Капитолийский холм в Риме: история, время работы и где находится. Римский Капитолий для туриста — от хижины Ромула и Рема до творений Микеланджело Площадь капитолия рим

Название : Piazza del Campidoglio (it), Piazza del Campidoglio in Rome (en)

Другие названия : Капитолий в Риме / Капитолийская площадь / Площадь дель Кампиодолио

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : с 1538 г.

Стиль : Барокко

Архитектор(ы) : Микеланджело Буонарроти


Архитектура Капитолия

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

В 1546 году семидесятилетний Микеланджело приступает к перестройке римского Капитолия, который за время Средневековья пришел в запустение и частично разрушился. Необходимо было его архитектурно оформить, и, как говорит Вазари , «придать соответствующий его назначению вид». Замысел Микеланджело в отношении Капитолия был претворен полностью в жизнь уже после смерти зодчего.

Римский Капитолий представляет особый интерес, так как является единственным архитектурным произведением с преобладающей открытой пространственной организацией. Сооружение характеризуется подчеркнутой центральной композицией, ясностью и последовательностью в общем архитектурно-плановом оформлении. Центром ансамбля служит в данном случае так называемый палаццо Сенатори, для которого зодчий спроектировал травертиновый фасад. На примыкающую к зданию площадку ведет двусторонняя лестница, которая вместе с башенкой, находящейся на здании, еще более подчеркивает центральную ось композиции. Слева и справа на открывающейся площади построены два одинаковых фасада - вернее, облечен новым фасадом существовавший палаццо Консерватори, и симметрично ему по другую сторону площади художник замыслил точно такой же палаццо (Находящийся напротив палаццо Консерватори палаццо Нуово (Капитолийский музей) был построен Джироламо Райнальди при папе Иннокентии X (1644-1655). Ранее, в 1598 г., Райнальди обновил палаццо Сенатори с некоторыми отступлениями от проекта Микеланджело. Мартином Лунги в 1579 г. перестроена старая башня). Оба здания - с лоджиями в первом этаже. Для входа на площадку служит широкая пологая лестница.

В центре площади поставлена античная бронзовая конная статуя Марка Аврелия, по обеим сторонам центральной лестницы помещены большие конные статуи. Лестницу дворца Сенатори украшает скульптура на мифологические сюжеты.

При сравнении палаццо Консерватори с более ранними произведениями Микеланджело (например, с фасадом церкви Сан-Лоренцо) заметен резкий сдвиг в сторону монументальности. В Сан-Лоренцо пропорции легки, изящны. В основу архитектурного приема положено стремление передать движение. Все элементы направлены ввысь, а равновесие достигается их напряжением. В палаццо Консерватори под тяжестью верхнего этажа тонкие колонки как бы прижимаются к широким пилястрам, проходящим по всей высоте здания. Массивность антаблемента, отягощенного балюстрадой, сковывает пилястры, как бы не дает им возможности проскочить вверх. Пилястры в достаточной мере нагружены. Зато в декоративных мотивах мастер дает полную свободу мягким округлым формам. Надоконные дугообразные фронтон-чики достигли своего предельного развития, причем необычайно выпуклый рельеф еще более усиливается тенями. С этой же точки зрения обращают на себя внимание ионические капители, примененные во дворце Консерватори. Капители утрированы, волюты их сильно загнуты, формы мягки и сочны.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • А.Э. Бринкман “Площадь и Монумент как проблема художественной формы” – Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, Москва, 1935

Нельзя побывать в Риме и не увидеть Капитолия. На этом, самом маленьком из семи холмов вечного города, сохранились свидетельства античной старины, в музеях собраны величайшие шедевры итальянского Возрождения, на площади стоят великолепные скульптуры. Здесь знаменитая волчица вскормила братьев-основателей Рима, здесь знаменитые гуси спасли имперскую столицу от варваров, здесь император Август увидел Богородицу с младенцем на руках.

В этой статье мы попробуем:

  • разобраться в непростой и насыщенной истории старейшего римского холма;
  • прогуляться по античным руинам;
  • заглянуть в музеи Капитолия;
  • сориентировать в ценах на входные билеты, часах работы и работе общественного транспорта в важнейшем районе имперского Рима;
  • рассмотреть отзывы тех, кто съездил и вернулся.

От Ромула до Микеланджело

Капитолий стал тем самым холмом, который скаредные латины уступили братьям Ромулу и Рему. Легенда гласит, что Капитолий братья выбрали по той причине, что именно здесь их когда-то выкормила волчица, материнский инстинкт которой не позволил хищнице сожрать беззащитных младенцев.

Первым строением здесь стала хижина в которой жили основатели. Правда недолго. Ссора братьев закончилась убийством, город начал строить один Ромул. Рим рос быстро, постепенно отвоевывая у местных племен новые территории. Как самая старая часть города, Капитолий в жизни Древнего Рима играл важнейшую роль : на его территории располагались два главных храма: Юпитера Капитолийского (отсюда и название холма) и Минервы (покровительнице справедливой войны и мудрости). Здесь проходили народные собрания, высший орган управления Республикой и Империей (формально). Капитолийский холм - символ власти , государственности Древнего Рима.

После падения империи - Капитолий в Риме подрастерял свое значение. Над античными руинами поднимались замки патрициев, монастыри и церкви. Уже с X века Капитолий снова начинает превращаться в административный квартал Рима.

С приходом эпохи Возрождения на Капитолийском холме разместился сенат, управлявший городом. Именно в это время возникла традиция «дарить народу» произведения искусства. Папы Римские, ради повышения своего рейтинга в народе, часто выставляли на городских площадях скульптуры из своих коллекций, допускали публику в свои галереи и дворцовые атриумы.

В XVI веке к реконструкции строений Капитолия был привлечён Микеланджело Буонаротти. Гениальный зодчий, скульптор и художник превратил главный холм папской столицы в архитектурный и градостроительный шедевр. С тех пор Капитолий - не только символ Рима, но и гордость Италии, музейная Мекка для туристов и христианских паломников.

Сокровища Капитолия - руины, площадь, музеи и церкви

Античные руины

С древнейших времен на Капитолии сохранилось немногое:

  • Инсула - находится у подножья холма. Это остатки большого доходного дома, этакой римской высотки. Античные источники утверждают, что высота этого «отеля» была не меньше 30 метров, а площадь «апартаментов» доходила до 200 квадратных метров.
  • Мамертинская тюрьма - сохранилось подземелье этой темницы для важных государственных преступников. Среди заключенных тюрьмы были апостолы Петр и Павел, место популярно среди паломников. В предполагаемом месте заключения сподвижников Христа установлен алтарь.

Остальные античные строения угадываются в фундаментах более поздних строений: на месте храма Юпитера, Минервы и Юноны на Капитолийском холме теперь стоят дворцы Сенаторов, Консерваторов и Новый дворец, а также Базилика Девы Марии.

Капитолийская площадь

Туристы попадают на площадь в самом центре Капитолия по лестнице Кардоната. Этот парадный вход на вершину холма творение рук Микеланджело. Пологий пандус, обрамленный балюстрадой, предназначался не только для «пешеходов», но и для знатных всадников. Начало подъема «стерегут» египетские львы, завершают лестницу статуи близнецов Диоскуров (Кастор и Поллукс).

Поднявшемуся по лестнице Кардоната, путешественнику открывается великолепная Капитолийская площадь, главные объекты которой:

  • Конная статуя императора Марка Аврелия - сохранилась чудом, благодаря неразберихе раннего средневековья. Уничтожая всякое свидетельство языческого прошлого, христиане были уверены, что статуя изображает императора Константина, который прекратил преследования христиан в империи и сам принял новую веру.
  • Дворец сенаторов - здесь до конца XIX века заседали «отцы города». «Отцов» сменили городские чиновники- сегодня во дворце расположена мэрия Рима. Завораживающая архитектура «создателя Ватикана» не единственное достоинство здания. Рядом с ним на колонне - скульптура «волчицы-кормилицы», точнее её копия (оригинал рядом в музее), установленная за 400 лет до Рождества Христова.

  • Дворец консерваторов - это не клуб «стагнатов» и врагов прогресса. В Италии так называют судей. Административное здание построено для всё тех же чиновников. Сегодня здесь расположен музей.
  • Новый дворец - «брат-близнец» дома «консерваторов». С самого начала стал местом для выставления скульптурных и живописных коллекций, «подаренных народу».

Музеи

Вернее один музей, расположенный в Дворце Консерваторов и Новом дворце, связанный подземной галереей для удобства публики, предлагает собрания шедевров:

  • Дворец консерваторов - собрание античных скульптур. Среди самых выдающихся экспонатов - Капитолийская волчица (оригинал), Умирающий Галл, остатки колосса Константина, работы Бернини и других итальянских ваятелей периода расцвета искусств. Здесь же находится и картинная галерея, где представлены работы мастеров Возрождения и Барокко.

  • Новый дворец - собрание римских скульптурных портретов, оригинал статуи Марка Аврелия. Во дворце расположены выставочные залы музея, где экспозиция постоянно меняется — шедевров слишком много и выставить их одновременно не представляется возможным.

Церкви

Достопримечательности Капитолия обширны и многочисленны. Церкви здесь древние, полные чудотворных образов и мощей. Особенно можно выделить Базилику Девы Марии , которая стоит на месте храма Юноны. Здесь же находились и знаменитые храмовые гуси, которые предупредили римлян о приближении галлов.

Императору Августу было видение в храме Юноны - женщина с младенцем на руках, которая сообщила ему, что он видит сына единого Бога. Случай произвел настолько сильное впечатление на правителя, что он отказался от обожествления своей персоны и построил первый христианский алтарь… Ещё до распространения христианства по всей Земле.

Сегодня в базилике можно посмотреть:

  • Лестницу из 124 ступеней. Римляне убеждены - тот, кто в полночь поднимется по этой лестнице на коленях и искренне попросит о помощи Богородицу - выиграет в лотерее. Ночью здесь бывает людно.

  • Мощи Святой Елены - чудотворные реликвии, к которым стекаются паломники со всего мира.
  • Фрески и надгробия - работы великих художников (Донателло, Пентуриккьо, Микеланджело).
  • Фигура Младенца Христа - чудотворная деревянная скульптура, дарует исцеление от болезней.
  • Алтарный образ - икона византийского письма, изображает Мадонну с младенцем. Этот образ «остановил» чуму в Риме в XIV веке.

Безусловно знакомство с Римом стоит начинать с места «где все начиналось». Однако помимо Капитолия итальянская столица богата и другими достопримечательностями. Здесь каждый сможет найти что-то интересное именно для себя, открыть свое любимое место. Чтобы вам было удобнее ориентироваться на местности, мы составили .

Как добраться, время работы и цена за вход?

Проще всего добраться до Капитолия пешком от станции метро «Colosseo». Дорога займет около десяти минут, по пути можно , скучно не будет.

Сам Капитолий, как часть центра Рима, открыт для посещений круглосуточно и без всяких ограничений. Ночью, когда включается подсветка, туристов здесь становится даже больше. Шедевры Буонаротти и его учеников нельзя оградить или закрыть от глаз публики.

Античные руины также доступны круглосуточно. Плата взимается за посещение музеев (15 евро, аудиогид - 5 евро), а для осмотра Марментинской тюрьмы нужно пожертвовать символическую сумму.

Бесплатно можно посетить и Базилику Девы Марии. Службы здесь проходят ежедневно с 8 до 12 часов. Чтобы спокойно осмотреть все сокровища этого храма и сделать несколько фото, лучше зайти после полудня. Храм открыт для всех желающих до 7 часов вечера.

Время работы музеев Капитолия - с 9:30 до 19:30. Доступ для публики закрывается за час до окончания работы. Выходных здесь только три - 25 декабря, 1 января и 1 мая. 24 и 31 декабря музеи работают до двух часов. На Капитолии часто бывают самые важные гости Итальянской республики, поэтому доступ может быть ограничен. Обычно туристов предупреждают об этом за пару недель до визита.

Путешественники имеют возможность приобрести «Карту Капитолия», которая дороже обычного входного билета на 1 евро (16 евро). Обладатели карты могут посещать музеи и выставочные залы Капитолия на протяжении недели. Это лучший выход для того, кто хочет увидеть все шедевры и не заработать мигрень. Осмотреть экспозиции всех музеев (билеты продаются только комбинированные, купить билет только на одну экспозицию нельзя) за один день сложно.

Русского гида найти довольно просто, за трехчасовую экскурсию придется заплатить около 50 евро. А помогут найти проводника-соотечественника туристические информационные центры. Один из них находится в помещении касс музеев Капитолия (подвальный этаж Дворца Консерваторов).

Андрес Якубовскис

Рим расположился на семи холмах. Самый маленький по размеру и высоте, но самый значительный по исторической и художественной ценности называется Капитолийским. Каждый турист старается посетить это место, чтобы своими глазами увидеть место, где возник Вечный город.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

В Риме множество красивейших и уникальных мест: соборы, памятники известным личностям, фонтаны и дворцы. Наиболее впечатляет Капитолийский холм, его исторические и культурные ценности никого не оставляют равнодушным. По легенде, 2,5 тысячи лет назад Ромул (один из братьев-основателей Рима), стоя на вершине холма, увидел парящих в небе орлов. Рядом с этим местом он и решил основать город. Историки не пришли к единому мнению о происхождении названия холмов. Существует две версии, по одной он носит имя Юпитера Капитолийского, чей храм стоял еще задолго до появления Ромула. Здесь находилось святилище племен сабинян, они воздвигли храм Юпитеру и молились ему, принося жертвы.

Вторая версия от слова «капут» (в переводе означает голова), так как на холме был расположен Сенат, где заседали самые именитые и знатные сановники того времени. В древности на Капитолийском холме был построен храм Юпитеру, Юноне и Минерве, на площади всегда было много народу, здесь собирался Сенат, решались важные вопросы, проходили суды. До сих пор сохранилось здание Мамертинской тюрьмы, которое также стоит на холме. Ему уже более 2700 лет. По одним сведениям, дата строительства относится к VI, по другим она построена в IY веке до н.э. Первоначально это было двухуровневое сооружение, в его подземелье томились в ожидании исполнения приговора и важные сановники, и самые обычные горожане.

По легенде, в этой тюрьме находились перед казнью апостолы Петр и Павел. Когда в XYI тюрьма перестала функционировать, в подземелье был установлен алтарь, и сюда до сих пор идут поклониться паломники. Впоследствии над подземельем возвели церковь Иосифа Плотника. В давние времена на территории Капитолия располагались улицы с торговыми лавочками и магазинами, где ремесленники продавали свою продукцию. Некоторые сохранились до сих пор, например, Серебряная, где, согласно названию, продавались изделия из серебра.

У подножия Храма Аричели находятся древние строения — инсулы, по сути, это многоквартирное общежитие, по образу которых стали обустраиваться современные отели и гостиницы. Первые многоэтажные дома появились еще в III столетии до н.э., а массовое строительство «коммуналок» в Риме началось в I веке. Инсулы сдавались внаем, причем чем ниже этаж, тем дороже была плата за проживание и тем более состоятельные люди в нем селились. На первых этажах были даже канализация и водопровод. Дома близко располагались друг к другу, поэтому часто целые кварталы уничтожались пожарами. Они быстро разрушались, так как строились с нарушениями правил, приходили в упадок, но стоили такие «апартаменты» недешево.

Микеланджело и возрождение Капитолия

Античные постройки требовали реставрации, эти работы поручил провести знаменитому скульптору и архитектору Микеланджело Папа Римский Павел III. Микеланджело (годы жизни: 6 марта 1475 — 18 февраля 1564) проектировал много зданий, в том числе Собор Святого Петра в Риме. С конца тридцатых годов он приступил к переоборудованию Капитолийской площади. К сожалению, Микеланджело умер, не успев завершить строительство, это сделали его ученики и последователи.

Площадь Капитолия считается уникальный по красоте и гармоничности — в ее центральной части площади расположился Дворец Сенаторов. С одной стороны от него воздвигнут Дворец Палаццо Нуово, с другой — Дворец Консерваторов, они построены по одному проекту, поэтому совершенно одинаковы. В них теперь расположены музеи, где представлены полотна старых мастеров, одежда разных эпох, посуда, монеты и статуэтки.

В центре площади установлена скульптура императора Марка Аврелия, императора и философа. Это копия античной статуи. С одной стороны площади можно спуститься вниз по старинной лестнице, которая украшена статуями египетских львов и скульптурами мраморных близнецов — Поллукса и Кастора. Они были обнаружены в Помпеях и перевезены в столицу Италии в XYI столетии. Внизу установлены статуи Константина и Константина II, скульптуры с античного фонтана и верстовые столбы с Аллиевой дороги.

Дворец Сенаторов

Самое примечательное сооружение — Дворец cенаторов, построенный в первом столетии до н.э. зодчим Корнелием. Во Дворце первоначально долгое время находился архив, в средние столетия он пустовал и постепенно разрушался. Возрождение дворца началось в тридцатых годах XYI века, когда понтифик Павел III доверил Микеланджело провести реконструкцию строений и обустроить площадь, которую назвали Piazza-del-Campidolio. По плану зодчего доминирующим и самым величественным предполагался центральное сооружение — Дворец сенаторов. С 1871 года во дворце находится резиденция мэра, поэтому большая часть помещений закрыта для туристов. Посетить можно Лапидарий, где экспонируются античные каменные плиты с надписями. Внизу, в старой части, можно осмотреть архив — Табуларий.

Дворец консерваторов

Первое строение дворца Консерваторов было возведено при понтифике Николае Y во второй четверти XY века. В дословном переводе слово означает «Дворец хранителей». В этом помещении заседали сенаторы, магистры и судьи, которых называли консерваторами, что и дало название зданию. В руках этих людей была сосредоточена вся власть. Но со временем увеличивалась папская власть и значимость городской значительно снизилась, казна истощалась, что приводило к запустению и обветшанию строения. В середине XYI века дворец, как и весь архитектурный ансамбль площади, был реконструирован Микеланджело.

Сейчас в здании расположены музеи, первые экспонаты принадлежали Папе Сиксту IY, он в 1471 году передал в дар античные скульптуры, сделанные из бронзы, в том числе скульптуру легендарной «Капитолийской волчицы», по преданию, вскормившей Рэма и Ромула. В центральном зале, богато расписанном фресками, экспонируются мраморные древнеримские бюсты. На втором этаже расположена галерея (Пинакотека). В ней представлены работы Караваджо, Ван Дейка, Тинторетто и других известных художников. В зале Кастелланы экспонируются старинные предметы греков и этруссков, а также ювелирные украшения.

Дворец Нуово

Palazzo Nuevo (Новый Дворец), как следует из названия, самое новое строение, воздвигнутое в XYII веке. Как и замыслил Микеланджело Буонаротти, он был копией Дворца Консерваторов. Изначально строился как общественный музей и был открыт для свободного посещения в 1734 году. В наше время во дворце расположена часть Капитолийских музеев. Посетители могут увидеть скульптуры, вазы, привезенные из Греции, полотна художников, древнюю мозаику. Во внутреннем дворике представлены части строений и фрагменты статуи Константина — рука, ступня, голова.
В современной части здания находится оригинальная бронзовая скульптура Марка Аврелия — уникальный подобный экспонат, сохранившийся еще с древних времен. На второй этаж палаццо ведет красивая лестница Скалоне, она богато украшена рельефными картинами на античные сюжеты и инкрустирована мрамором.

Базилика Санта Мария-ин-Арачели

Церковь Святой Девы Марии основана в XIII столетии. Капитолий — это холм с двумя невысокими вершинами, на меньшей из которых и построена церковь. По древним преданиям, на этой вершине был воздвигнут храм Юпитеру, его жене и дочери Минерве — Богине мудрости. Затем у нее появился свой дворец — храм Юноны-Монеты, именно на этом месте и была впоследствии воздвигнута церковь Девы Марии.

Точных сведений о первых строениях у историков нет. Они опираются на средневековые легенды, которые говорят: когда правил император Август, в его честь сенаторы решили возвести церковь. Император захотел спросить у богов, стоит ли это делать и пошел на холм, желая принести им в жертву голубей.

По дороге ему повстречалась сивилла, прорицательница. Она воскликнула, что видит рождение Бога, в скором времени только ему будут молиться. Император установил Жертвенник Небесный там, где волшебнице пришло видение. Потом здесь возникла церковь Санта Мария-ин-Арачели, первое документальное упоминание о ней относится к первой четверти XIY века. В VI веке построен греческий монастырь, затем в IX столетии бенедиктинцы возвели католический храм. В XIII столетии он перешел к ордену францисканцев, они провели значительную перестройку здания. В эпоху средневековья здесь не только молились, но устраивались собрания народа — провозглашали законы, решали хозяйственные вопросы.

В 1347 году власть в Риме взял Кола ди Риенцо, политический деятель, он приказал построить грандиозную лестницу, которая вела от основания холма до входа церковь. В 1464 году базилику реставрировали еще раз, в середине XYI века к ней пристроили ризницу и колокольню, в 1565 году возвели хоры, а в 1575 году был сделан прекрасный резной потолок в честь победы итальянского флота над турецким. В наше время собор открыт для верующих и туристов, желающих полюбоваться прекрасным внутренним оформлением базилики.

Время работы и стоимость билетов

Дворца, входящие в состав музея, работают в одно время и посетить их можно, приобретя один билет:

Время работы: со вторника до воскресенья с 9:00 до 20:00. Выходной — понедельник.

Стоимость билетов: комплексный — 15 евро, льготный — 13 евро.

– один среди 7-и священных холмов, где был основан Древний Рим и откуда взяла исток его история. Тут приносились молитвы античным богам, утверждались законы, возводились замки патриции и трудились мастера Возрождения. Чтобы посмотреть Капитолийский холм и коснуться его 1000-й истории ежегодно съезжаются в Рим сотни тысяч путешественников с целого света.

…Историю свою Капитолийский холм в Риме начал именно с того мига, когда близнецы Ромул и Рем были найдены , которая сжалившись над малышами, вскормила их своим молоком.


История и древние храмы Капитолия

Может в память о своем спасении либо по другой причине, однако как раз данное место избрал Ромул для возведения нового города, дав ему имя Рим.

В начале 5-го столетия до нашей эры на данном месте был построен Капитолийский храм. Он был построен во славу древнеримских богов – Юпитера, Минервы и Юноны. Тут сходился сенат, осуществлялись жертвоприношения и создавались законы. Храм являлся для римлян не только центром религии, но олицетворением силы и власти, символом могущества Римской Республики, а позднее Империи.

Крах империи обусловил деградацию и опустошение Капитолийского храма. На античных развалинах строились прочие сооружения, а в определенные времена Капитолийский холм в Риме служил всего лишь местом для выпаса коз.

Микеланджело и возрождение Капитолия

Капитолийский холм в Риме возвратил себе прежнее величие благодаря решению Папы Римского Павла III (1534 – 1549) – большого ценителя искусства и науки. При нем Микеланджело приступил к постройке Собора Святого Петра в , рисовал «Страшный суд» в Сикстинской капелле, а в 1537 году, по распоряжению понтифика, взялся за реконструкцию зданий и переустройство Капитолийской Площади.

И пусть кончина мастера (1564 год) не предоставила возможности завершить замысел (восстановление окончили ученики), ансамбль Капитолийской площади, сотворенный Микеланджело, – наиболее цельный и гармоничный среди всех площадей Рима.


В центре трапециевидной площади – конное изваяние императора Марка Аврелия, дивом уцелевшее с античного периода. А по трем ее сторонам расположились: Дворец Сенаторов (тут сейчас городская мэрия), Дворец Консерваторов и его брат-близнец Палаццо Нуово, построенный в 17 столетии. В обоих строениях находятся Капитолийские музеи, где можно посмотреть на легендарные полотна художников, античные скульптуры, фарфор, монеты, старинные костюмы, статую Капитолийской волчицы и прочее.

С четвертой – открытой стороны – можно сойти к жилым кварталам по легендарной лестнице Кордоната. В нижней части, у основания, ее «сторожат» мраморные изваяния египетских львов, а вверху поставлены статуи братьев-близнецов Кастора и Поллукса, обнаруженные при раскопках в Помпеях в 1583 году. За Диоскурами вдоль балюстрады находятся еще ряд статуй: императора Константина, его сына Константина II, верстовые столбы с Аппиевой дороги и изваяния с античного фонтана «Трофеи Марио».


Капитолийский холм в Риме: Инсула и Мамертинская тюрьма

И учитывая, что от античных сооружений на Капитолии мало что дошло до настоящего времени, по своей исторической значимости эти две постройки могут дать фору десятку других. И одно среди них – древнеримская инсула – многоэтажное здание, квартиры в котором отдавали в аренду.

Развалины подобной инсулы (II нашей эры) есть перед подъемом на Капитолийский холм в Риме, с левой стороны от лестницы, приводящей к базилике Санта Мария ин Арачели. Из гипотетических 5-и этажей отлично сохранились 4-е, однако и по ним можно предположить, какой вид имело строение в прошлом. Как уверяют источники, первые этажи как правило были заняты лавками ремесленников и мастерскими. Квартиры на 2-м этаже с туалетом и, крайне нечасто, водопроводом, могли дозволить себе лишь обеспеченные граждане. А на верхних этажах, лишенных удобств, селились бедняки. На любой этаж приводила своя лестница, каменная либо деревянная.


– наиболее античная достопримечательность Капитолия, построенная по различным источникам либо в 6-м, либо в 4-м веках до нашей эры. В 2-й подземной постройке ожидали казни и государственные деятели и простые преступники.

Согласно притче, как раз тут прожили свои последние дни апостолы Петр и Павел, во славу которых в подземелье поставили небольшой алтарь с фресками святых. После ликвидации темницы (конец 4-го столетия) туда, преклониться перед святыми, стали отправляться многие паломники, а в 16-м столетии над прежним узилищем была возведена церковь Святого Иосифа Плотника.

Любой желающий может отправится туда и преклонить колена перед ликами святых, вход в подземелья прежней темницы, а сейчас музея, совершенно безвозмездный.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Мамертинскую тюрьму, покупаем билеты заранее через Интернет .


Адрес : Via Clivo Argentario 1. Доехать возможно на метро, сойти на станции Colosseo.
Часы работы : каждый день с 9.00 до 18.30. Краткий перерыв с 12.30 до 14.00.

Базилика Девы Марии (Santa Maria in Aracoeli)

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на месте древнего храма Юноны Монеты, что переводится с латыни как «советница». К слову, римские денежные знаки именовали по имени богини – монетами – и чеканили на территории храма. Как раз оттуда берут свой исток знаменитые каждому слова: «монета» и «money».


Легенда про то, как гуси спасли Рим, тоже имеет связь с храмом Юноны. Данная птица, почитавшаяся в храме священной, среди ночи, учуяв «чужих», гоготом подняла на ноги охрану, а та, соответственно, оградила Рим от наступления галлов.

Капитолийский холм в Риме содержит на себе Базилику Девы Марии тоже обладающую собственной легендой, которая прослеживается в ее имени. Согласно притче, императору Октавиану Августу приснился пророческий сон – святая дева с сыном Бога на руках. Видение так поразило императора, что он надумал на вершине холма соорудить жертвенник, наименовав его «Aracoeli» (Алтарь небес). Обнаруженные артефакты и надписи своим наличием по факту являются подтверждением данной легенды. А алтарь, сооруженный в честь Иисуса еще до его появления на свет, из всех христианских алтарей признается наиболее древним.

Сейчас в базилике сохраняются мощи Святой Елены и чудотворная икона Мадонны Арачели (10-е столетие), усыпальницы знаменитых римских семей с надгробиями, исполненными известными мастерами Эпохи Возрождения.

Где находится и как добраться до Капитолия и музеев

Адрес : Piazza del Campidoglio

На Капитолийский холм в Риме можно доехать на метро : от станции «Colosseo»(линия В) до Капитолия – 10-15 минут пешком. Двигаться надо по Виа Деи Фори Империали в направлении Площади Венеции вдоль Римского Форума, который будет с левой стороны.

Автобусами : №№ 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810. Сойти на остановке Ara Coeli-Piazza Venezia.

Часы работы и выходные

Капитолийский холм в Риме и античные памятники на нем открыты для общественности 24 часа в сутки.

  • График работы Базилики Девы Марии: с 8.00 до 19.00, каждодневная служба ведется с 8.00 до 12.00. Вход бесплатный.
  • График работы Капитолийский холм в Риме – музеи: каждый день с 9.30 до 19.30, за час до закрытия музеев доступ посетителям запрещают.
  • 24 декабря и 31 декабря музеи открыты: с 9.30 до 14.00.
  • Выходные: 25 декабря, 1 января, 1 мая.

Билеты в Ватикан минуя очередь.

  • – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
  • Капитолийский холм в Риме – наименьший по площади и высоте из семи холмов Рима (46 метров над уровнем моря). Капитолий – это самый главный холм Рима, где в античные времена были построены храмы Минервы и Юпитера.

    Подняться на Капитолийский холм можно по трем лестницам. Центральная лестница с бордюром (Кордоната) работы Микеланджело Буонаротти – более широкая и пологая. Ее основание охраняют две скульптуры древнеегипетских львов из мрамора. Центральная лестница украшена Трофеями Марио, статуями Константина и Константина II, двумя вестовыми столбами с Апиевой Дороги. Вершину лестницы венчают две статуи Диоскуров (близнецов Поллукса и Кастора) в окружении лошадей, привезенные из театра Помпея при раскопках 16 века. Слева находится лестница, которая взвивается на 122 ступени к собору Санта-Мария-ин-Арачеле. Справа от проезжей дороги на холм ведет неприметная лестница.

    Базилика Санта-Мария-Ин-Арачеле на вершине Капитолийского холма – самый почитаемый храм в Риме. Раньше на этом месте располагался «Алтарь Первенца Господнего» и античный храм Юноны Монеты, в котором печатали денарии (римские деньги). С тех пор в обиход вошло название «монета» (мелкие деньги из сплава). Императору Августу здесь было видение «рождение Сына Божьего».


    Волчица — символ Рима. Напротив стела с копией Волчицы из бронзы.

    Главная площадь Капитолия , ограниченная дворцом Сенаторов, дворцом Хранителей и Новым дворцом, свой вид обрела к 1536 году благодаря проекту Микеланджело Буонаротти. Этот проект был выполнен по распоряжению Папы Павла III и приурочен к визиту короля Карла V (от эскизов и чертежей до дизайна и расположения фасадов зданий, а также рисунка на мостовой площади). Работы по уникальному звездообразному мощению Капитолийской площади были осуществлены только в 1940 году. Сегодня архитектурный ансамбль Капитолия – это место Римского муниципалитета. Стела с копией бронзового памятника легендарной «Волчице» (символ Рима), перенесенного сюда из Латерана, и фонтан украшают Капитолийскую площадь у дворца Сенаторов. Здесь находится самая шикарная смотровая площадка на красоты Рима и Форум . Бронзовая статуя императора Марка Аврелия, занимающая центр площади (копия) – это единственная конная статуя Рима, дошедшая до потомков с античных времен (II век н.э.).

    Центральное место на площади занимает Дворец Сенаторов с двух маршевой лестницей. Статуя «Ликующий Рим» с шаром в руке (символ господства Рима) находится в нише под лестницей, спроектированной также Микеланджело, а две статуи по бокам – это олицетворение рек Тибра и Нила.


    Достопримечательности дворца Сенаторов:

    • Зал Городской Управы;
    • Зал Советов;
    • Зал Флагов;
    • Капитолийская коллекция бюстов знаменитостей – протомотека (1950 год).

    Новый Дворец – это Капитолийский музей, в котором хранятся оригинал мраморной конной статуи Марка Аврелия и памятники античного искусства «Раненая амазонка», «Умирающий галл», «Статуя Сатира с виноградной гроздью». Достопримечательностями Нового дворца являются Залы Философов и Императорский Зал, украшенный 65 бюстами императоров Рима.

    Дворец Хранителей – это музей. Главная жемчужина музея — бронзовая скульптура «римской Волчицы», вскормившей Рема и Ромула (подлинник, V век до н.э.). Картинная галерея дворца Хранителей восхищает посетителей шедеврами Веласкеса, Караваджо, Тициана, Рубенса.

    Улица Сан-Пьетро-Ин-Карчеле – улица античностей Рима, ведущая к Форуму Цезаря. Форум Цезаря – первый из пяти Императорских форумов Рима (54-46 гг.н.э.). Форум Цезаря сегодня – это прямоугольный участок, который с трех сторон окружен арочной галереей. Развалины храма Венеры – Прародительницы (3 колонны с балкой) – главная достопримечательность Форума Цезаря.

    Просмотров