Кафедральный собор святого иоанна предтечи в городе керчи. Храм Св

Храм Иоанна Предтечи в Керчи считается древнейшим православным храмом на всем полуострове Крым. Создана церковь по образу и подобию храмов Византии. Такие «полосатые» здания белого камня с прослойками плоского кирпича возводили, чтобы сделать их более крепкими и надежными, способными выдержать любое землетрясение.


Саша Митрахович 07.02.2018 09:10


Кто строил церковь Иоанна Предтечи в Керчи — неизвестно, датируют храм IX—XI веками. Существует версия, что храм Иоанна Предтечи возвели на месте старинной базилики. Скорее всего, она сгорела, когда из этих мест изгоняли хазар, поскольку на древней кладке исследователи обнаружили следы гари. Похоже, что из той, первой базилики, строители Предтеченского храма взяли уцелевшие колонны.

Древность храма подтверждают в первую очередь старинные амфоры VIII века, найденные в его кладке. Эти амфоры использовали в качестве голосников. В архитектуре часто применяли полые сосуды, помещая их горлышками наружу. Это позволяло облегчить давление на несущие конструкции здания и улучшало акустику.

Когда в Крым хлынули орды монголо-татар, захватчики превратили Иоанно-Предтеченский храм в мечеть.

Генуэзцы пришли на эту землю к концу XIII века, тогда город начал активно развивать торговые связи с внешним миром. При них город стал крупным торговым центром. Похоже, как раз тогда, при генуэзцах, Предтеченская церковь снова стала христианской.

А в конце XV века в Керчи прочно обосновались турки, греческая община была при турках весьма немногочисленна, так что содержать и ремонтировать храм Иоанна Предтечи было некому и не на что. Неудивительно, что он начал ветшать.

К счастью, никакие переделки, которым храм подвергался за время своего существования, не смогли окончательно уничтожить его фрески. Даже специфическая мусульманская штукатурка, замешанная на шерсти, не «убила» их. Фрагменты росписей сохранились по сей день. Специалисты полагают, что над ними в свое время трудились ученики самого .

На рубеже XVIII—XIX веков, когда Керчь вошла в состав России, церковь Иоанна Предтечи передали грекам, которые примерно в то же время стали активно селиться на южных границах империи.

В начале 1820-х годов, согласно плану реконструкции Керчи, ее доминантой должна была стать как раз церковь Иоанна Предтечи. Неудивительно, что керченский храм во имя Иоанна Предтечи стал самым богатым в Крыму.

После революции большая часть церковных построек, часовня над склепом предпринимателя К. И. Месаксуди, а также монументальные надгробия кладбища были снесены. Тем не менее службы в церкви продолжались вплоть до 1937 года, когда храм окончательно закрыли, а само здание передали филиалу Центрального антирелигиозного музея Крымской АССР.

Как бы парадоксально это ни звучало, но, как правило, передача храмов подобным музеям была едва ли не единственным шансом сохранить памятник архитектуры. Из республиканского бюджета сразу поступили деньги на покраску и штукатурку стен, обновление крыши, водостоков и раскрытие фресок, обнаруженных реставраторами Третьяковской галереи.

Но началась война. Сначала по храму прошлись мародеры, потом, во время оккупации Керчи, в церкви возобновились было службы. К концу войны ее включили в состав историко-культурного заповедника.

В 1963 году храм наконец получил официальный статус памятника архитектуры республиканского значения... и рыбный рынок под своими стенами.

На протяжении десятилетий в XX веке уникальный древний Иоанно-Предтененский храм ветшал. Наконец, в 1970-е годы было принято решение о его реставрации.

В 1990-е годы храм Иоанна Предтечи передали Церкви, и в древних стенах снова зазвучали священные молитвы.


Саша Митрахович 07.02.2018 09:18


Церковь Иоанна Предтечи считается одним из древнейших православных храмов не только Крыма, но и всей Восточной Европы. И таким образом являет собой связующее звено между «материнской» архитектурой Византии и зодческими школами, сложившимися после X века в православных державах, таких как Киевская Русь или Грузия.

С архитектурной точки зрения церковь, что называется, хрестоматийный пример четырехстолпного трехапсидного крестово-купольного храма, где единственный купол несут крестообразные своды, поддерживаемые столпами, которые, в свою очередь, передают нагрузку на колонны. В результате переделок XIX века, когда церковь «обросла» двумя притворами и колокольней, облик храма как бы «расплылся», стал сложносочиненным, более горизонтально ориентированным и как бы «прижатым к земле».

Но исходная византийская церковь подчеркнуто вертикальна. Разновеликость апсид и пониженных угловых частей четверика приводится к общему знаменателю благодаря сильно завышенным нефу и трансепту, образующим равноконечный крест.

Вертикальный порыв подчеркивается плоскими пилястрами и фактурными перспективными арками, выделяющими оконные и дверные проемы. Соответствует общему замыслу и изящный световой барабан с венчающим строение полусферическим куполом.


Саша Митрахович 07.02.2018 10:13


Предтеченская церковь Керчи стоит в ряду особых сооружений, органически объединяющих в себе и базиликальную, и крестово-купольную архитектурные системы.

Есть предположение, что храм мог быть сооружен на месте более древней культовой постройки, в доказательство приводят и элементы капителей, характерные для V века, и следы гари, датированные IX веком.


Церковь в XIX веке была расширена и теперь состоит из двух частей: древнего храма и более обширной пристройки.

Сохранились остатки древних фресок, вскрытые при реставрации XIX века. А реставраторы века двадцатого вернули бесхозный храм к жизни. Чтобы избежать разрушения сводов и барабана, пришлось укрепить его конструкции металлическим каркасом, его хорошо видно в интерьере церкви.


Саша Митрахович 07.02.2018 10:25
тел: +7 (978) 060-28-93

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ :

ВТОРНИК, 7.30 — ЧАСЫ,ЛИТУРГИЯ,ИСПОВЕДЬ,ПРИЧАСТИЕ

СРЕДА, 7.30 — ЧАСЫ,ЛИТУРГИЯ,ИСПОВЕДЬ,ПРИЧАСТИЕ

17.00-ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ЧЕТВЕРГ, 7.30 — ЧАСЫ,ЛИТУРГИЯ,ИСПОВЕДЬ,ПРИЧАСТИЕ

17.00 — ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ПЯТНИЦА — 7.30 -ЧАСЫ,ЛИТУРГИЯ,ИСПОВЕДЬ,ПРИЧАСТИЕ

17.00 — ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

СУББОТА — 7.30 — ЧАСЫ,ЛИТУРГИЯ,ИСПОВЕДЬ,ПРИЧАСТИЕ

10.00 — КРЕЩЕНИЕ

17.00 — ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ВОСКРЕСЕНИЕ — 7.00 — ЧАСЫ, 7.30 — РАННЯЯ ЛИТУРГИЯ

9.30 — ЧАСЫ, 10.00 — ПОЗДНЯЯ ЛИТУРГИЯ

По окончании литургии во все дни — МОЛЕБЕН

По окончании молебна — ПАНИХИДА
В ЗИМНИЙ ПЕРИОД НАЧАЛО ВЕЧЕРНИХ БОГОСЛУЖЕНИЙ В 16.00

Самый древний каменный храм России и восточной Европы. Уникальный керченский кафедральный собор святого Иоанна Предтечи — единственный из памятников архитектуры, сохранившихся с периода расцвета Тмутараканского княжества (X-XI вв.).

Храм Иоанна Предтечи – один из древнейших памятников раннего средневекового зодчества: здесь как бы соединены две архитектурные системы — базиликальная и крестово-купольная византийской планировке, как и Собор Святой Софии в Константинополе или его копия в неовизантийском стиле как Морской Никольский Собор в Кронштадте. Храм – выдающееся произведение архитектуры, единственная из византийских церквей, чудом уцелевшая. Предполагают, что храм Иоанна Предтечи был построен в VI-IX веке, подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII-IX века, их использовали в качестве голосников.

О храме говорится в надписи так называемого «Тмутараканского камня», который хранится в Эрмитаже: «В лето 1576 г, Бениндикта 6 Глеб князь мерил море по делу от Тмутараканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен». В те далекие времена храм стоял у самого берега моря.

По преданию, сам апостол Андрей Первозванный благословил возведение храма на берегах Керчи, тогдашнего Боспора в 65 году н.э. в честь своего первого учителя Иоанна Предтечи. Именно в это время апостол Андрей, согласно записям монаха Епифания, прибыл впервые для проповеди в эту местность. Подтверждением этому служила и почитаемая святыня — камень с отпечатком стопы Первозванного апостола, который находился у самого храма вплоть до революционного времени 1917 года. В революционные годы камень исчез и дальнейшая его судьба не известна.

Из древних предметов, найденых в соборе, достойны внимания — деревянная чаша, относимая к VI веку, с едва заметными изображениями Спасителя, Богоматери, святого Иоанна Предтечи и Распятия, две серебряные чаши — одна XVI-XVII века, а другая — конца XVIII.

Собор Иоанна Предтечи состоит из двух частей: собственно — древней церкви Иоанна Предтечи и пристройки, сделанной в XIX веке. В 1834 году был разобран нартекс с западной стеной и пристроен трехнефный притвор в псевдовизантийском стиле. В 1845 году к церкви пристроили еще двухъярусную колокольню, а позже северный притвор, освещенный в честь Святителя Николая архиепископа Мир Ликийского. Во время реконструкции храма в 30-х годах XIX века под куполом древнего храма были обнаружены фрески, с изображением двух святых.

В 60-е годы прошлого столетия вокруг храма был рынок — торговали рыбой. С выбитыми окнами, с кустарником на стенах и крыше, он являл в те годы печальное зрелище. После реставрации в храме была открыта лапидарная коллекция музея. Только в 90-х годах древний храм был возвращен церкви, сегодня в нем совершаются богослужения. Cобор находится под охраной ЮНЕСКО.

Множество паломников приезжают сюда со всех уголков мира. Это прекрасное место, в котором современный человек может найти утешение, спастись от суеты шумного города. Здесь мы соприкасаясь с вечностью, забываем о времени и, наконец, вспоминаем об истинном смысле жизни.

Панорамный тур по кафедральному собору

святого Иоанна Предтечи

ДУХОВЕНСТВО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ:

Настоятель собора: Ключарь собора: Архимандрит Роман (Овсиенко) Духовенство: [b]Церковь Иоанна Предтечи в Керчи является выдающимся памятником ранневизантийского культового зодчества конца IX – начала X вв.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6169.jpg

Храм представляет собой сложный архитектурный комплекс, окончательно сформировавшийся лишь в конце XIX в. Первоначальная византийская постройка, занимающая ныне восточную часть церкви, представляла собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. На нижнем кубическом массиве возвышался крестообразный верх, который хорошо выделялся сверху благодаря пониженным угловым частям. Внутри крест был нарушен отдельно стоящими колоннами, в результате чего церковь органически объединяет две архитектурные системы: базиликальную и крестово-купольную. Подобные храмы строили начиная с IX в. в восточных районах Византийской империи. Сейчас невозможно ответить на вопрос, кто же построил храм: боспорские мастера или заезжие зодчие. Можно говорить о том, что строительство подобного храма вряд ли было под силу местным мастерам*. Его сооружение несомненно контролировалось имперской администрацией и константинопольской патриархией.
Даже при беглом осмотре здания в глаза бросается оригинальный тип кладки внешних стен. Небольшие, хорошо обработанные блоки известняка, чередуются с прослойками тонких обожженных кирпиче и плинф.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6167.jpg
Этот необычный прием придает стенам некоторую пышность и нарядность. Подобный тип кладки был хорошо известен византийским зодчим и неоднократно применялся при строительстве больших общественных зданий в Херсоне, Солуни и Константинополе. При помощи кирпича выложены также внутренние арки ветвей креста, верхняя часть барабана купола и навершия узких окон. Церковь венчает единственный полусферический купол, образующим центр креста. Он установлен на круглом светонесущем барабане, который придавал церкви стройные очертания. Фасады были украшены перспективными арками и пилястрами.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6178.jpg
В композиции храма господствовала вертикаль. Несоразмерностъ поперечных и вертикальных размеров церкви еще в 1867 г. отметил инженер Рыдзевский, тщательно обследовавший храм. Благодаря этой особенности она являлась архитектурной доминантой в городской застройке.
Интерьер храма формировался подпружными арками и парусами опиравшихся на четыре крестообразных в сечении столба. Они, в свою очередь, поддерживались четырьмя изящными мраморными колоннами. увенчанными резными капителями. Колонны, как и капители, были сделаны из сероватого с голубыми прожилками мрамора. Этот сорт мрамора добывали на острове Проконнсс в Эгейском море вплоть до конца VIII в**. Здесь же находились мастерские, где изготовляли различные архитектурные детали. Впоследствии готовые изделия направлялись во все концы Византийской империи и украшали храмы Константинополя, Равенны, Афин, Венеции и многих других городов.
Капители керченской церкви относятся к одному из самых ранних типов византииско-коринфских капителей и датируются концом V – началом VI вв.
Еще в конце XIX в. исследователь средневековой Таврики А.Л. Бертье-Делагард обратил внимание на сборный характер капителей и колонн, которые даже не совпадали по диаметру. Кроме того, было хорошо заметно, что тонкие, изящные колонны и не менее причудливые капители не вписываются в строгое, несколько тяжеловесное убранство интерьера. На этом основании Н.П. Кондаков предположил, что на месте церкви Иоанна Предтечи раньше находился более древний храм, который, судя по колоннам, имел базиликальную форму. По мнению исследователей, колонны и капители, изготовленные задолго до постройки церкви были взяты из древней базилики. Подобные случаи известны в Херсоне, когда крестово-купольные храмы построенные в IX в., украшались мраморными деталями из полуразрушенных христианских храмов юстиниановского времени.
Для улучшения акустических свойств, в паруса церкви были вмонтированы небольшие амфоры. Несколько из них было обнаружено пол слоем поздней штукатурки во время реставрационных работ.
Вокруг церкви, по древнему обычаю, на протяжении нескольких столетий совершались захоронения. Во время раскопок были обнаружены десятки могил, устроенных в виде каменных ящиков. Некоторые из них служили семейными усыпальницами. Внутри таких погребений обычно содержались останки нескольких человек. Судя по немногочисленному скромному инвентарю, большинство могил относилось к XII–XV вв., хотя самые ранние можно датировать временем постройки храма
Благодаря прекрасной сохранности, церковь издавна привлекала внимание путешественников и ученых. Первые упоминания о ней относятся к 1334 г., когда ее посетил арабский путешественник Ибн-Батута. В 1634 г. церковь подробно описал монах-доминиканец Эмиддио Дортелли д"Асколи. Он донес до нас очень интересную, но неправдоподобную легенду, согласно которой церковь была найдена в море. В этом путешественника убеждали многочисленные отпечатки морских ракушек на блоках известняка-ракушечника, из которых сложены стены и своды храма. В 1666 г. в своей «Книге путешествий» Эвлия Челеби, описывая «прекрасный замок Керчь», упомянул и о «церкви неверных», которую построили, по его мнению, во времена владычества генуэзцев.
После присоединения к России, в 1783 г. в Крыму создалась благоприятная обстановка для изучения его древностей. К концу XIX в. в науке сформировалось две точки зрения относительно времени постройки храма. Большинство ученых датировали его первой половиной–серединой VIII в. При этом в качестве аргумента использовали надпись, обнаруженную на северной колонне храма. В переводе В.В. Латышева, надпись, написанная на греческом языке, выглядела следующим образом «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта 10, в лето от Адама 6265». Таким образом получается, что Кириак скончался в 757 г.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6176.jpg
Другие исследователи считали, что колонна, которая была взята из более древнего храма, попала в церковь Иоанна Предтечи уже с надписью. Следовательно, храм относился к позднему времени. На основании архитектурных особенностей они датировали его X и XII вв.
Этот сложный вопрос был окончательно разрешен лишь после того, как в 60-х гг. XX в., внутри храма и вокруг него были проведены археологические раскопки под руководством Т.И. Макаровой. Используя вновь полученные данные, ученые смогли воссоздать в целом историю храма.
Место, на котором находится церковь Иоанна Предтечи, было за селено человеком относительно поздно, в первые века нашей эры. До этого, судя по мощному слою стерильного, без всякой примеси керамики, морского песка, где-то поблизости проходила береговая полоса В начале VI в., после того как центр Боспора переместился с вершины горы Митридат к ее подножию, здесь был построен большой храм-базилика. В эпоху правления императора Юстиниана I строительство подобных храмов развернулось по всей империи. Не был исключением и Боспор. Во время раскопок внутри северной часовни церкви, ниже ее фундаментов, были обнаружены фрагменты древних монументальных кладок, сложенных из хорошо обработанных квадров известняка В восточной части храма выявили остатки древней апсиды, кривизна которой не совпадала с диаметром апсиды церкви Иоанна Предтечи Эти находки подтвердили гипотезу о существовании на этом месте древнего храма. Помимо этого, во время раскопок было собрано большое количество расколотых плит и архитектурных деталей, изготовленных из проконесского мрамора, излюбленного материала зодчих юстиниановской эпохи.
В 20 метрах к северу от церкви были обнаружены остатки монументального здания, носившего, по-видимому, общественно-культовый характер. Об этом свидетельствовали находки могилы, устроенной в полу здания, остатки фресок, оконных стекол и фрагмент большого мраморного ритуального сосуда-лутерия. Во время раскопок неоднократно встречались части архитектурных деталей, сделанных из проконесского мрамора. Помимо этого, внутри помещения были обнаружены колодец и большой резервуар для воды, которые и послужили ключом к разгадке назначения этой постройки. По мнению археологов, что был баптистерий – специальное здание для крещения вновьобращенных. А резервуар и мраморный лутерий служили соответственно купелями. Подобные крещальни обычно располагались недалеко от базилик и составляли с ними единый архитектурно-культовый комплекс. Такие комплексы известны в Херсоне и других крупных религиозных центрах Византии.
Дальнейшую историю базилики можно реконструировать, используя немногочисленный археологический материал, обнаруженный в засыпи ограбленной могилы внутри баптистерия. Судя по находкам небольших кусочков амфор, красного лака и стекла, могила была ограблена в промежутке между серединой VI и серединой VII вв. Как раз на этот отрезок времени, приходится тюркский погром 576 г., когда Боспор, судя по упоминавшейся выше строительной надписи дуки Херсона Евпатерия, был основательно разрушен. Именно с его восстановительной деятельностью можно связать реконструкцию баптистерия, во время которой ограбленная могила была засыпана, а поверх ее настлали новые мраморные полы. Но пострадала ли сама базилика, к сожалению, выяснить археологам пока еще не удалось.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6174.jpg
В конце VII в. Боспор вновь становится ареной борьбы, но теперь уже между Византией и Хазарским каганатом, попытавшимся заявить свои права на имперские владения в Крыму. В результате этих событий была разрушена крещальня. На ее руинах были построены хазарские постройки. Однако базилика, по-видимому, не пострадала. На это косвенно указывает «надпись Кириака», датированная 757 г. Хазары, известные своей веротерпимостью, могли сохранить христианский храм, хотя территория самого комплекса значительно сократилась. Побывавший на Боспоре в конце VIII в. византийский монах Епифаний видел в городе большой храм во имя Святых Апостолов. Вполне вероятно, что под «большим храмом» Епифаний подразумевал обширные внутренние пространства базилики.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6171.jpg
Гибель храма вероятно связана с событиями конца IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора. Но единственно, что может подтвердить это предположение – небольшой слой гари, обнаруженный в слоях этого времени во время раскопок внутри храма. Нельзя исключать, что перед постройкой новой церкви, старая, обветшавшая базилика была попросту снесена.
В конце IX – начале X вв. на руинах хазарского времени сооружаются жилые кварталы и церковь Иоанна Предтечи. Подобный ход событий прекрасно иллюстрируют данные археологических раскопок древней западной стены храма. Здесь были обнаружены остатки paзрушенной, а после снивелированной усадьбы VIII в. Как показали раскопки, кварталы строились уже с учетом храма. На это указывает на правление средневековой улицы, идущей к северному входу в церковь. Возведение нового храма несомненно было связано с усилением могущества Византии и Константинопольской патриархии в Крыму.
На протяжении следующих четырех столетий судьба храма остается практически неизвестной. Можно говорить лишь о нескольких небольших ремонтах. В XIV в. храм был капитально реконструирован. Первоначальные, граненые, апсиды исчезли под массивной грубой обкладкой из необработанных камней. Внутренние стены были покрыты слоем штукатурки и фресками.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6177.jpg
Во время реставрации, с восточной части церкви, под поздними наслоениями были обнаружены лики святых. Цветовая гамма росписей была сильно ограничена. Складки одежды святых и их лица были окрашены в темно-красный цвет. Нимб над головой обведен коричневой и белой краской. По мнению исследователей, фрески можно было отнести к кругу работ мастеров школы Феофана Грека.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6179.jpg
В дальнейшем в отдельные периоды турецкого господства церковь возможно, меняла свою конфессиональную принадлежность и превращалась в мечеть. Возможно поэтому были разобраны апсиды, и до наших дней не дошли фрески, которые были варварски соскоблены со стен и покрыты новым слоем штукатурки. Интересно отметить, что новый слой штукатурки был за мешан на шерсти. Такие растворы очень часто использовали мусульманские зодчие. Сейчас уже тяжело сказать, когда точно были уничтожены фрески, но в 1666 г. их еще видел Эвлия Челеби.
В результате строительства турецкой крепости, церковь оказалась посреди земляного вала. Чтобы в нее попасть, приходилось спускаться по нескольким ступенькам. Немногочисленная греческая община не могла поддерживать храм в хорошем состоянии, и он постепенно ветшал и разрушался.
После того, как в 1774 г. Керчь вошла в состав Российской империи, церковь была передана архипелажским грекам, поселенным в конце XVIII в. на южных рубежах империи.
Заботу о сохранности и восстановлении немногочисленных греческих церквей взяло на себя государство.
На протяжении XIX в. церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась. В 1801 г. с запада был пристроен небольшой придел. Тогда же, по-видимому, в его южную стену были вмонтированы древние надгробные стеллы, которые были обнаружены во время земляных работ***.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6166.jpg
По крайней мере, уже в 1818 г. их уже видел адъютант Александра I А.И. Михайловский-Данилевский. Эти античные надгробия и сейчас можно увидеть на стене храма.
В 20-х годах XIX в. по генеральному плану одесского архитектора Франсуа Шаля, Керчь, как и многие южнорусские города, приобрела регулярную застройку. В 1827 г. на месте разобранной турецкой крепости была разбита прекрасная восьмигранная площадь, главным украшением которой становится церковь Иоанна Предтечи. В 1832–1834 гг. снова удлиняется западный притвор. Продолжая перспективу храма, он тоже делился колоннами на три нефа. С западной стороны к притвору была пристроена невысокая колокольня.Спустя несколько лет, в 1842 г., по проекту архитектора Александра Дигби, была сооружена новая, двухъярусная колокольня.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6163.jpg
Причем зодчий постарался придать ей формы, максимально близкие к архитектуре византийских храмов. Ее фасады были украшены многочисленными фронтонами, нишами и карнизами-сандриками. В 1894–1896 гг. с северной стороны храма, на месте портала, сооруженного в первой четверти XIX в., была построена часовня.
Вплоть до закрытия большевиками в 20-е годы, церковь оставалась культурным и религиозным центром греческой общины. При ней содержалась греческая и русская церковноприходские школы. Каждым год, при огромном стечении народа, справлялся храмовый праздник. Снаружи храма, под стеклянным футляром, хранился камень с оттиском подобия человеческой стопы. Согласно легенде, он был оставлен апостолом Андреем Первозванным или Иоанном Предтечей. Во время праздников стопу аккуратно вынимали из футляра, заполняли водой и жаждущие могли черпать ее руками для исцеления своего недуга
Алтарь храма был украшен прекрасным резным иконостасом XVIII в. Он был сделан из орехового дерева и в 1857 г. покрыт позолотой. В центральной апсиде находился престол во имя покровителя церкви Иоанна Предтечи, в западном располагался жертвенник, а в правом – еще один престол, во имя святой Екатерины. При церкви хранились священные реликвии: греческое рукописное Евангелие XI в., рукописный «Апостол» XII в., иконы Богоматери и Иоанна Предтечи, икона Варвары Великомученницы (1703 г.), три старинных медных подсвечника и паникадило. Все эти реликвии погибли во время Великой Отечественной войны.
В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи является храмом Русской православной церкви. Это уникальный памятник средневекового зодчества, который является древнейшим действующим православным храмом Восточной Европы.
http://img.photobucket.com/albums/v58/atavin/IMGP6168.jpg

Литература:
Макарова Т.И. Боспор-Корчев по археологическим данным // Византийская Таврика. Киев, 1991.
Макарова Т.И. Боспор-Корчев // Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья. IV–XIII века. Археология. М., 2003.
Макарова Т.И. Археологические раскопки в Керчи около церкви Иоанна Предтечи // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. VI. Симферополь, 1998.
Подосинов А.В. Керчь – город греческий, хазарский, русский // Восточная Европа в древности и средневековье. Политическая структура древнерусского государства. М., 1996.
Иваненко П.И., Иванина О.А. Керчь: история имени. Керчь, 1996.
Пономарев Л.Ю. Средневековая Керчь. Керчь, 1999.
-----
* Храм является примером константинопольской архитектурной школы этого периода.
** Проконесские каменоломни Пресвятой Девы Марии перестают функционировать в первой четверти VII века.
Элементы храма, вероятней, являются местными сполиями, в т.ч. местного храма Святых Апостолов. Как правило, старались использовать местные сполии.
***Периода Боспорского царства.

Видео:
http://smg.photobucket.com/albums/v58/atavin/?action=view¤t=1242987805_xvid.flv

Предполагают, что храм был построен в VIII-IX век предполагаемое время постройки храма. Подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: "Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)".


Это крестово-купольный трехапсидный храм с полусферическим куполом на высоком барабане. Стены возведены из белых известняковых блоков с прожилками из красного кирпича. Это делает его необычным и незабываемым творением старых мастеров. Храм освящен в честь святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова.

Старинное греческое надгробие.

Во время существования Крымского ханства (XV-XVIII века) многие христианские храмы были обращены в мечети, эта участь не миновала и храм Иоанна Предтечи. С присоединением Крыма в состав Российской империи, церковь вновь стала православным храмом. В документах того времени она именуется "греческой церковью" без посвящения святому.

В начале XIX века появилось нынешнее название храма: церковь усекновения главы Иоанна Предтечи".

Существует версия, что храм построен на месте ещё более древнего культового сооружения. Так, некоторые учёные полагают, что капители церкви относятся к раннему типу византийских и коринфских капителей, а их возраст берет начало в конце V - начале VI вв., поэтому есть предположение, что колонны и капители храма изготовлены задолго до строительства церкви и взяты из древней базилики, находившейся, возможно, на том же самом месте.

Доказательством тому служат следы гари, найденные в районе храма, относящиеся к IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора, - исследователи выдвинули точку зрения, что базилика просто сгорела, а на её месте и был построен храм Иоанна Предтечи.

Сегодня церковь состоит из древней части и постройки XIX века. Во дворике церкви сохранилась каменная плита с углублением, которое напоминает след человеческой стопы. По местным сказаниям, этот след принадлежит Иоанну Предтече или Андрею Первозванному.

К моменту присоединения Крыма к России церковь находилась в запущенном состоянии. Фундамент её сильно осел, так что для входа в храм соорудили лестницу в восемь ступеней. Трёхнефный притвор в псевдовизантийском стиле пристроили к храму в 1834 году с западной стороны.

В 1845 году комплекс пополнился ещё и двухъярусной колокольней и северным притвором, построенными по проекту архитектора Александра Дигби. В эти же годы строители, занимающиеся реконструкцией, обнаружили под куполом фрески изображение двух святых. По мнению Игоря Грабаря, фрески могли быть написаны учениками Феофана Грека.

С 30-х годов XX века церковь Иоанна Предтечи закрыли "из-за отсутствия прихода". Долгое время храм находился в запустении. На территории прилегающей к храму построили рыбный рынок. Лишь в 1957 на храм обратили внимание и стали его изучать.
Возможно здесь и находился рынок.

В 1963 году церкви был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения.

Начиная с 70-х годов храм Иоанна Предтечи начали реставрировать. Работы по его реставрации проводились в 1974-1978 годах.

После реставрации в церкви Иоанна Предтечи была открыта лапидарная коллекция музея. В июне 1990 году церковь передана керченскому православному религиозному обществу. В настоящее время она действует как православный храм, в котором совершаются богослужения.

После краткого экскурса в историю, почерпнутого на просторах интернета, более полную картину об истории этой жемчужины можно прочесть там же, войдем внутрь и просто молча, без комментариев осмотрим его изнутри.

Адрес: г.Керчь, ул. Дмитрова, д.2.

Удивительно красивый храм, находящийся в центральной части Керчи , неизменно завораживает взгляд своим оригинальным обликом. Это древняя христианская церковь , посвященная Иоанну Предтече . Настолько древняя, что история не сохранила до наших дней даже напоминания о ее первых строителях. Это старейший действующий православный храм не только на Крымском полуострове, но и во всей Восточной Европе.

История создания Церкви Иоанна Предтечи

Существуют разные версии о времени возведения святыни. Чаще всего ее датируют VIII столетием, поскольку внутри храма находится колонна с надписью по-гречески. Из нее следует, что здесь покоится человек, умерший в 752 году. Кроме того, в церковных стенах были обнаружены голосники (особые сосуды, которые используют при строительстве для увеличения прочности и улучшения акустики), относящиеся VIII веку. Но есть и приверженцы точки зрения, согласно которой храм был построен в IX или XI веках.
Старинная церковь овеяна преданиями, одно из которых гласит, что к ее основанию причастен сам Иоанн Креститель. По другой легенде, строительство священной обители в этом месте благословил апостол Андрей Первозванный. В храме как особая реликвия сохранялась каменная плита, где было углубление, похожее на след ноги человека. Говорили, что это след самого Иоанна Предтечи. Во время торжеств в честь храмового праздника отпечаток вынимали из специального футляра и наполняли водой, которую потом могли черпать все страждущие, чтобы исцелиться от болезней. Достоверно, с помощью археологических изысканий, установлено лишь одно - дошедшее до нас строение было возведено на месте более древней базилики, от которой сохранились части фундамента. Церковь Иоанна Предтечи выстроена в традициях византийского зодчества. В архитектурном плане она четырехстолпная крестово-купольная, похожая на другие культовые строения, которые имелись когда-то в азиатских областях под властью Византии. Особую изюминку и красоту постройке придает своеобразная кладка. Фасады выложены из блоков известняка, перемежающихся рядами плоского красного кирпича (плинфы). Это тоже характерное отличие работ византийских зодчих, которые таким образом не только создавали неповторимый облик, но и усиливали устойчивость постройки на случай сейсмических катаклизмов. Единственный полусферический купол установлен на высоком световом барабане. Внутри конструкция поддерживается четырьмя колоннами из мрамора темно-серого цвета, которые украшены изящными капителями в коринфском стиле. Предполагается, что колонны эти были взяты из более древнего храма. За долгую историю своего существования храм многое повидал и не раз менял своих хозяев. Так, в XIII - XV столетии, когда Черное и Азовское моря были под властью генуэзцев, церковь в честь Святого Иоанна Крестителя пользовалась большой известностью. Вероятно, поэтому сам город, стоявший здесь именовали портом Святого Иоанна и так же называли пролив между морями. В период Крымского ханства (XV - XVIII вв.) эта церковь и вовсе была превращена в мечеть. Свое истинное предназначение - служение православной вере, храм обрел в 1774 году, после того как Керчь, будучи частью Крыма, отошла к Российской Империи. Тогда храм передали греческой общине, и какое-то время он назывался греческим.
На протяжении XIX столетия Иоанно-Предтеченская церковь пережила несколько переделок. В первые годы с западной стороны пристроили скромный по размерам придел. В 1832 - 1834 годах соорудили трехнефный придел, для чего пришлось разобрать нартекс и западную стену. Это заметно увеличило внутренний объем помещений. Мастера выполнили пристройку в псевдовизантийской манере, и она гармонично вписалась в облик старинной святыни. В 1845 году появился притвор с северной стороны и невысокая звонница в два яруса.
Тяжелые времена наступили для оплота христианства в послереволюционный период. Разделяя судьбу большинства православных святынь, он был закрыт (по причине "отсутствия прихода") и заброшен на долгие годы. Многие церковные реликвии были тогда безвозвратно утеряны, а ведь здесь когда-то хранились написанные по-гречески Евангелие, созданное в XI веке, и Апостол, датируемый XII - XIII веками. Было много старинных икон, где наиболее древние - образы Спасителя, Божией Матери, храмовая икона Святого Иоанна Предтечи.

Церковь Иоанна Предтечи в наше время

На великолепную постройку, сумевшую пройти сквозь века, несмотря на множество испытаний, обратили внимание в 1960-е годы, когда храму присвоили официальный статус памятника архитектуры республиканского значения. Правда, он к тому времени представлял собой довольно жалкое зрелище с выбитыми стеклами, разрушающимися стенами и обваливающимся куполом. В таком плачевном состоянии здание пребывало еще около десяти лет, пока в 1974 году наконец-то не начались реставрационные работы. Тогда купол укрепили металлическим каркасом, стены восстановили, используя приближенные к оригиналу камни и кирпичи, внутри частично воссоздали росписи. На свой страх и риск, не получив официального разрешения, мастера даже поставили православный крест на куполе храма, хотя богослужения там, конечно, не проводились. После восстановления строение было отдано под лапидарий керченского исторического музея.
Возрождение храма как религиозной святыни произошло в 1990-е годы, когда он был возвращен православной общине. Сегодня это одновременно и исторический памятник архитектуры, и действующий храм, куда стекаются и туристы, желающие соприкоснуться с древностью, и верующие, чувствующие особую благодать в этих намоленных святых стенах.

Просмотров