы попали в очень популярное туристическое место, появилось сразу и уже не покидало - иностранцев в Камакура было очень много, в том числе и русскоязычных. Поэтому для туристов тут работали рикши, встречая еще со станции и зазывая показать все достопримечательности города. Надо было нанимать рикшу - чемодан бы покатал за нами:)

Людей было так много, что нам толком за ними и достопримечательностей не было видно. А вдоль всей дороги до Будды было множество сувенирных лавочек, кафе, где можно было купить мороженное, и даже одна шаурмятина нам встретилась. Очень понравились тематические лавки, как например, оружейный магазин с мечами, катанами и арбалетами или магазин для любителей кошек - весь товар с изображением кошек в разных позах, вариациях и расцветок. А вот о том, что не купили резиновые шлепки в виде рыбок, мы до сих пор жалеем.



Так же по пути, если поднять голову от тротуара и повернуть ее в сторону от спины впереди идущего, можно заметить интересную японскую архитектуру. Как-то так получается, что меньше всего людей шло на противоположной стороне улицы в обратном направлении от Будды.


Подходя ближе к очередному перекрестку, толпа резко куда-то рассеялась, что я немного потерялась, куда идти дальше. Но впереди показались большие храмовые ворота. Подойдя к ним ближе, сквозь листву и верхушки зеленых деревьев я увидела строгий взгляд Великого Будды - почему то тогда мне показалось, что я видела открытые его глаза. Мы на правильном пути. Билет стоит 200 йен. Перед Буддой виднеется открытая площадь под палящим солнцем, усыпанная галькой, а у нас чемодан. Одному из нас придется остаться. Я побежала покупать билеты и воду. Оставить решили Олега, который весь промок от пота - рубашку хоть выкручивай. К тому же он пофигист, да и видел намного большую по размерам статую Будды . Поэтому беру с собой маман.

Солнце в зените, 12 часов дня. Жара стояла настолько изнурительная, что пить хотелось постоянно, из-за чего потеешь еще больше. Поэтому в дальнейшем во всех храмах, где надо было перед входом умыть руки и лицо, мы, как истинные буддисты, проделывали это с удовольствием, смывая пот и пыль.


И вот он Великий Будда (Дайбуцу). Бронзовый. Отлит в 1252 году в период Камакура. Высота - 11,4 м, вес - 93 тонны. Статуя полая и внутрь можно зайти.


Перед Буддой установлена курильница, дым которой благотворно влияет на тело. Подходя к ней, японцы будто умываются дымом, руками направляя дым на лицо, одежду и части тела, которые хотят излечить. А некоторые засовывают голову прямо в курильницу - наверно, очень болит:)

Позади Будды расположен двор, окруженный зеленью, где японские туристы, сидя на лавочках, прятались от испепеляющего солнца. Всё это со статуей - территория буддийского храма Котоку-ин (Kotoku-in). Некогда статуя находилась в здании храма, но храм три раза разрушался цунами. После третьего цунами 1498 года Будда остался стоять под открытым небом.

Пока мы с мамой фотографировались возле Будды, Олег стоял с чемоданом, изнемогая от жары и жажды, но при этом окруженный молодыми японками. С его слов: "пока я вас тут жду, меня все фотографируют - я так плохо выгляжу?" - "Нет, просто ты белый иностранец, никуда не бежишь, поэтому тебя легко зафотать:)"


Покидая Будду, мы еще купили несколько сувениров, но здесь они стоили так дорого, что сильно то и не размахнешься. А дальше направляемся в сторону станции, откуда совсем недалеко до пляжа. Но очередной перекресток, и правее в 100 метрах я вижу еще одну достопримечательность. Мама и Олег из-за жары, чемодана и тяжелой сумки, которую маман несла в руке, очень устали и тормозили, поэтому оставив их в тени, я побежала узнать, что там за достопримечательность, куда направляются огромные туристические автобусы. Это оказался Hasedera Temple - храм богини Каннон. Удалось запечатлеть вход без туристов, что довольно сложно было сделать в этом месте. Храм окружен садом, в котором многие и находили благодатную прохладу и тень. Билет стоил 300 йен и я смогла его купить с помощью карты Pasmo через автомат. Поэтому бегом направляюсь туда.

В саду есть пруд, где растут лотосы и плавают красные карпы. От пруда идет прохлада. Маман и брату надо было бы сюда идти, но не факт, что нас бы впустили с чемоданом.


А дальше я увидела картину, как девушка сама себя фотографирует - интересный способ самостоятельного путешествия и при этом получить фотографии себя самой на фоне всех достопримечательностей. В данном случае мне надо было поступить как она, но я путешествую без штатива. Надо будет подумать об этом, а то от брата иногда фиг добьешься фотографии. Хотя я люблю больше ходить пешком, штатив явно тогда станет большим ненужным грузом.

Буддийский храм Хасэ-дера возведен в 736 году. В основном строении находится позолоченная деревянная скульптура богини Каннон, высотой 9,18 метров. Она имеет 11 глав, каждая из которых представляет различные фазы в поисках просветления.


Абсолютно случайно я дошла до края храмового комплекса, где была обустроена смотровая площадка. Отсюда открывается замечательный вид на город Камакура, если бы конечно не пар над землей в жару, уменьшаемый видимость. Камакура - один из древних городов Японии, был основан в 1192 году. С трех сторон окружен лесистыми горами, а на юге омывается заливом Сагами. Леса и дают ту влажность, которая делает невыносимым путешествие по городу летом. В Камакура насчитывают 176 синтоистских и буддистских храмов. Да уж, а мы только два посетили.

Проходя снова мимо станции Хасэ, на которую мы не собираемся, обращаем внимание на вывеску 100 yen shop - в Японии таки есть магазины, где всё по 100 йен (1 доллар). В одном из таких шопов мы и накупили основную часть сувениров, так как в Токио по 100 йен нам уже ничего не встречалось, кроме воды. И опять же интересная особенность японских магазинов. Мы зашли в сувенирную лавочку. Продавцов не видно, покупателей, кроме нас, нет. Мы с маман стоим выбираем кошечек, платочки, браслетики и сумочки. Хоть бери всё и выходи. Я уже не выдержала и крикнула "сумимасэн!" (извините, что беспокоим вас, но мы хотим купить у вас сувениры). Никто не отозвался. Мы уже прошли вдоль всего магазина - он совсем маленький, но состоял из двух комнат. И только возле стойки, где был кассовый аппарат, повторив "сумимасэн", выбежала продавец и приняла у нас деньги. Мы настойчивые.

Хотелось бы еще вспомнить про ж/д переезды в Японии, в частности то, что впечатлило в Камакура. Но это я уже добавила в заметку . И информацию по всем нашим поездкам между городами в этот день также можно найти в заметке .

Один из планов - увидеть пляж в Камакура, чтобы понять, что мы потеряли, не поселившись здесь, а купаясь в Атами и Симода. Глядя на такую картину (фото ниже), скажу, что мы ничего не потеряли, а наоборот удостоверились, что были таки на лучших пляжах недалеко от Токио - в и .


Вспомнить что ли про туалеты. Проходя, закрываем нос. Но этот туалет хотя бы расположен на пляже, а не как в Атами и Симода - неизвестно где. Но имея желание туда сходить, мысль сразу отогнали, так как по песку неудобно, плиточной дорожки нет, а под солнцем оставлять брата с чемоданом губительно. Кроме того запах туалета перебивали запахи жаренного и не очень вкусного. Вдоль всего пляжа расположено огромное количество кафешек, своим красивым фасадом и зонтиками повернутые в сторону моря, а там, где шли мы (поверху вдоль дороги), находились мусорные баки и веял гадостный дым. Эти запахи мне Китай напомнили - уличная еда в Пекине и Шанхае. На жаре всё это сочетание еще и рвотные позывы вызывало. Бежим отсюда побыстрее. Вот она - истинная Япония, заберешься ближе и глубже и увидишь Китай.

Мы шли по такому тротуару (фото ниже) без единого дерева, а соответственно и тени. С одной стороны - дорога, с другой - мусорные баки пляжных кафе. Мы прошли всего 750 метров, которые нам показались абсолютной вечностью и адом. От Японии я такого не ожидала - ни тебе остановок с кондиционерами, как в Дубае, и ко всему - ни единого дерева или пальмы! Оглядываясь по сторонам, я уже думала остановиться в каком-нибудь баре, выпить холодного пива, но все бары были забиты отдыхающими или надо было подниматься на второй этаж - Олег меня пошлет или заставит самой тянуть чемодан по ступеням. Не говорю уже про супермаркеты. В один из магазинов мы решили зайти охладиться, но там было столько народу, что даже в тамбуре не удалось постоять. Японские магазины очень маленькие с узкими проходами между полками с продуктами. Если много покупателей, то очередь образовывается между стеллажами. И чтобы зайти туда, надо было отстоять очередь. Чемодан - помеха, сумки тяжелые, рюкзаки давят в спины, ноги пекут, одежда вся мокрая, а лица красные. Хоть бы сознание не потерять. Я бегу быстрее, чтобы как можно скорее найти тень и уже там отдышаться. Чемодан замедляет Олега, а мама, вся красная, пытается догнать меня с тяжелой сумкой в руке. Я уже мысленно вспоминаю, где аптечка и есть ли в ней что-то от жары - только от сердца, головы и поноса. А японцы, как ни в чем не бывало, массово идут на пляж.


Мопеды, пляжные зонты и провода - Япония летом. К стрекоту цикад мы уже привыкли и не замечаем его.

500 метров от станции до Будды, круг в 400 метров вокруг Будды, круг в 500 метров по храму Хасэ, от станции Хасэ до пляжа - 300 метров, по набережной без тени - 750 метров, и от пляжа до вокзала Камакура - 1250 метров. Всего 3,7 км - вроде бы чепуха, я больше хожу от работы домой (4,4 км), преодолевая расстояние чуть меньше, чем за час, и перед поездкой практикуясь походам в жару. Но в этот раз при японской жаре и влажности я думала - кого-то мы потеряем. Свернув на улицу от пляжа в сторону вокзала, мы сначала нашли лавочку перед зоомагазином (или в прокат там можно было взять домашнее животное) - проходящие мимо японцы жалостливо смотрели на нас. А потом наконец-то появились деревья, можно умерить шаг и вздохнуть глубже.

Мы на улице "молодого принца" - Вакамия Одзи (Wakamiya Oоji), идущей от морского берега вверх к синтоистскому храму Цуругаока Хатимангу (1063 год) - одной из главных достопримечательностей Камакура. Расположен храм на "журавлином холме" (Цуругаока). А на аллее установлены три огромных тории. И вот первые из них, что ближе к морю, - Ichi no Torii. Дорогу построили по приказу сёгуна Минамото-но Ёритомо (основателя города Камакура), когда он узнал, что его жена ждет ребенка. Тории несколько раз подвергались ремонту, последний раз значительный ущерб был нанесен Великим землетрясением Канто 1923 года, что заметно даже сейчас.

Мимо проходя. В окошке радуют Тоторо и кот (имя не знаю). Я бы тоже не отказалась бы от зонтика, чтобы создавать себе тень и прятаться от злого японского солнца.


А потом мы увидели магазин суши - Chiyoda Sushi. Очень хорошие цены, есть наборы, а есть в лоточке по 5 суши одного вида. Мы взяли три коробки: с королевской креветкой, с угрем и с лососем. Всё по 290 йен. Общая цена 870 йен (около 9 долларов). Но пока есть не будем, надо найти место, где можно спокойно сесть и желательно в тени парка.

Вот так японцы прячутся от солнца.

До главного храма мы не дошли - сил уже не было. Поэтому отправляемся на центральную станцию Камакура и едем в Йокогама. Может хоть в поезде немного остынем.

Камакура была второй столицей Японии с 1185-го по 1333 годы. Это древнейшая столица страны восходящего солнца. Период в истории Японии так и называется период Камакура. Современный же город выглядит больше как поселок городского типа (по строениям), с населением чуть более 170 тысяч человек и только летом сюда съезжаются жители Токио и Йокогама для отдыха на Тихом океане. Камакура - один из городов, который пострадал во время Великого землетрясения Канто 1 сентября 1923 года, магнитуда 7,9 (моя заметка об этом ). После землетрясения образовалось цунами, которое унесло около 100 жизней на пляже в Камакура. Во время землетрясения даже Великий Будда съехал на пару шагов со своего привычного места. Эпицентр находился всего в 60 км от Камакура.

И вот мы на пути к еще одному городу, который пострадал во время Великого землетрясения Канто, - Йокогама.

На поезде из Токио в этот небольшой городок на Тихоокеанском побережье можно добраться примерно за час. «Есть что-то такое в Камакура, что заставляет жить достойно и честно». На территории религиозных святынь Камакура Вас увлечет традиционная красота Японии – медные крыши цвета морской волны, ярко-красные ворота (тории) и многое другое. Вы увидите символ города – статую Великого Будды, посетите храм Цуругаока Хатимангу, пройдете под красными воротами (тории) храма Сааукэ Инари, расположенными очень близко друг к другу и создающими удивительную загадочную атмосферу. А в пещере храма Дзэниарай Бэнтэн есть источник, в котором по поверью достаточно помыть деньги – и как с неба свалится вдвое больше. Волны двух длинных песчаных пляжей, Ситири-га-хама и Юй-га-хама, привлекают сёрфингистов в течение всего года. На море и на холмах немало достойного восхищения и изумления.

КАМАКУРА - один из самых древних городов Японии , был основан в 1192 г. Официально этот небольшой и, по нынешним представлениям, сугубо курортный городок никогда не принимал на себя столичных функций. Ведь единственным и бесспорным признаком главного города империи считается наличие там императорского дворца со всем сонмом придворных вельмож и чиновничества. Но все-таки было время в истории Японии, когда именно в Камакуре сходились все нити государственной власти. Это был не просто нервный узел страны, но город, определявший темп и направление ее жизни. Поэтому, рассказывая о древних столицах Страны восходящего солнца, нельзя обойти молчанием Камакуру. Город с трех сторон окружен лесистыми горами, а с юга выходит на залив Сагами. Климат Камакуры мягок. Это идеальный зимний и летний курорт. Каждый сезон имеет свое очарование.
Основателем Камакуры является Минамото-но Ёритомо. 1180 г. он привел в Камакуру свои войска и сделал ее своей резиденцией. В 1192 году полководец Минамото Ёритомо, только что получивший за свои победы звание генералиссимуса (сёгуна), решил принять на себя руководство страной. Отстранив от реальной власти императорский двор, пребывавший в , он основал свою ставку далеко на северо-востоке в маленькой и ничем не примечательной до того времени рыбацкой деревушке Камакура. Выбор был обусловлен уникальными стратегическими особенностями местности. Горы со всех сторон обступали деревушку, являясь естественным труднопреодолимым барьером для многочисленных врагов Минамото. С 1192-го по 1333 г. Камакура была политическим центром страны, главным опорным пунктом набиравшего силу военного сословия - самураев. Суровые воины по своим религиозным, философским и культурным воззрениям во многом отличались от изнеженной дворцовой знати. Это нашло отражение в архитектуре и оформлении храмов, которых и по сей день в Камакуре сохранилось немало. После падения Камакурского сёгуната, просуществовавшего с 1185-го по 1333 г., бывшая столица пришла в запустение и превратилась в обычную деревню, и только в эпоху Мэйдзи началась ее новая жизнь, после того как она стала привлекать художников и писателей. Сегодня в Камакуре проживает 174 тыс. чел. и ежегодно приезжает 20 млн. туристов.

Древние правители Камакуры покровительствовали религии и искусству, приглашали известных китайских монахов. Считается, что первым здешним храмом является Сугимото-дэра, основанный в 734 г. Всего же сегодня в Камакуре насчитывается 176 синтоистских и буддистских храмов.

Храм Энгакудзи

Храм Энгакудзи построенный в 1285 г и состоящий из нескольких строений, вокруг растут криптомерии. Каждое утро в летний период (с 5.30 до 6.30) для всех желающих здесь проводятся уроки медитации в духе Дзэн-буддизма. Посетить храм стоит не только из-за этих уроков. Он включен в список пяти Великих дзэнских монастырей Камакуры. К сожалению, землетрясение 1923 года нанесло этому архитектурному шедевру непоправимый урон. Здание было восстановлено из бетонных конструкций, но главные ворота с великолепной резьбой по дереву сохранились в изначальном виде, так же как и отлитый в 1301 году колокол «Оганэ», крупнейший в Камакуре. Позади главного зала храма можно обнаружить маленькую калитку. Древняя каменная лестница приведет любопытствующего ко входу в зал Сяридэн, где хранится зуб Будды, привезенный из Китая. Но войти внутрь Сяридэна можно только в дни новогодних празднеств. По обходной дорожке можно подняться еще выше, где на вершине холма стоит чайный домик. Отсюда открывается красивый вид на город и его окрестности. Наиболее интересное строение - Сяридэн, или Зал святых реликвий Будды. Он объявлен национальным достоянием Японии.

Храм Тэкэйдзи

Храм Тэкэйдзи - храм секты Дзэн, основанный в 1285 г. При храме долгое время существовало убежище для женщин, сбежавших из дома от жестоких мужей или свекровей, поэтому у храма есть и другое, обиходное, название - Энкиридэра (Enkiridera - Храм Разводов). Главный зал храма и хранящаяся там скульптура богини Каннон считаются национальными сокровищами. Сейчас храм известен цветением слив в феврале, магнолий и персиков в марте-апреле, пионов в апреле-мае, ирисов - в мае-июне.

Храм Кэнтёдзи

Храм Кэнтёдзи - самый красивый из пяти Великих монастырей Камакуры. Он был основан в 1253 г., в 1415 г. сгорел, потом горел еще неоднократно. Но все же в храме сохранились старинные предметы, в частности объявленный национальным достоянием Японии бронзовый колокол, отлитый в 1255 г. Интересны для осмотра основное здание, китайские ворота и изображение пятого правителя периода Камакура - Токиёри Ходзё.

Храм Цуругаока Хатимангу

Наиболее посещаемым синтоистским храмом в Камакуре является Цуругаока Хатимангу (Tsurugaoka Hachimangu), посвященный памяти легендарного императора Одзина (посмертное имя - Хатиман). Окруженный деревьями сакуры и зарослями азалий, он весьма живописен. Построен он был в 1063 году несколько южнее, но в 1180 году перенесен сегуном Минамото Ёритомо на более видное место - вершину холма Цуругаока (Журавлиный холм). Современные постройки датируются 1828 г. В синтоистском пантеоне обожествленный Хатиман считается покровителем военных. Легко понять, что подобная «специализация» храма помогла ему занять лидирующее место в религиозной жизни сёгуната и поддерживающих его самураев. Он стал родовым храмом семьи Минамото. Но и после крушения Камакурского сёгуната Цуругаока Хатимангу пользовался постоянной поддержкой ведущих воинских кланов - Ходзё, Асикага, Тоётоми, Токугава. С историей храма связано немало драматических историй. На его территории все еще произрастает огромное дерево гинкго, за которым, согласно легенде, прятался монах Кугё, готовившийся совершить в 1219 году покушение на своего дядю - сёгуна Минамото Санэтомо. Тут же перед храмом сохранилась крытая площадка, на которой весной 1186 года сёгун Минамото Ёритомо заставил танцевать Сидзуку, известную танцовщицу и возлюбленную своего брата Ёсицунэ, убитого по приказу Ёритомо. Эта трагическая история стала темой многих театральных постановок. Ежегодно 15 сентября пышно проходит храмовый праздник с красочными процессиями и состязаниями по ябусамэ - стрельбе из лука со скачущей лошади. А спустя неделю у подножия храмовой лестницы при свете факелов проводится ночное представление театра Но.

Широкая дорога, ведущая от морского берега вверх к храму, была сооружена по приказу сёгуна, когда он узнал, что его жена ждет ребенка. И сегодня эта улица сохраняет название Вакамия Одзи - улица Молодого Принца. На этой аллее сооружено трое огромных ворот - тории, и вдоль нее высажены деревья сакуры.

Рядом с храмом расположены два пруда - Гэндзи и Хэйкэ. В пруду Гэндзи растут белые лотосы, в Хэйкэ - красные. Здесь же возведен т.н. Барабанный мост - горбатый мостик через лотосовый пруд. Существует поверье, что, если вы сможете взобраться и пройти по скользкому мосту без посторонней помощи, вас ожидает долгая жизнь. Рядом с храмом аллею пересекает 150-метровый проход. Здесь воины Ёритомо упражнялись в ябусамэ - стрельбе из лука с лошади. В апреле и сентябре можно стать очевидцем праздников, во время которых воины, одетые в наряды периода Камакура, стреляют из лука, сидя верхом на скачущей лошади.

Вокруг Хатимангу расположилось целое созвездие известных храмов.

Храм Эгара Тэндзин

Эгара Тэндзин (Еgara Tenjin) посвящен богу - покровителю обучения. Тысячи школьников приезжают сюда, чтобы, написав на деревянных табличках свои пожелания, связанные с проблемами учебы, повесить их на стене храма.

Храм Дзэниараи Бэнтэн

Любопытен синтоистский храм Дзэниараи Бэнтэн дзиндзя (Zeniarai Benten Jinja). Известность ему принесло поверье, что если омыть наличные деньги в воде местного источника, боги быстро утроят сумму. В храме есть несколько больших корзин, куда прихожане складывают мешочки со своими деньгами. Затем служители опускают корзину на несколько мгновений в воды источника и возвращают намокшие кошельки их владельцам. Но можно не мочить свою наличность, а приобрести уже отмытые монеты в прихрамовом ларьке. Они упакованы в пластиковые мешочки и снабжены соответствующим сертификатом. Монеты из Дзэниараи Бэнтэн дзиндзя являются самым дешевым и популярным сувениром на Новый год, ведь они связаны с надеждой быстро разбогатеть.

Храм Хасэ Каннон

Храм Хасэ Каннон, по преданию, был возведен в 736 г. В основном строении храма находится известная позолоченная скульптура одиннадцатиголовой богини Каннон. Ее высота - 9,3 м, это самая высокая деревянная скульптура в Японии. По преданию, она была изготовлена в 721 г. Другой достопримечательностью храма является гигантский колокол, отлитый в 1264 г., - самый древний в Камакуре. Он объявлен важнейшей культурной ценностью Японии.

Дайбуцу - статуя Великого Будды

Камакура известна и бронзовой статуей Дайбуцу - Великого Будды, второй по величине в Японии (первая находится в Нара), находящейся на территории храма Котокуин (Kotokuin). Фигуру Будды вы увидите издалека, даже не входя на территорию храма. Подойдя поближе открывается возможность подробнее разглядеть это чудо XIII века. Медитирующий Будд а сидит на цветке лотоса. Высота скульптуры - 11,4 метра, вес - около 94 тонн. Отливать статую скульптор Гороэмон Оно начал в 1252 году под наблюдением священника Дзёко. Отливали по частям в восьми глиняных формах, на статуе видны швы и крепления в виде «ласточкиного хвоста». Внутри она пустотела, можно даже войти в маленькую дверцу сзади фигуры и подняться по лестнице на несколько метров, до окошка на уровне уха Будды. Некогда статуя была позолочена, о чем свидетельствуют маленькие лепестки золота, обнаруженные на щеках гиганта. Будда сидит под открытым небом, зеленые холмы создают прекрасный фон.

Многие из искусствоведов оспаривают высокую художественную ценность изображения, но само по себе это грандиозное творение рук человеческих поражает. Камакурский Дайбуцу выигрывает в сравнении со своим «старшим братом» - Дайбуцу в Наре, поскольку нарская статуя часто реставрировалась, тогда как облик камакурского гиганта остается неизменным с XIII века. Эта статуя лишена грубости, обычно характерной для колоссов. Особое восхищение вызывает спокойное, умиротворенное выражение лица.

Музей Камакуры, построенный в 1928 г., экспонирует 420 предметов искусства, множество исторических документов. Среди экспонатов выделяется коллекция предметов секты Дзэн, гравюры укиё-э.

Музей современного искусства находится рядом с прудом Хэйкэ, был построен в 1951 г., а в 1966 г. к нему было пристроено новое крыло. Здесь экспонируется 120 произведений живописи, графики, скульптуры японских мастеров.

Эносима

С любого из пляжей Камакуры можно увидеть маленький остров, соединенный с берегом мостом. Это Эносима (Enoshima) - любимое место летнего времяпрепровождения жителей столицы. Объясняется это тем, что островок обладает целым букетом достопримечательностей - исторических, культурных, развлекательных. На холме есть несколько храмов, названия которых вошли в историю страны. Так, буддийский храм Рюкодзи (Ryukoji) связан с именем Нитирэна - основателя одной из могущественных сект. По преданию, знаменитого монаха в 1271 году собирались казнить на этом месте. Но когда над головой осужденного был занесен меч, молния, ударившая с безоблачного неба, выбила оружие из рук палача. В том же веке перед храмом Рюкодзи состоялась другая казнь. На этот раз гнев императора обрушился на посланцев монгольского хана Хубилая, потребовавшего покорности от властителей Японии. Чуда на этот раз не произошло, и на Эносиме можно увидеть могилы незадачливых посланцев Хубилая.

На юго-западе острова есть пещера Бэнтэн (Benten), где, судя по легендам, обитал дракон. В одном из ответвлений пещеры хранится изображение богини буддийского пантеона Бэнтэн (Бэндзайтэн) - хозяйки воды и покровительницы музыки. Обнаженная фигурка этой весьма популярной в Японии богини хранится и в синтоистском храме Эносима дзиндзя (Enoshima jinja). Удивляться тут не приходится. Со временем обе религии - буддизм и синтоизм - не только сблизились, но и позаимствовали друг у друга некоторых персонажей своих пантеонов. Поэтому, скажем, изображение Бэнтэн можно встретить и в синтоистских, и в буддийских храмах.

На острове есть и чисто развлекательные заведения: дельфинарий, сад тропических растений. Привлекают отдыхающих на Эносиму и местные пляжи. В 1964 году на острове была построена самая большая в Японии гавань для яхт, предназначавшаяся для проведения регаты в рамках Токийской Олимпиады.

Камакура известна песчаными пляжами, круглогодично популярен виндсерфинг. Иногда Камакура именуют «японский Майами».

Традиционная красота Японии – медные крыши цвета морской волны, ярко-красные ворота тории, буддийские и синтоистские храмы, красота и спокойствие склонов гор, поросших лесом – объединились в этом небольшом провинциальном городке. «Есть что-то такое в Камакура, что заставляет жить достойно и честно» - говорят сами японцы.

Что рекомендуется посмотреть при однодневной экскурсии:
Храм Хасэдэра - 5 мин. от ст.Hase 8:00-17:00 (зимой до 16:30). Вход платный.
Великий Будда (Котокуин Дайбуцу) - 10 мин. от ст.Hase 7:00-17:00 (зимой до 17:30). Вход платный.

Святилище Хатимангу (Цуругаока Хатиман-гу) - 10 мин. от ст.Kamakura. Открыто постоянно. Вход платный.
Святилище Дзэниарай Бентен - 25 мин. от ст.Kamakura. Открыто постоянно. Вход платный.
Храм Токэйдзи (тел. 81 0467/22-1663), сокровищница Мацугаока.

Как добраться до Камакуры: поезд отходит от ст.Синагава или Симбаси. До ст.Кита-Камакура - 60 мин, до ст.Камакура - 63 мин.

Камакура в XII веке была столицей Японии. Несмотря на то, что от былого величия 800 лет спустя в Камакуре мало что осталось, город этот стоит посетить ради древнейших храмов, имеющих историческое и культурное значение. Именно в Камакуре были заложены основы японского дзен-буддизма, сформировалась каста самураев. Здесь остались еще здания и постройки, хранящие эхо кровавых событий, жестоких войн, переворотов и династических интриг тех далеких времен.

Камакура находится в 40 минутах езды от Токио на поезде. Эта близость к столице, мягкий микроклимат, давняя история и очаровательные горные пейзажи сделали Камакуру популярным местом для отдыха у японцев.

Достопримечательности Камакуры

В Камакуре множество достопримечательностей, но самые интересные из них следующие:

храм Kenchoji

Храм Kenchoji - дзен-буддийский. Он был основан 750 лет назад, и являлся центром распространения дзен-буддизма в Японии.

В главном зале храма на потолке 10х12 метров рукой мастера Юнсаки Коизуми изображен огромный "Дракон в облаках".

В центре храмового комплекса находится сад в дзен-буддийском стиле с прудом. С 5 до 6 утра в здании возле сада проводятся медитации, которые может посетить любой желающий.

храм Engakuji

Храм Engakuji моложе храма Kenchoji лишь на 30 лет. Основан он был в честь победы японских войск в двух нашествиях монголо-татар в 1274 и 1281 годах. В храме как святыни хранятся важные религиозные предметы и рукописи, а всему храму правительство Японии присвоило звание Историческое место.

В одном из залов храма ежедневно проводятся занятия стрельбой из лука в японском стиле. Если вам повезет, вы сможете понаблюдать за занятиями, которые напоминают скорее религиозный ритуал, чем спорт.

храм Цуругаока Хачимангу

Храм Цуругаока Хачимангу - синтоистское святилище. Было построено 800 лет назад в те времена, когда Камакура была столицей Японии, и служило в качестве религиозного центра. До сих пор этот храм хранит отпечаток трагических событий тех времен, а император Японии посещает этот храм всей семьей в новогодние праздники. Вдоль дорожки, ведущей к храму, высажена сакура, которая во время весеннего цветения образует над дорожкой красивый свод из нежных розовых лепестков.

В храме проводятся самые пышные фестивали и праздники в Камакуре. Например в апреле и в сентябре здесь проводятся знаменитые на всю Японию соревнования yabusame (стрельба из лука верхом на коне).

храм Хаседера

Храм Хаседера по преданию был возведен в 736 году. Он знаменит своей статуей Одиннадцатиголовой Каннон, выполненной из цельного куска дерева высотой в 10 метров. Со всей Японии к ней являются буддийские паломники, чтобы совершить ритуальную молитву и поклониться ей.

Великий Будда

Величавая бронзовая статуя Будды была установлена в 1252 году, и ей уже почти 800 лет. Одна из крупнейших и древнейших в Японии.

В истории Японии было три больших статуи Будды: в Наре, в Киото и в Камакуре. Статуя Великого Будды в Киото, достигавшая в высоту 160 метров, не дожила до наших дней, её сейчас заменяет меньшая по размеру деревянная статуя. Статуя Будды в Наре часто реставрировалась и заменялась новыми частями, а облик камакурского Будды выигрывает тем, что он остается неизменным с XIII века. Эта статуя - молчаливый свидетель почти 700 летней истории - лишена грубости, обычно характерной для колоссов. Особое восхищение вызывает спокойное, умиротворенное выражение лица.

Полезная информация для туристов о Камакуре в Японии - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные особенности и достопримечательности.

Камакура – древний город, основанный в конце XII века. Он находится на острове Хонсю в префектуре Канагава на побережье Тихого океана в часе езды на поезде от Токио. С трех сторон Камакура окружена горами, покрытыми лесом, а с четвертой – южной – выходит к заливу Сагами. Благодаря мягкому климату, Камакура считается и зимним, и летним курортом. В городе насчитывается 176 буддийских и синтоистских храмов, что привлекает в Камакуру паломников и ценителей японской истории и культуры.

В Камакуре обширно представлено историко-культурное наследие Японии, некоторые его объекты, как, например, огромная бронзовая статуя Будды, способны удивить, другие – как Пять великих буддийских храмов – могут очаровать любого путешественника.

Дайбуцу, или статуя Великого Будды в Камакуре – вторая по величине в Японии, а самая высокая находится в Наре. Дайбуцу установлен на территории храма Котоку-ин, высота изваяния вместе с постаментом составляет почти 13,5 метров, а вес – 121 тонну. Изначально в 1243 году статуя была сооружена из дерева, но была разрушена во время шторма. Бронзового Будду отливали по частям в течение 12 лет. Вокруг статуи трижды возводился храм, который каждый раз разрушали стихии – тайфуны и землетрясения. Фигура Будды является полой, в нее можно подняться по лестнице и осмотреть «изнанку» изваяния.

В число Пяти великих буддийских храмов входят храмы Кэнтё-дзи, который занимает первое место среди них и является старейшим монастырем дзэн-буддизма, Энгаку-дзи, хранящий реликвию – зуб Будды, храмы Дзомё-дзи, Дзуфуку-дзи, Дзёти-дзи. Эти храмы в XII-XIV веках входили в Годзан («Пять гор») – систему религиозных учреждений, которые финансировались государством и имели большое влияние на местных жителей.

В Камакуре также находится множество синтоистских святилищ, самым посещаемых из них является Цуругаока Хатимангу, построенный в 1063 году и перенесенный на свое нынешнее место в 1180 году. Он посвящен памяти императора Одзина, получившего после смерти имя Хатиман и ставшего покровителем военного сословия. Вокруг святилища расположены еще несколько храмов, к божествам которых японцы обращаются с вполне понятными и земными просьбами. Например, чтобы хорошо сдать экзамены, нужно помолиться покровителю образования Тэндзину в храме Эгара Тэндзин. А чтобы разбогатеть, нужно оросить свои сбережения водой из источника, расположенного рядом со святилищем Дзэниараи Бэнтэн.

Просмотров