Качканарский буддийский монастырь. Шад Тчуп Линг — место, где рождается Солнце

Буддийский храм на горе Качканар

В это путешествие мы ездили в августе 2011 года. Случайно увидела в интернете зимнее фото буддийской Ступы Пробуждения и сказала: «Хочу туда». Мы, конечно, не буддисты и поехали даже не из праздного любопытства, а с целью познания: что же за монастырь в горах и как же там можно жить… Да и гора, говорят, красивая, только на нее не забраться.

При въезде в город понимаем, что он находится на горе, потому что с дороги было видно красивые дали. Как позже узнали, она называется гора Долгая.Прямо из города можно во всей красе и величии увидеть гору Качканар, но только одну из ее вершин.

Гора Качканар — высочайшая вершина Среднего Урала, высота ее 887,6 м. Когда то давно она была сакральным местом для мансийского языческого населения. С приходом в монголо-ойратские степи буддизма владыкам гор стали приносить бескровные жертвы, отдавать в дар живых животных. Семья, которая прикочевала на новое место, нужно было на самом высоком холме или горе совершить подношение духу местности. Не только манси воздавали хвалу горе Качканар, но и калмыки почитали ее для обеспечения их поддержкой в рискованных мероприятиях. Между городом и горой Качканар течет речка Выя, превращенная плотиной в Нижневыйское водохранилище.

“Качканарское море” – так еще называют в народе Нижневыйское водохранилище. В междуречье рек Ис и Выи на реке Выя была построена плотина и вырыт Качканарский пруд. Из одной половины водоема берется питьевая вода для города, на другой половине оборудован пляж, лодочная станция, в пруду ловят рыбу. В водохранилище запускали несколько тысяч особей малька карпа, толстолобика и белого амура. По южному берегу пруда в его верхней части идёт граница Свердловской и Пермской областей. Нам повезло с местом ночевки на берегу водохранилища и мы весь вечер наблюдали красивейший закат.

А ночью в полную силу светила луна. Мы даже проснулись оттого, что прямо на нашу палатку от луны по всему озеру «бежит» лунная дорожка. Но, к сожалению, встать и сфотографировать ее не захотелось, сон взял свое.

Проснувшись в 8 часов утра, позавтракав и искупавшись, мы отправились дальше в путь — на гору искать монастырь. Доехали до шлагбаума «Западного карьера», припарковали машину (их там стоит немало), нагрузили себя рюкзаками и отправились. Дорога сначала очень пыльная оттого, что из карьера и в карьер ездят МАЗы и другая техника. Идти по ней всего метров 500. Дальше будет дорога чуть левее на горнолыжную трассу, но на нее идти не надо. А вот следующий поворот налево ведет к монастырю и горе Верблюд. Дальше нужно идти все время левее, направо не сворачивать, кроме как посмотреть на сам карьер со смотровой площадки. Примерно через 2 км будет своротка направо, где можно посмотреть Западный карьер Высокогорского ГОКа.

Карьер, конечно, впечатляет, интересно смотреть как все суетится далеко внизу, но от пыли была плохая видимость всего, что можно было рассмотреть далеко вдали.

Детальное изучение Качканарского рудоносного массива началось в 30-40-х годах. В 1931 г. было установлено, что он состоит из двух месторождений - Гусевогорского и Качканарского. 10 июня 1950 г. было принято постановление о строительстве у подножия горы Качканар крупнейшего в стране горно-обогатительного комбината (ГОКа) мощностью по переработке 33 млн. т сырой железной руды в год.

27 мая 1957 г. на гору Долгую пришел первый отряд смельчаков. Продукция ГОКа идет на Нижнетагильский металлургический комбинат, Челябинский и Чусовской металлургические заводы. Посмотрели, как работают другие и возвращаемся на насыпную дорогу, чтобы продолжить подниматься. Далее идти примерно 4 км до развилки, где деревья промаркированы белыми ленточками, где лежат стройматериалы, где стоит монастырская техника и т п.

Прямо — дорога к «горному озеру», примерно триста метров и справа будет небольшой пруд, бывший раньше карьером. Но мы туда не пошли. А направо — тропа, ведущая к монастырю. Подниматься до монастыря примерно 1 км. Если взять с собой что-то из стройматериалов и принести в монастырь, то вас напоят чаем в знак признательности. Такая помощь является и входным билетом на территорию монастыря. По тропе, выложенной из камня, досок, решеток выходим к «Ступе Пробуждения».

Подъем к видимой постройке монастыря – это небольшой курумник – дорога из камней.

Перед этим курумником расположена довольно большая поляна, на которой можно и передохнуть.

Вдалеке до сих пор плохая видимость из за карьерных разработок.

Поднимаемся к Ступе Пробуждения.

При входе расположены правила монастыря, гонг, охрана, местная живность и уже достаточно много интересного. Сразу всего и не заметишь, мы, например, все заново рассматривали и на обратном пути…

И тут нас встречает монах и приглашает выпить чай. Потом рассказывают, как пройти на гору верблюд и к памятнику Юрию Гагарину! Да, есть там и такое!!!

Сквозь территорию монастыря к скале Верблюд идти примерно 200 м. Он красив, величав и огромен. Это он же издалека, с основной вершины, куда мы отправимся дальше.

Но еще незабываемо то, что видно с горбов верблюда! Вот это — именно та вершина горы, которую было видно из города. То есть если дойти до нее, то можно увидеть и пруд и город.

Вот это тот самый карьер, который мы рассматривали по пути к монастырю.

А это все, что кругом!

Чтобы от Верблюда пройти к основной вершине Качканара, нужно найти тропу, которая протоптана справа у его основания. По ней до главной вершины Среднего Урала идти минут 15-20. С горы Верблюд ее видно ровно в середине с металлическим шпилем на самой вершине.

А какие виды с нее открываются! У подножия с этой стороны горы находится поселок Косья.

Виден и сам монастырь.

От основной вершины есть протоптанная тропа до вершины горы, ближней к городу. Как нам сказали, идти примерно 1 час. Жаль, но у нас не хватало времени туда добраться, и мы пошли обратно в монастырь на экскурсию по его территории. Пока шли, старались фотографировать все, что попадалось на пути.

А теперь о территории…. Монастырь «Шад Тчуп Линг» строится в скалах на северо-восточном склоне горы Качканар на высоте 843 метра над уровнем моря. Строительство соблюдается по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Основной функцией монастыря является организация и обеспечение буддийского практического процесса: проведение ритуалов, служб, традиционных праздничных мероприятий, индивидуальных и коллективных практик

Одна из основных целей строительства монастырского комплекса - сохранение буддийского учения и в частности уникальной системы самопознания и самосовершенствования, какой является тантрический буддизм. Одно из ключевых строений монастыря — ступа. Ступа (чортен, субурган) — один из важных атрибутов буддизма. Представляет собой памятник просветленному уму Будды, а так же является вертикальной моделью мироздания. Устанавливается в определенных местах, гармонизируя и структурируя вокруг себя пространство. Это пастбище.

Здесь вход во внутренний двор.

Видимо, местная электростанция…

Внутри построек…

Горные травы.

В монастыре, прямо на горе, есть даже баня. Канатная переправа для поднятия тяжестей.

Библиотека.

1 этаж – библиотека, 2 этаж – комнаты для проживания.

Рядом с библиотекой на 1 этаже находитя кочегарка (выложена камнем). Зеленым цветом выкрашен чайный домик, а над ним детская комната.

План монастыря в будущем.

ВНИМАНИЕ!!! Из путешествия мы не делаем рекламу монахам, не призываем к уходу из дома людей для жизни в этом монастыре, а также не распространяем данную религию. К нам со стороны монахов никаких призывов остаться и принять их учение не было, но потрясающая красота вокруг, тишина и спокойствие очень способствуют ну… остаться хоть на чуточку… вызывают желание уйти от городской суеты… Поэтому приведу биографию монаха в очень кратком изложении только с познавательной целью.

Биография Ламы Санье Тензин Докшита

Тендзин Докшит (в миру Михаил Васильевич Санников) родился 30 ноября 1961 г. в г. Воткинске Удмуртской АССР в семье потомственных военных. В 1979 г. был принят в Пермский Сельскохозяйственный Институт. Закончил курсы гражданской авиации. В мае 1980 г. был призван в ряды ВС СССР.

В феврале 1981 г. был отправлен по контракту в Афганистан. Одной из постоянных главных задач его группы в Афганистане было уничтожение караванов с оружием, шедших к моджахедам из Пакистана. В 1987 г. в звании капитана вышел на пенсию. В течение нескольких месяцев работал в морге Ленинского района г. Перми санитаром и помощником патологоанатома.

Выучился в Нижнетагильском художественном училище. От своего бывшего наставника в японской борьбе на мечах (Кендо) узнал о существовании в Бурятии традиции буддизма. В 1989 г. поступил на учёбу в Иволгинский дацан, где был определён в группу, специализировавшуюся по буддийской Тантре, которую отбирал лама Пема Джанг (Дарма-Доди Жалсараев), и принял монашеские обеты под именем Тензин Докшит.

В 1991-1993 гг. жил в г. Гусиноозёрске, затем — в Танчин-дацане Даши Гандан Даржалинг (пос. Гусиное Озеро), где проходил практику по совершению ритуалов. Летом 1993 г. ездил в Монголию, где получил посвящение в тантру Ямантаки от ламы Санже-ла в затворе близ г. Орхонтуул (Селенгинский аймак). В декабре 1994 г. получил посвящение в ламы. Зимой 1995 г. его Коренной Учитель, Пема Джанг, дал ему распоряжение о возведении буддийского дацана в России, указав место постройки – вершина горы Качканар (Свердловская область).

Храм было назвали «Шадтчуплинг» (в тибетском произношении «Шеддублинг», тиб. bshad sgrub gling; «Место изучения и осуществления»). 16 мая 1995 г. начались работы по возведению монастыря на указанном месте. Храм «Шадчуплинг» строится силами Тензина Докшита и немногочисленной общины лиц, принявших у него начальные монашеские обеты. Материально строительство обеспечивается общиной его учеников-мирян, проживающих на Среднем Урале.

В 2001 г. в Качканаре учениками Тензина Докшита была зарегистрирована как часть «Российской Ассоциации Алмазного Пути школы Карма Кагью» местная религиозная организация. Рассматривался вопрос и о непосредственной регистрации монастыря в качестве затворнического центра «Ассоциации». Ориентация «Ассоциации» — на преимущественно мирской, немонашеский буддизм.

Как доехать на автомобиле:

по автодороге Екатеринбург — Качканар. В Качканаре по главной дороге, на втором светофоре (остановочный комплекс «Площадь» будет справа у светофора) поворот налево на ул. Крылова. Это дорога в сторону Валериановска. Ехать до большого указателя «Западный карьер», поворот по нему налево и ехать до шлагбаума перед въездом на территорию карьера. Оставить машину у шлагбаума и по отсыпанной дороге идти прямо вдоль железнодорожных путей, по которым на вертушках вывозят руду из карьера.

В восьми километрах от города Качканара , посередине Свердловской области, на высоте 885 метров, стоит монастырь Шад Тчуп Линг. Буддийская обитель на Урале - уже само по себе необычно. Но не меньшая «достопримечательность», чем собственно монастырь, - это его 54-летний основатель Михаил Санников .

Дзен мужчина познал далеко не сразу. Потомственный военный (отец и дед - офицеры разведвойск), он окончил школу КГБ и в 1981 году отправился в Афганистан . Дослужился до командира диверсионно-разведывательной группы. Сослуживцы до сих пор вспоминают его меткость. Главной задачей их отряда было уничтожать караваны с оружием, которые шли к моджахедам из Пакистана . Снайперская винтовка Санникова не знала ни одного промаха. А дальше случился срыв. Михаил навел прицел на лошадь, нагруженную оружием. Ничего нового. Он много лет этим занимался. Нужно было всего лишь спустить курок и выстрелить лошади в голову. Но тут Санников увидел в прицел, как животное плачет. Из глаз лошади текли слезы. И он не смог выстрелить. За невыполненный приказ Михаила разжаловали. А он был этому только рад. От одного старого афганца проштрафившийся военный узнал про буддизм, про самоограничения, про достижение нирваны, а также про то, что причиной страдания людей являются они сами. И, вернувшись на родину, он отправился вовсе не домой, а в Бурятию - в крупнейший отечественный буддийский центр. После 7 лет практик Санников получил имя лама Санье Тензин Докшит. А затем наставники отправили бывшего военного возводить новый монастырь.

Последователи Санникова уверяют, что место (вершина горы Качканар) привиделось учителям во время медитации. Но есть куда более рациональная версия: на западе России уже был один буддийский храм - в Петербурге , на востоке - храмы буддийской Бурятии, а вот посередине, на Урале, - пусто. Так и возникла идея строительства монастыря на одной из самых высоких точек уральских гор.

Когда лама Докшит в 1995 году первый раз забрался на вершину, здесь не было ничего. Только камни, - с придыханием говорят послушники. - Первым делом он построил здесь хижину. Один! Периодически спускался в город, чтобы заработать на еду. Слухи о ламе быстро поползли по окрестностям. И скоро у него появились помощники…

Сейчас Шад Тчуп Линг - это уже далеко не просто хижина, а целый жилой комплекс. Здесь есть и баня, и столовая, и даже библиотека.

Журналисты «КП » ездили в монастырь в конце декабря. Мы тогда собирали информацию для новогоднего путеводителя по самым интересным местам Свердловской области. Разумеется, нашлось в нем место и для буддийского монастыря.

Мы привезли тогда с собой ананас и мешок конфет.

Лучше бы пластиковую арматуру привезли, - принимая дары, цыкнул тогда лама. - Мы сейчас дирижабль строим. Нам бы для корпуса пригодилось.

- И куда же вы на нем полетите? – поинтересовались мы.

Да куда захотим! - отхлебывая чай из кружки, ответил Михаил.

- А монастырь строить уже закончили?

Практически и не начинали. Работы еще на 279 лет. Но следующим летом хотя бы статую Будды поставим.

Теперь, видимо, этим планам не суждено будет сбыться. Разговоры о том, что монастырь стоит незаконно, и его нужно снести, ходят по Свердловской области не первый год. Но всерьез и собственно никто не воспринимал. Даже сам Санников. На наш вопрос в декабре, боится ли он того, что его обитель снесут экскаваторы, Докшит лишь скептически улыбнулся:

Сейчас в стране кризис. Никому дела нет до нас.

Но дело оказалось все-таки слишком прибыльным, чтобы забыть о нем пусть даже и в кризис.

«До 1 марта 2016 года в городе Качканаре должен произойти снос буддистского монастыря «Шад Тчуп Линг», - говорится в постановлении судебных приставов УФССП России по Свердловской области. – Михаил С., проживающий в этом монастыре, обязан освободить земельный участок от построек, которые предназначены для религиозных обрядов. Причиной выселения буддистов является незаконное занятие территории, находящейся в федеральной собственности, помимо этого, данная земля находится в разработках собственно качканарского месторождения железной руды. Городской суд принял такое решение в пользу Департамента лесного хозяйства еще летом позапрошлого года. Ввиду того, что Михаилом С. неоднократно не исполнялись требования исполнительных документов, его привлекли к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ (за повторное неисполнение требований исполнительных документов неимущественного характера). Также в отношении Михаила С. было вынесено постановление о временном ограничении на выезд за пределы Российской Федерации ».

При это приставы уточняют, что никтот не собирается выгонять монахов на улицу.

В Администрации Качканарского городского округа состоялось оперативное совещание по вопросам исполнения Михаилом С. требований по переезду монастыря на гору Мохнатку. На совещании присутствовал Михаил С., где ему было повторно вручено требование об исполнении решения суда до 1 марта 2016 года, - уверяют в УФССП России по Свердловской области.

В монастыре в свою очередь заявляют, что не смогут переехать к началу весны.

Мы считаем то, что решение по сносу – незаконно, - говорит послушница Анна Колосова . – Действительно, у нас была договоренность с городскими властями, что монастырь будет перенесен на гору Мохнатка . Для этого металлургический комбинат «Евраз» должен был обустроить место на горе и пути подхода к ней. Но данные условия выполнены не были. Мы готовы переехать. Но только тогда, когда будут выполнены все обязательства. А пока, естественно, мы будем защищать наш монастырь от сноса.

Фотогаллерею из буддистского монастыря "Шад Тчуп Линг"

(тиб. «Место практики и реализации») основана 15 мая 1995 года. Это удивительное место, в котором ты понимаешь свою атомарную причастность к творению Вселенной. Шад Тчуп Линг - это место, где рождается Солнце!

Сегодня я поведаю Вам о своём первомайском путешествии на гору Качканар, в гости к обитателям Шад Тчуп Линг, и немного затрону тему созидания и удивительного спокойствия людей, которые поменяли быт на жизнь.

Моя поездка на гору Качканар в монастырь Шад Тчуп Линг пришлась на раннюю весну - 6 мая 2016 года. Подъем я начинал от шлагбаума Западного карьера, потому что проход через Косью весной труднопроходимый. Очень много тающего снега.

Для тех, кто решил посетить общину мой Вам совет: позвоните им и спросите, что принести. Это не обязательное действие, конечно, но в рамках гостеприимства они всегда рады полезным подаркам от гостей. В этот раз я им привез крупы, хлеб и растительное масло. Телефон общины прежний: +7 965 529 2708.

Подъем на Качканар через Западный карьер похож на длительную прогулку, общее расстояние от шлагбаума до монастыря - порядка 8,5 км. Весь подъем проходит по грунтовой дороге, поэтому надевайте обувь на толстой подошве, иначе к середине пути у Вас очень сильно будут болеть стопы.

Добраться до проходной Западного карьера очень просто - заезжаете в Качканар, доезжаете до улицы Крылова и по ней всё время прямо, пока не упретесь в шлагбаум. Здесь оставляете автомобиль и через лес слева от проходной обходите КПП, т.к. охрана через шлагбаум пускает только по пропускам. Дальше путь идет по грунтовой дороге, все повороты - налево. Где-то через 1,5 км будет большой поворот налево. На нем, если идти прямо, можно выйти на смотровую площадку, с которой открывается интересный вид на Западный карьер. Если Вы выбрали маршрут правильно и всё время поворачивали налево, то Вы дойдете до дерева с ленточками и указателю, на котором будет указан маршрут: Верблюд гора - прямо, монастырь направо.

Дорога от указателя до самой общины проходит по очень живописному лесу. Мне повезло гораздо больше - мой маршрут проходил по весеннему лесу, который во всех красках раскрыл свой природный художественный потенциал.

Подножие буддисткой общины сказочным силуэтом вырисовывается в лучах весеннего солнца, словно сказочный неприступный замок, который ты обязан завоевать. Только не оружием, а остановкой внутреннего диалога.

Подъем по курумнику к монастырю - это, на мой взгляд, самый колоритный элемент всего маршрута. Переступая аккуратно, с камня на камень, ты поднимаешься всё ближе. Ближе к себе и своим вопросам.





Вся территория монастыря в активном строительстве, община всегда открыта к помощи и ждет волонтеров. Снос Шад Тчуп Линг временно прекратился: Качканарский ГОК заморозил разработку месторождения до 2028 года, а монастырь, в свою очередь, будет получать статус достопримечательности. Поэтому, я думаю, этот уникальный памятник иной веры навсегда сохранится на Уральской земле!

Просмотров