Общественный транспорт Праги. Инструкция по применению

Общественный транспорт в можно охарактеризовать одной хорошей немецкой пословицей: «Порядок – половина жизни» (Ordnung ist das halbe Leben). Пускай соседи чехов – немцы, шутя, иногда и продолжают пословицу следующим образом: «а беспорядок – другая» (und Unordnung die andere Hälfte), но к пражской системе городского транспорта, поверьте, относится только её первая часть!

Пражский исторический трамвай. Маршрут №41 (ранее 91)

Даже сложно представить, сколько часов, дней, месяцев, а может быть и лет экономит среднестатистический пражанин, по сравнению с жителями российских мегаполисов, которые зачастую «живут» в пробках. Городская транспортная сеть состоит из 3 линий метро, 134 линий автобусов, 30 линий трамваев и охватывает весь город. Дополнительно в схему городского транспорта интегрированы электрички в пределах Праги, лодочные переправы через Влтаву и канатная дорога на Петршинский холм. Причём все виды городского транспорта доступны по единому билету, который имеет лишь временное ограничение.

Содержание статьи

Стоимость транспорта в Праге. Проездные

Стоимость проезда в пражском транспорте для всех категорий граждан

Взрослым считается пассажир, которому исполнилось полных 15 лет. Взрослому пассажиру проездной 30-минутный билет обойдётся в 24 Kč (чешских ), проездной билет на 90 минут – 32 Kč; проездной билет на 1 день (24 часа) – 110 Kč, проездной билет на 3 дня (72 часа) – 310 Kč, проездной билет на месяц – 670 Kč;

Для детей до 6 лет проезд бесплатный (подтверждением возраста для контролёра является заграничный паспорт ребёнка);

Дети от 6 до 15 лет и пожилые люди с 60 лет оплачивают 50 % от стоимости проезда для взрослых. Стоит отметить, что российским пенсионерам, в отличие от детей, недостаточно лишь паспорта для получения права на льготный проезд. Им необходимо оформить в специализированной кассе карту, подтверждающую возраст, которая и должна быть предъявлена контролёру вместе с билетом в случае контрольной проверки;

Пожилые люди с 70 лет имеют право на бесплатный проезд. Им также необходимо оформить вышеуказанную карту, подтверждающую их возраст.

Как пользоваться транспортом в Праге

1. Проездной билет действует на всех видах общественного транспорта с неограниченным количеством пересадок с одного вида транспорта на другой (включая электрички в пределах города, лодочные переправы и Петршинский фуникулёр);

2. Проездной билет ограничен временем действия (30 минут; 90 минут; 24 часа; 72 часа; 1 месяц; 10 месяцев);

3. В городской транспортной сети Праги отсутствуют турникеты при входе и выходе из транспорта, а также кондукторы внутри автобусов и трамваев;

Вестибюль станции пражского метрополитена

4. Проездной билет пассажир обязан сохранять до конца поездки. Контролёры могут осуществлять проверку, как на станциях метро, так и при выходе пассажиров в город. Штраф за безбилетный проезд одного пассажира составляет 800 чешских ;

Проверка билетов у русскоязычных туристов контролёрами на станции пражского метрополитена

5. Перед началом поездки проездной билет необходимо самостоятельно прокомпостировать в валидаторе. Вставьте билет стрелкой вперёд в валидатор, и на нём с характерным звуком пропечатается время начала поездки. Ни в коем случае не компостируйте билет дважды. Проездной на месяц не компостируется;

Прага. Компостирование проездного билета в валидаторе

6. Проездной билет на 30 минут, 90 минут и на 24 часа можно приобрести как в кассах метрополитена, так и в специализированных автоматах. В новых автоматах на центральных станциях метро и остановках наземного транспорта Праги предусмотрена возможность оплаты банковской картой (аппараты имеют русскоязычное меню);

7. На станциях метро не в центре и на остановках общественного транспорта в спальных районах можно столкнуться со старыми аппаратами, которые принимают только чешские монеты. Пугаться не стоит.

Автомат по продаже проездных билетов на городской общественный транспорт Праги

Пользоваться ими достаточно удобно:

  1. Выберите кнопкой необходимый для проезда билет (например, за 110 крон на 24 часа);
  2. Или проездной на 30 минут стоимостью 24 чешских кроны;
  3. Теперь бросайте деньги в монетоприёмник;
  4. В данном окошке можно увидеть сумму, которую Вы уже внесли в аппарат;

После внесения указанной суммы, просто заберите билет в окне внизу аппарата и там же возьмите сдачу, если это необходимо;

8. Проездной билет на 72 часа можно приобрести в любом новом аппарате, который принимает банковские карты, а единый на 1 месяц оформляют только в специализированных кассах. Например, на Главном вокзале Праги, в Терминале 1 пражского , а также в кассах некоторых станций пражского метрополитена с 6:00 до 20:00 ПН-ПТ, и в субботу с 7:00 до 14:00. Со списком станций, на которых расположены специализированные кассы, можно ознакомиться на сайте общественного транспорта Праги по данной ссылке .

Дополнительно, проездные билеты можно приобрести в городских информационно-туристических центрах, в большинстве отелей и табачно-газетных киосках чешской столицы.

Продажа проездных билетов в пражском табачном киоске

Если вы планируете использовать в Праге SIM-карту чешского оператора сотовой связи, то, отправив СМС на номер 902 06 с текстом:

  • DPT24 – Вы получите на свой телефон электронный билет за 24 Kč (чешских кроны) для 30-минутной поездки;
  • Отправив СМС с текстом: DPT32 – получите билет за 32 Kč на 90 минут; DPT110 – получите билет за 110 Kč на 24 часа; DPT310 – получите билет за 310 Kč на 72 часа;

СМС-билет на городской общественный транспорт Праги

СМС с электронным билетом необходимо получить до вашей посадки в общественный транспорт. С сим-картами российских сотовых операторов данная услуга не подключается. При покупке данного вида билета дополнительно к стоимости проезда добавится тариф отправки одного смс-сообщения вашего оператора сотовой связи в Чехии;

9. Рассчитывать на то, что удастся купить проездной билет непосредственно у водителя не стоит. Водители трамваев билеты не продают! Эта возможность предоставляется лишь на автобусных маршрутах города (билет у водителя автобуса стоит 40 Kč);

10. Задержавшись на прогулке или в пивном до глубокой ночи, не стоит переживать. Трамвайные и автобусные маршруты в Праге курсируют круглосуточно. Поэтому отправляясь в путь по нашему культурному — не волнуйтесь! Домой вернётесь в любое удобное для вас время;

11. Провоз багажа в общественном транспорте оплачивается дополнительно, если ваша ручная кладь размером более 25×45×70 см., или 100×100×5 см. Также оплачивается провоз детской коляски без ребенка и провоз собаки без специального контейнера. Стоимость провоза составляет 16 Kč (чешских крон). Провоз ребёнка в коляске и собаки в контейнере размером не более 25×45×70 см. не оплачивается;

12. Для входа-выхода из вагона метро, трамвая или салона автобуса пассажиру необходимо самостоятельно нажать кнопку открытия дверей. Кнопка расположена либо на самой двери, либо с правой её стороны.

Двери электропоезда в пражском метрополитене

Карта метро Праги

Откровенно говоря, метро в Праге, не чета московскому, хотя его и помогали чехам строить наши специалисты. Общественный транспорт в Праге, это в первую очередь — его величество пражский Трамвай! А вот за вторую строчку поборются автобусы и метро.

Метрополитен Праги работает с 04:40 утра до 00:00 ночи. Интервал движения между поездами: 2-4 минуты в час пик, и 5-10 минут в остальное время. Пражское метро состоит из трёх линий (А – зелёная; В – жёлтая; С – красная ветка) и 61 станции.

Переходов с линии на линию тоже три. Они расположены на станциях: «Florenс», «Muzeum» и «Můstek». При входе в метро в вестибюлях всех станций имеются платные туалеты. Стоимость посещения составляет 5-10 Kč (чешских крон).

Подробную схему пражского метро и схему наземного транспорта Праги, включая ночные маршруты, можно скачать на официальном сайте транспорта Праги.

Прага. Трамвай. Автобус. Как пользоваться

Трамвайные и автобусные маршруты в Праге делятся на дневные и ночные линии. Дневные линии обслуживаются трамваями маршрутов №1-26 и автобусами городских маршрутов №100-297 (пригородных маршрутов № 301- 495 и № 731-732). Интервал движения составляет 5-20 минут.

Ночные линии обслуживаются трамваями маршрутов № 51-59 и автобусами городских маршрутов № 501- 515 (пригородных маршрутов № 601- 610). Интервал движения составляет 30-45 минут. С расписанием можно ознакомиться на любой остановке общественного транспорта.

Остановка общественного городского транспорта в Праге

Под названием остановки (в данном случае на фото представлена остановка Malostranská) указаны номера проходящих здесь маршрутов. На белом фоне чёрным шрифтом указаны дневные трамвайные маршруты (в данном случае на фото представлены маршруты №12, №18, №20, №22), на чёрном фоне белым шрифтом указана ночная трамвайная линия (в данном случае это маршрут №57).

На белом фоне зелёным шрифтом указан маршрут №91 (теперь ) исторического трамвая. Данный трамвай (его фото вы уже видели в начале нашей статьи) отправляется по маршруту «Vozovna Střešovice» – «Výstaviště Holešovice» каждые выходные раз в час с 25 марта по 19 ноября.

Стрелка на зелёном фоне с буквой «А» под названием остановки указывает на расположенную здесь же, станцию «Malostranská» линии «А» пражского метрополитена.

Надпись над маршрутами №22 и №91 «směr Pražský hrad» означает направление движения в сторону Пражского замка.

Расписание движения городского общественного транспорта на остановке в Праге

Под названием остановки и указателем маршрутов висит расписание, на котором указано:

  1. Номер маршрута;
  2. Название текущей остановки маршрута и направление движения;
  3. День недели, для которого действует расписание;
  4. Интервал движения.

Если трамвайный маршрут заменяют автобусным, то присваивают автобусу точно такой же номер, как у трамвая, прописывая букву X впереди. Например, сейчас в Праге можно увидеть вместо 14-го трамвая автобус № X14, а вместо 53 маршрута ночного трамвая автобус № Х53.

Заметим, что в новых трамвайных подвижных составах имеется бесплатный WI-FI, о чём сигнализируют надписи в вагоне WI-FI FREE .

Пражский исторический трамвай. Маршрут №41

Если вы хотите с комфортом прокатиться по основным достопримечательностям Праги, то вам идеально подойдёт маршрут , который пролегает почти через всю историческую часть города. Если вас больше интересуют эмоции, а не комфорт, то в тёплое время года (с 25 марта до 19 ноября) по центру города курсирует исторический трамвай маршрута №41 (ранее №91).

Это старинный трамвай начала прошлого века с деревянными сиденьями и внутренней отделкой вагона из того же материала, кондуктором со свистком, в который он насвистывает на каждой остановке и конечно, с естественным кондиционированием воздуха в тёплую погоду, через приоткрытое наполовину окно и открытые двери. Стоимость проезда составляет 35 Kč (чешских крон) для взрослых и 20 Kč для детей до 15 лет и пенсионеров старше 70 лет. Провоз колясок также платный — 20 Kč.

Исторический трамвай № 41: депо «Vozovna Střešovice» – выставочный комплекс «Výstaviště». Время в пути: 35 минут. Интервал движения 12:03 - 17:00, каждые 30 минут. Остановки маршрута: Vozovna Střešovice — Brusnice — Pražský hrad (Пражский Град) — Královský letohrádek (Королевский летний замок) — Malostranská — Malostranské náměstí (Малостранская площадь) — Hellichova — Újezd — Národní divadlo (Национальный театр) — Národní třída — Lazarská — Vodičkova — Václavské náměstí (Вацлавская площадь) — Jindřišská — Masarykovo nádraží — Náměstí Republiky (площадь Республики) — Dlouhá třída — Strossmayerovo náměst — Veletržní palác (Ярмарочный дворец) — Výstaviště Holešovice. Протяжённость маршрута: 9,339 км. Точное расписание и остановки маршрута на карте можно посмотреть на сайте общественного транспорта Праги по данной ссылке, вставив в графу «Linka» номер трамвая, в данном случае - 41и нажав кнопку «vyhledat».

Прага. Расписание и маршрут на карте города исторического трамвая

В открывшейся вкладке вы сможете увидеть расписание и движение трамвая поминутно на каждой остановке кликнув на номер маршрута, и посмотреть маршрут трамвая на карте города нажав на кнопку «mapa».

Ностальгическая трамвайная линия в Праге

Неугомонные руководители общественного транспорта Праги с 25 марта нынешнего года запустили новый трамвайный маршрут №23 назвав его ностальгическим.

По маршруту: Královka – Malovanka – Pražský hrad – Královský letohrádek – Malostranská – Malostranské náměstí – Újezd – Národní divadlo – Národní třída – Karlovo náměstí – I. P. Pavlova – Vinohrady – Zvonařka, курсирует городская легеда — трамвай Т3, поставленный на службу заводом «Tatra Smíchov» в далёком 1962 году. К 55-летию легендарного трамвая и была открыта ностальгическая трамвайная линия в Праге.

Стоимость проезда по ностальгическому маршруту стандартна и ничем не отличается от других городских трамваев. Интервал движения маршрута: 07:20 — 19:35, каждые 15-20 минут. Подробнее о ностальгическом маршруте можно прочесть на сайте городского транспорта Праги по данной ссылке . Точное расписание и остановки маршрута на карте можно посмотреть там же по данной ссылке, вставив в графу «Linka» номер трамвая, в данном случае — 23 и нажав кнопку «vyhledat».

Фуникулёр в Праге. Как добраться. Время работы

Фуникулёр на Петршинский холм в Праге

В 1985 году фуникулёр (Lanová dráha) на Петршинский холм был включён в систему общественного транспорта Праги. Длина маршрута состоящего из трёх станций: «Újezd» (Уезд) – «Nebozízek» (Небозизек) – «Petřín» (Петршин) составляет 510 метров. Нижняя станция «Újezd» расположена на одноименной улице рядом с памятником жертвам коммунизма и остановкой трамваев маршрутов № 9, 12 и 22.

На вершине холма находится станция «Petřín», неподалёку от которой расположена 60-метровая Петршинская башня (Petřínska rozhledna). Канатная дорога работает ежедневно с 9:00 до 23:30. Интервал отправлений составляет 10-15 минут. Проезд можно оплатить обычным билетом городского общественного транспорта за 24 Kč (чешских кроны). Фуникулёр не работает по техническим причинам с 10 по 28 марта и с 6 по 24 октября включительно.

Прага. Электрички. Расписание

Пражская электричка

В Праге более 40 различных маршрутов пригородных электричек и все они доступны в зонах P, 0 и B по обычному билету на городской общественный транспорт за 24 Kč или 32 Kč. Если взять временной интервал, то эти зоны включают в себя городские районы, находящиеся в 25 – 30 минутах езды от основных пражских вокзалов: Главного вокзала (Praha–Hlavní nádraží), вокзала Масарика (Masarykovo nádraží) и вокзала в Смихове (Praha–Smíchov). Интервал движения пригородных электричек в зависимости от направления обычно составляет 30 минут с 4:00 до 23:30 без перерыва на обед.

Если вы живёте, например, в столичных районах Praha 14 или Praha 21, то иногда имеет смысл добираться на электричке прямо из центра города с вокзала Масарика до станции «Kyje» или «Klánovice». Время в пути составит в первом случае – 9 минут, а во втором – 20. Чтобы определить, как вам удобнее добираться из точки «А» в точку «Б» в данный момент времени используйте маршрутизатор на

Пражская лодочная переправа

В чешской столице 5 лодочных переправ через реку Влтаву, которые доступны по обычному городскому билету за 24 Kč. Два маршрута: P1 и P2 работают круглогодично, а маршруты P3, P5 и P6 функционируют только в тёплое время года. Интервал движения в зависимости от маршрута оставляет 7,5 – 30 минут с 5:25 до 22:00. Если вы живёте в центре, то единственная удобная для вас лодочная переправа – маршрут P5 (Císařská louka – Výtoň – Náplavka Smíchov), который берёт своё начало от Рашиновой набережной (Rašínovo nábřeží) у железнодорожного моста под крепостью Вышеград (остановка общественного транспорта Výtoň ). Интервал движения маршрута P5: апрель – октябрь каждые 30 минут с 8:00 до 20:00.

Такси в Праге

Для наших уважаемых читателей, пользующихся услугами такси-сервисов «Uber» и «Gett» с поездкой в Прагу ничего не изменится. Они продолжат пользоваться своим мобильным приложением, так же как и в городе постоянного местожительства. Остальным путешественникам заметим, что до недавнего времени пользоваться услугами пражских таксистов было сопоставимо с удовольствием, получаемым от услуг их российских коллег. Вот как описывает их работу Луис Джеймс в британском путеводителе по Праге от Томаса Кука:

«Водители нередко набавляют цену. Садясь в такси, обратите внимание на то, включен ли счётчик. Если вы подозреваете, что вас обманули, потребуйте чек и запишите номер машины. Старайтесь не пользоваться такси, если едете из аэропорта или со Староместской площади: цены отсюда – запредельные».

На наш взгляд, в последнее время ситуация с такси в Праге заметно улучшилась, но всё же безопаснее воспользоваться услугами уже неоднократно проверенной лично нами и другими туристами компании, хотя и к её водителям бывает возникают вопросы:

Компания «ААА» – самое популярное пражское такси. Заказать такси в любую точку города можно на английском языке по телефону: +420 222 333 222, либо воспользовавшись мобильным приложением компании в своём смартфоне;

Прага. Такси компании «ААА»

Дата публикации: 2012-09-19

Общественный транспорт в Праге можно охарактеризовать только с положительной стороны: комфортный, чистый, удобный, круглосуточный и пунктуальный (работает строго по расписанию, которое есть на каждой остановке).

Транспортная сетка охватывает даже самые отдалённые уголки города и хорошо продумана. В ночное время функционируют специальные ночные маршруты. Передвижение на метро будет немного быстрее, чем с помощью наземного транспорта, однако лишит вас возможности наблюдать прекрасный вид из окна. Преимущества общественного транспорта позволяет туристам не тратить много времени на проезд, а значит и не обязательно снимать отель в центре.

содержание:

Что включает общественный транспорт Праги

Метрополитен . Работает с 05:00 до 00:00 (в пятницу, субботу, воскресенье и праздничные дни - до 01:00 ночи). Интервал движения: 2-10 минут. Пражский метрополитен насчитывает 61 станцию и состоит из трёх линий:

  • линия А (зелёная), протяжённость - 10 км, время в пути - 20 мин;
  • линия В (жёлтая), протяжённость - 20 км, время в пути - 41 мин;
  • линия С (красная), протяжённость - 14 км, время в пути - 25 мин.

Дневные трамвайные (№ 1-26) и дневные автобусные (№ 100-299) маршруты . Время работы: с 04:30 до 00:30. Интервал движения: 5-20 минут. Подробное расписание движения указано на каждой остановке.

Ночные трамвайные (№ 51-59) и ночные автобусные (№ 501-516) маршруты . Время работы: с 00:30 до 04:30. Интервал движения: 30 минут в центре и 60 минут для других районов. В центре Праги есть остановка Lazarská (находится в десяти минутах ходьбы от Вацлавской площади), через которую проходят абсолютно все ночные маршруты трамваев, что позволяет добраться до любой части города.

Также общественный транспорт Праги включает фуникулёр на холм Петршин , паромные переправы через Влтаву и некоторые ж/д поезда (электрички).

Уникальной транспортной достопримечательностью Праги является исторический трамвай , который представляет собой настоящий старый трамвай, запущенный в 1920 году. Он сохранился в прекрасном состоянии и курсирует через исторический центр Праги с марта по ноябрь по выходным и праздничным дням с 12:00 до 17:35.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Праге, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Схемы движений общественного транспорта Праги:

  • остановки автобусных маршрутов рядом со станциями метро ;

Билеты на общественный транспорт Праги

На все виды общественного транспорта Праги действует общий билет , который рассчитан не на количество поездок, а на определённый отрезок времени. Билеты бывают на 30 минут, 90 минут, 24 часа, 72 часа и проездные.


Стоимость билетов

* при себе нужно иметь специальную справку, которую можно оформить в кассах PID. В кассе необходимо предоставить заграничный паспорт и фотографию 3,5 х 4,5 см (её вклеят в справку). В случае оформления детской справки также нужен и документ одного из родителей. Стоимость справки в бумажном виде - 20 крон, в электронном - 120.

Компостирование

Отсчёт времени действия билета начинается с момента, когда он закомпостирован. Как правило, жёлтые компостеры видно издалека. Это следует делать сразу, как зашли в автобус или трамвай, а если в метро - то в вестибюле станции перед эскалатором (турникеты отсутствуют). После звука печати нужно вытащить билет. Если всё сделано правильно - на билете будет пропечатана дата и время. В течение времени, которое действует билет, можно совершить неограниченное количество поездок и пересадок. Если срок действия билета заканчивается, а вы всё ещё находитесь в транспорте - необходимо закомпостировать новый билет.

Оплата проезда основана на доверии к пассажирам, но иногда билеты проверяют контролёры в штатской одежде. Как только к вам подойдет контролёр, никакая отговорка «я вот в сумочке искала» не поможет. Стандартный размер штрафа составляет 1500 крон. Он может быть снижен до 800 крон, если оплатить на месте. Неоплаченный провоз багажа - 200 крон (если оплатить на месте - 100 крон). За забытый проездной штраф только 50 крон. Если не заплатить штраф на месте, придётся ехать в офис транспортной компании. Оплатив штраф, сохраните квитанцию и чек, их можно использовать в качестве билета до конца дня. Также есть возможность сократить штраф до 400 крон, если купить годовой абонемент за 3650 крон. В 2018 году за отсутствие билета были оштрафованы 232 852 человека.

Бесплатный проезд

Право на бесплатный проезд имеют дети младше 6 лет и пенсионеры старше 70 лет. В качестве подтверждения нужен паспорт или любой другой документ, удостоверяющий личность.

Перевозка багажа

По правилам, если багаж пассажира превышает размеры 25 x 45 x 70 см, необходимо купить дополнительный билет за 16 крон. В некоторых случаях такой билет нужно для детской коляски, велосипеда, клетки для переноса животных и собаки (в наморднике). Подробней можно прочитать на оф. сайте в подразделе Luggage transport .

Туристам практичнее покупать билеты на 24 или 72 часа, так как билеты с коротким сроком действия могут закончиться в неподходящий момент, может не быть мелочи для монетного автомата (бумажные банкноты не принимает), либо самого автомата рядом не окажется. К тому же, билеты на 24 и 72 часа обойдутся вам дешевле. Особенно сложно купить билет ночью.

Важно . С целью экономии электроэнергии двери транспорта полуавтоматические, то есть, открываются только при нажатии на кнопку, которая находится возле дверей. В Праге много остановок «по требованию» (na znameni). Для того, чтобы выйти на такой остановке, необходимо заранее нажать кнопку «STOP» в салоне автобуса. Проследите, чтобы при этом загорелся индикатор над дверью или впереди автобуса.

Хорошей альтернативой для планирования маршрута является ресурс Транспортной компании Праги .

Подробная карта остановки автобусного / трамвайного маршрута

Учтите, что определяя оптимальный маршрут (из пункта «А» в пункт «В») оба ресурса отводят на пересадку только 2-3 минуты. Если такая остановка является крупной транспортной развязкой, как например, Dejvicka (см. карту остановки справа), то без знания, где остановится ваш следующий маршрут, его легко прозевать и придётся ждать следующий.

Чтобы посмотреть самую подробную карту остановки, необходимо использовать эту форму поиска . В строке «Objekt» нужно ввести название остановки или её первые буквы. Система выдаст вам список подсказок, но будьте внимательны: название пражских остановок может пересекаться с названиями остановок в других городах Чехии. Поэтому обращайте внимание на обозначение такого вида: «zastavka (Praha)», что означает «остановка в Праге».

Схема и график движения автобусного / трамвайного маршрута

Посмотреть, где именно проходит трамвайный или автобусный маршрут, поможет эта ссылка (в левом верхнем углу необходимо переключиться на закладку «LINKY» и написать номер маршрута).

Если же надо посмотреть график движения того же маршрута, то это лучше сделать на уже известном ресурсе транспортной системы Чехии. В поле «maska» пишем номер маршрута и выбираем дату. Нажимаем «HLEDAT» (искать). Система выдаёт нам предварительный результат. Открываем этот маршрут и получаем полную информацию. Вверху можно выбрать интервал времени, а чуть ниже отображается график движения транспорта по маршруту № 22. В каждой строчке указано:

  • «Odj.» - точное время отправления с начальной остановки (если нажать на время, то увидим расписание);
  • «Odkud» - название первой остановки (если нажать на название, то получим фотографию остановки);
  • «Příj.» - точное время прибытия на конечную остановку;
  • «Kam» - название конечной остановки (если нажать на название, то получим фотографию остановки).

Лексика на транспортную тематику

русский язык чешский язык произношение
автобус / трамвай / метро аutobus / tramvaj / metro
билет jízdenka йиздэнка
остановка (по требованию) zastávka (na znamení) заставка (на знамение)
где ближайшая остановка? kde je nejbližší zastávka? кдэ е нейблизши заставка?
следующая остановка přiští zastávka пршишти заставка
линия метро / станция linka / stanice линка / станицэ
вход / выход / переход vstup / výstup / přestup вступ / выступ / пршеступ
станция пересадки přestupní stanice пршеступни станицэ
переход на линию přestup na linku пршеступ на линку
где можно купить билет? kde si můžu koupit jízdenku? кдэ си мужу коупит йиздэнку?
какой автобус / трамвай идет в který autobus / tramvaj jede do ктэри аутобус / трамвай йедэ до
пожалуйста, один (два) билет (а) за 24 (32) кроны prosim, jednu (dve) jizdenku (ky) za dvacet сtzri (tricet dve) korun просим, едну (две) йиздэнку (ки) за двацет чтржи (тршицэт две) корун

Прага – из тех городов, где пользоваться общественным транспортом удобнее, чем личным автомобилем. А пражский трамвай – это не только средство передвижения, а еще и один из городских символов, без которого улицы не были бы такими, какими мы их знаем. Эта статья познакомит вас с сетью трамваев чешской столицы и наиболее интересными маршрутами, а также расскажет о правилах пользования этим видом транспорта.

Общее описание сети

Сеть трамваев Праги – крупнейшая и старейшая в Чехии. Она плотно покрывает город, полотно и подвижной состав поддерживаются в идеальном состоянии, интервалы между трамваями довольно короткие – благодаря этому пражская сеть считается одной из лучших трамвайных систем мира. Общая длина рельсового полотна превышает 140 километров, суммарная протяженность маршрутов – более 500 километров, а количество самих трамваев – свыше 900. Ежегодно их услугами пользуются более 300 тысяч человек, что делает трамвай вторым по популярности видом публичного транспорта в Праге после, конечно, метро.

По состоянию на сентябрь 2017 года организованы 25 дневных маршрутов, один из которых, № 23, называют ностальгическим – он обслуживается старыми, немодернизированными моделями трамвая Tatra T3. Дневные маршруты пронумерованы от 1 до 26: отсутствует номер 19, который был отменен, потому что дублировал другие, более популярные линии. Интервал движения по будним дням составляет от четырех до 20 минут в зависимости от маршрута и времени суток. По выходным минимальное время ожидания – 7,5 минут.

Ночных маршрутов – девять. До апреля 2017 года они имели номера от 51 до 59, а потом были переименованы с 91 по 99. То есть 51-й стал 91-м, 52-й – 92-м и так далее. При этом популярный у туристов исторический маршрут № 91 был лишен своего номера в пользу ночной линии и стал 41-м. Большая часть ночных маршрутов с дневными не совпадает, а их сеть устроена по радиальному принципу: все они стартуют из одного места (остановка «Лазарска» в центре города), откуда расходятся по разным районам. Таким образом, «Лазарска» служит пересадочной остановкой, где можно сесть на любой из ночных трамваев. Также есть несколько точек, где сходятся по два ночных маршрута.

Ночные трамваи начинают работу в 20:00 в качестве дневных и примерно до полуночи длится процесс замещения. Когда последний дневной состав отправляется на ночлег, водители ночных меняют номера маршрутов на 91–99. Ходят они до 06:00.

Наконец, есть так называемый исторический маршрут, который мы уже упоминали – 41-й, бывший 91-й. Он обслуживается отреставрированным музейным составом образца 1920 года, который провезет вас по пути, наполненном достопримечательностями. Это не столько транспорт, сколько развлечение, поэтому график работы значительно отличается от обычных трамваев. 41-й ходит с марта по ноябрь только по выходным и праздничным дням. Время работы – с 12:00 до 17:00, интервал составляет около часа. Подробнее о нем мы поговорим позже, а пока вернемся на обыкновенные маршруты.

Как пользоваться трамваем в Праге

Трамваи, кроме 41-го, вместе с автобусами, метро и фуникулером входят в единую систему городского транспорта, которая управляется одной организацией. Поэтому не существует разделения билетов по видам транспорта, а есть общий квиток, который используется везде.

Билеты в чешской столице действуют не по количеству поездок, а по времени. За 24 кроны (чуть менее одного евро) вы приобретаете право пользоваться транспортом в течение получаса, за 32 – на протяжении полутора часов, за 110 можете кататься сутки, за 310 – трое суток. Для пенсионеров и детей – в два раза дешевле.

Срок отсчитывается не с момента покупки, а с момента, скажем так, компостирования – при первой поездке по купленному билету вы «пробиваете» его в специальном автомате, который пропечатает время начала действия. На эти данные будет ориентироваться контролер, который может проверить у вас оплату проезда. Если время действия истекло, а вам нужно ехать дальше, то чтобы не выходить, вы можете купить новый квиток с помощью СМС. В этом случае на ваш телефон придет билет в электронном виде. А обычные бумажные билетики продаются автоматами, которые есть на каждой остановке и станции метро. Пользоваться ими несложно, все понятно на интуитивном уровне. Заметим только, что эти аппараты не принимают бумажные деньги – исключительно монеты.

Если вы планируете находится в Праге долго и перемещаться по городу много, то экономически целесообразным может быть приобретение проездного на длительный срок (месяц, три месяца и так далее). Такой проездной компостировать не нужно, на нем уже будут указаны сроки начала и окончания действия. Но иметь при себе его обязательно. Продаются проездные не везде, а только на определенных станциях метро – например, на «Мустек», одной из центральных станций.

Как спланировать маршрут и выбрать правильный билет

Разумеется, в незнакомом городе вы знаете, сколько будет продолжаться поездка от точки А до точки Б. А знать это нужно, поскольку билет действителен в течение определенного срока. Тут у вас есть два варианта.

Во-первых, на каждой остановке висит табло, где подробно расписан каждый маршрут, который через эту остановку проходит. Указаны названия всех остановок и время езды до них. Таким образом, если ваш маршрут прост и не содержит пересадок, то на остановке вы можете рассчитать его продолжительность и купить соответствующий билет.

Во-вторых, на сайте организации, которая управляет транспортом, есть планировщик маршрута. Он покажет, какими трамваями вам нужно пользоваться, чтобы доехать куда надо, а также сколько времени этой займет. Чтобы получить ответ на эти вопросы, нужно заполнить несколько полей: откуда (From), куда (To), желаемые промежуточные точки (Via), дата (Date) и время (Time). Рядом с полем времени есть слова «departure» (отъезд) и «arrival» (прибытие) – выбрав одно из них с помощью точки, вы отметите, к чему относится указанное время – к началу вашей поездки или к приезду на место.

В графы «откуда», «куда» и «через» нужно вписать название городской локации – например, ваш отель или искомая достопримечательность. Если вы в не ориентируетесь в местных названиях, но знаете, где находитесь, то выбрать места можно на карте – для этого откройте ссылку «Map», расположенную справа от каждого из этих трех полей.

Когда все поля заполнены, жмите «search» – и система выдаст вам варианты маршрутов, где будут указаны все необходимые вам трамваи и другой транспорт. Вы узнаете, где на них садиться, сколько каждый их них едет, во сколько прибывает на нужные вам остановки и так далее. Каждый из предложенных вариантов можно подробно рассмотреть на карте и даже скачать.

№ 41, ранее известный как 91. Этот трамвай проезжает сквозь городской центр, и его называют музейным, ностальгическим, историческим. Дело не только в маршруте, на котором расположено множество достопримечательностей, но и в самом подвижном составе. Он состоит из двух вагонов, которые впервые начали курсировать по пражским улицам 1920 году. В 1944 трамвай попал в аварию и был отремонтирован, после чего работал до 1992 года. В 2000 изношенный состав восстановили, вернули исконный вид и вновь поставили на рельсы.

Поскольку вмещает он всего 45 человек и пользуется большой популярностью, то лучше садиться на одной из первых остановок, в идеале – на самой первой. Он стартует от Vozovna Střešovice, где также находится музей общественного транспорта, по которому можно погулять в ожидании 41-го.
Оттуда вы сможете доехать до Пражского Града – знаменитой крепости, которая сегодня является целым комплексом достопримечательностей и обязательно входит в программу любого туриста.

Еще одна остановка – Королевский сад и расположенный на его территории дворец Бельведер, построенный в стиле итальянского Возрождения.
Трамвай останавливается на Малостранской и Вацлавской площадях – локациях, плотно застроенных историческими зданиями, памятниками, дворцами.


На 41-м также можно добраться до Национального театра и дворца Велетржни. Даже если вы не собираетесь в оперу, то театральное здание все равно достойно вашего внимания как отличный образец изысканного итальянского неоренессанса. А во дворце Велетржни размещен Музей современного искусства, где выставлены работы Пикассо и многих прославленных его коллег по цеху.

Конечная остановка – Выставиште. Это выставочный район, где расположены музыкальные фонтаны, океанариум, луна-парк и прочие интересные объекты.
Обычный взрослый билет на музейный маршрут стоит 35 крон, для детей младше 15 лет – 20. Также 20 крон нужно будет заплатить за коляску с ребенком и человека в инвалидном кресле, столько же платят пожилые люди старше 70 лет.

№ 23. Этот ностальгический маршрут запустили в марте 2017 года, а до 2014 года номер принадлежал обычному дневному маршруту, который отменили, чтобы улучшить работу № 22. По этой линии курсируют Tatra T3 – вагоны чешского производства, которые изготавливались с 1960 года по 1999 и известны жителям не только Чехии, но и других стран бывшего соцлагеря, в том числе и СССР. Где-то их модернизировали, где-то сняли с маршрутов, и теперь исключительно в Праге можно проехать в оригинальном Tatra T3.

Они получили вид в стиле восьмидесятых годов: пластиковые сиденья прежнего образца, массивные громкоговорители, объявления остановок, шрифт информационных надписей – все из прошлого. Едет 23-й по историческому центру – от остановки «Краловка» до района Винограды – и проезжает возле Пражского Града и других туристических мест.

№ 23 – это полноценный дневной маршрут, так что ходит он круглый год и оплачивается обычными билетами по обычной системе.

Из обыкновенных маршрутов самыми интересными считаются №№ 9 и 22. По ним ходят современные трамваи, из окон которых вы сможете увидеть много старинных зданий центра.
Даже если вам никуда особенно не надо ехать, выделите время на то, чтобы покататься на пражском трамвае – без этой детали паззл вашего впечатления о городе не сложится до конца.


Трамваи в праге весьма популярны. Сетью трамвайных линий, как и сетью линий пражского метрополитена, покрыта большая часть чешской столицы. Этот вид городского транспорта находится на втором месте в Праге после метрополитена по числу перевезенных пассажиров. Им обслуживается порядка трети общего пассажиропотока. Совокупная протяженность линий (не считая линий исторического трамвая, а также фуникулера) составляет 548 км. Всего в Праге двадцать четыре трамвайных маршрута, ежедневно они перевозят порядка 350 тысяч пассажиров.

Трамваи в праге в дневное время курсируют по двадцати четырем маршрутам, а в ночное – по девяти. Наиболее популярными являются маршруты номер 22, 17 и 9, проходящие рядом с главными пражскими достопримечательностями. Отдельно можно выделить исторический маршрут номер 91.

Цены на билеты в Праге

Сегодня билеты на трамваи в праге можно приобрести за:
24 кроны – на полчаса (12 крон — для пенсионеров и детей);
32 кроны – на 90 минут (16 крон — для пенсионеров и детей);
110 крон – на сутки (55 крон — для пенсионеров и детей);
310 крон – на трое суток.

Расписания на остановках

В чешской столице на каждой остановке имеется стенд, на котором размещено расписание трамваев в праге. Вверху этого стенда, в синем квадратике, изображен вид , проходящего через данную остановку. Под ним – надпись с названием остановки. Стрелочками зеленого цвета обозначено направление движения трамвая, а цифрами — номера маршрутов. Номера эти располагаются на темном или белом фоне, указывающем на то, ночной это маршрут либо дневной.

Чуть ниже расположен список всех остановок маршрутов. В этом перечне всегда выделена текущая остановка. Выше нее указаны предыдущие остановки маршрута, а ниже – последующие (рядом с последующими остановками указано количество минут, за которое трамвай до них доезжает). Если вы увидите, что необходимая вам станция располагается в перечне выше выделенной (то есть текущей) остановки, то вам необходимо пройти на остановку, расположенную на противоположной стороне улицы.

Обратите внимание: в разные дни расписание может быть неодинаковым: в зависимости от дня недели изменяются интервалы движения трамваев, тогда как сами маршруты остаются неизменными. Работает трамвайный транспорт Праги очень четко, как часы.

Схема пражских трамваев

Пражские ночные трамваи

Трамваи в праге ходят круглосуточно: наряду с дневными, существуют и ночные маршруты, обозначаемые номерами от 51 до 59. Средний интервал движения составляет сорок минут. Центральной пересадочной станцией всех маршрутов является остановка Лазарска. Расписание трамваев рассчитано таким образом, чтобы каждые двадцать минут маршруты пересекались в центральном пункте.

Расписание пражских трамваев

На каждой остановке имеется расписание движения пражских трамваев. Обновляется оно обычно дважды в год. При желании, вы сможете спланировать свой маршрут заранее. Сделать это можно на сайте dpp.cz. Зайдя на него и введя в соответствующих полях начальную, а также конечную остановку своего маршрута, а затем нажав клавишу Поиск (Hledat), после чего получите подробный маршрут движения с указанием времени и стоимости поездки, а также описанием всех необходимых пересадок.

Популярные среди путешественников маршруты трамваев в праге

При помощи перечисленных ниже трамвайных маршрутов вы сможете осмотреть центральную часть чешской столицы.

Маршрут трамваев 23 и 22
Эти маршруты начинаются от Национального театра, проходят мимо станций метро Staroměstská, а затем Malostranská, далее через красивейшие места города до станций Belvedér, Пражский Град,Pohořelec,
Маршрут трамвая 14
Проходит от площади Карела (Karlovo namesti) до парка, носящего название Letenske Sady.
Маршрут пражского трамвая 9
Данный трамвай пересекает Прагу через Вацлавскую площадь, после чего следует в Мала Страну.
Маршрут трамвая 17
Курсирует между Vysehrad (Вышеград) и парком Letenske Sady.
Исторический трамвай 91
Ходит этот трамвай по праздничным, а также выходным дням с марта по ноябрь. Отправляется он каждый час от станции Střešovice и проезжает через центр города.

Трамвайная сеть в Праги – самая крупная сеть трамваев в Чехии. Протяженность всех путей превышает 141 километр, протяженность маршрутов 548 км. С 1 сентября 2012 года в Праге действует 31 линия, из них: 21 линия дневного транспорта, 9 линий ночной транспорта и 1 маршрут исторического трамвая. Дневные маршруты имеют нумерацию с 1 по 26, при этом маршруты 13, 15, 19, 21, 23, 36 были ликвидированы. Ночные маршруты с 51 по 59. Ностальгический маршрут имеет номер 91.

Трамвайная сеть в год перевозит около 350 миллионов пассажиров. Для этого в Праге используется 7 трамвайных депо для основного пассажирского транспорта, обслуживающих в сумме 980 вагонов: Vozovna Motol – 118 вагонов, Vozovna Hloubětín – 127 вагонов, Vozovna Žižkov – 128 вагонов, Vozovna Kobylisy и Vozovna Strašnice – по 142 вагона в каждом, Vozovna Pankrác – 150 вагонов, Vozovna Vokovice – 173 вагона. Также есть еще одно депо – Vozovna Střešovice. Он используется для музейных экспонатов и служебных вагонов. Обслуживает это депо ностальгический маршрут № 91. Пражский электрический трамвай использует постоянный ток с напряжением 600 вольт.

Все трамваи, как и любой другой общественный транспорт, ходит строго по расписанию. Расписание каждого маршрута указано на его остановке. При этом указываются все остановки от начального пункта, до конечного. Остановка данного места отправления выделена другим шрифтом. Рядом с каждой последующей станцией указано время, через сколько минут трамвай будет на той ли иной остановке. Расписание движения трамваев в будние и выходные дни может различаться. К примеру, в таблице расписания могут находиться графы движения по дням недели: понедельник – четверг, пятница, суббота и воскресенье; либо, например: понедельник – суббота, воскресенье. Напротив каждого часа указаны минуты отправления. Там где рядом с минутами указан значок инвалида, это означает, что трамвай пригоден для перевозки инвалидов, подножка трамвая низкая, не имеет ступенек; в трамвай можно заехать на инвалидной коляске сразу с перрона, также в трамвае имеется место для установки и крепления инвалидного кресла с пассажиром. Не все трамваи имеют возможность перевозки инвалидов, но те, которые такую возможность имеют – ходят довольно часто. Если на стенде лист с расписанием желтого цвета, это означает, расписание временное. На некоторых остановках есть электронное табло, которое показывает, сколько минут осталось до прибытия конкретного номера трамвая.

Дневной трамвая начинает свою работу в 04.30, постепенно заменяя на маршруте ночные трамваи. Заканчивает свою работу в 0.00 часов. Интервал движения в рабочее время утром и вечером в среднем равен 8 минутам, днем 10 минут. В выходные и праздничные дни на различных маршрутах от 7,5 до 15 минут. С 1 сентября 2012 года имеет 21 линию. Ранее было немного больше. С этого времени в трамвайную сеть были внесены значительные изменения, направленные на оптимизацию городского транспорта. Маршруты 3, 9, 11, 17 и 22 являются основными трамвайными маршрутами. Иногда на схемах их выделяют более жирным шрифтом.

Маршруты движения дневных трамваев

Конечные станции Примечание
1 Petřiny – Spojovací
2 Petřiny – Podbaba
3 Levského – Kobylisy
4 Kotlařka – Kubánské náměstí В будние дни время движения сокращено до 20:00.
5 Divoká Šárka – Černokostelecká
6 Sídliště Barrandov – Smíchovské nádraží – Spořilov В будние дни время движения сокращено до 20:00. Основной участок Smíchovské nádraží – Spořilov, но утром и вечером в будние дни маршрут от станции Smíchovské nádraží продлевается до Sídliště Barrandov.
7 Radlická – Ústřední dílny DP По выходным, а также в вечернее время до станции Ústřední dílny DP трамваи идут через один. Каждый второй трамвай не доходит всего одну остановку, конечный пункт у таких трамваев Černokostelecká.
8 Podbaba – Starý Hloubětín
9 Sídliště Řepy – Spojovací
10 Sídliště Řepy – Sídliště Ďáblice
11 Spořilov – Olšanské hřbitovy
12 Sídliště Barrandov – Palmovka
13 Sídliště Barrandov – Smíchovské nádraží Работал только в будние дни в часы пик. С 27.11.2009 отменен.
14 Sídliště Barrandov – Ortenovo náměstí
15 Špejchar – Vysočanská С 1 сентября 2012 отменен.
16 Kotlařka – Sídliště Řepy – Lehovec В будние дни утром и вчером маршрут от Sídliště Řepy продлевается до Kotlařka.
17 Levského – Vozovna Kobylysy Между станциями Výstaviště и Vozovna Kobylysy интервалы в два раза больше, чем на отрезке Levského – Výstaviště, поскольку эта часть менее загружена.
18 Petřiny – Vozovna Pankrác
19 Lehovec – Nádraží Strašnice С 1 сентября 2012 отменен.
20 Divoká Šárka – Sídliště Barrandov
21 Národní třída – Nádraží Braník С 1 сентября 2012 отменен.
22 Bílá Hora – Nádraží Hostivař
23 Kubánské náměstí – Malovanka В 2007 году отменен.
24 Kubánské náměstí – Ortenovo náměstí
25 Lehovec – Vypich
26 Divoká Šárka – Nádraží Hostivař
36 Divoká Šárka – Špejchar С 1 сентября 2012 отменен.

Ночной трамвай работает с 0.30 до 04.30 часов. Такие трамваи из депо выезжают постепенно, в период с 20.00 до 22.30. Свою работу они начинают на маршрутах как дневные трамваи, постепенно заменяя те, которые уходят в депо. Вновь выехавшие трамваи до 0.00 часов работают совместно с теми вагонам, которые обслуживают дневные маршруты, называемые в Праге полуночными трамваями. Приблизительно в 0.00 часов приезжая на конечную станцию водитель трамвая меняет номер маршрута. Таким образом, трамвай на конечной остановке из дневного маршрута «превращается» в ночной. Вагон, выехавший для обслуживания ночных маршрутов отправляется обратно в депо в 5.00 – 6.00 часов утра.

Ночью город обслуживают девять линий, номера с 51 по 59. Не смотря на то, что количество линий на много меньше, чем дневных, ночные линии более длинные, охватывают практически любые точки города. Ночные маршруты не повторяют дневных. Лишь два маршрута частично совпадают с дневными линиями. Интервал движения каждого номера составляет ровно 30 минут. Интервал нельзя назвать большим, поскольку на некоторых станциях проходят более чем один маршрут и, таким образом, интервал между трамваями на станции может сокращаться до 8-17 минут.

В центре города на станции Лазарска (чеш. Lazarská) съезжаются все ночные маршруты трамваев, поэтому здесь можно сделать пересадку на нужный маршрут и добраться в любую точку Праги даже ночью. Также, есть еще несколько пересадочных пунктов, где пересекаются несколько маршрутов. В расписании линии ночного трамвая отмечаются темным цветом.

Маршруты движения ночных трамваев

Конечные станции Примечание
51 Divoká Šárka – Nádraží Strašnice
52 Lehovec – Sídliště Modřany
53 Sídliště Ďáblice – Vozovna Pankrác
54 Lehovec – Sídliště Barrandov
55 Vozovna Kobylisy – Ústřední dílny DP
56 Petřiny – Spořilov
57 Bílá Hora – Nádraží Hostivař
58 Spojovací – Sídliště Řepy
59 Sídliště Řepy – Nádraží Hostivař

Кроме дневных маршрутов 1 – 26 могут время от времени днем ходить трамваи с номерами 27 – 50. Трамваи с такими номерами – временные маршруты. Вводятся они на время ремонтных работ. Например, одно время по городу курсировал трамвай с номером 36. Данный маршрут был необходим в связи со строительством автомобильного туннеля не далеко от стадиона Спарта. Маршрут № 36 был продолжение прерванного маршрута № 26 в связи со строительными работами.

Ностальгический (исторический) трамвай

В теплое время года в Праге ходит исторический трамвай. Его еще называют ностальгическим. Это специальный старинный трамвай. По городу ходит несколько двойных вагонов музейного трамвая. Маршрут № 91, конечные станции Vozovna Střešovice – Výstaviště. Стоимость проезда немного выше чем на других видах транспорта. Здесь выдается специальный билет. Пересадки не предусмотрены, билет действителен только до ближайшей конечной станции. Музейный трамвай обслуживается специальное депо – Vozovna Střešovice. Всего в депо имеется 77 вагонов исторического трамвая. Музейный трамвай курсирует только в выходные дни с 12 до 18 часов с интервалом движения 1 час в период с апреля по октябрь.

Немного истории

Первый трамвай в Праге был пущен 23 сентября 1875 года. Это было конно-рельсовая дорога, в народе называемая «конка». Маршрут первого конного трамвая был «Карлин – Национальный театр» (чеш. Karlín – Národní divadlo). Постепенно дорога продлевалась и к 1883 году вся сеть достигала 19,43 километра.

В 1891 году в Праге пошел первый электрический трамвай. Первая линия электрического трамвая проходила на Летной (чеш. Letná). Это была заслуга инженера Франтишек Кржижик (чеш. František Křižík). 19 марта 1896 года благодаря ему была открыта еще одна линия, которая проходила с нынешнего района Florenc, к районам Либень (чеш. Libeň) и Высочаны (чеш. Vysočany). На следующий год появляется новая линия, уже в области Праги. Маршрут был Смихов – Коширже (чеш. Smíchov – Košíře) и называлась эта линия Главачковой электрической дорогой. В 1898 году открывается еще один маршрут, протяженностью 5,8 км. Прага – Винограды (чеш. Královské Vinohrady), носила имя конечной станции – Královské Vinohrady. Постепенно появилась возможность перевозить жителей пригорода Праги. В 1898 году конку перекупило электрическое предприятие города и постепенно началась реконструкция для перевода линий на электрическую тягу, которая закончилась в 1905 году. Таким образом, образовалось предприятие, которое теперь называется АО «Пассажирское предприятие столицы Праги». Последний электрифицированный маршрут был закончен на Карловом мосту. Там он проработал до 1908 года.

Трамвайные вагоны завода Tatra в различных модификациях. Почти все имеют двери с выходом на обе стороны

Сейчас весь парк трамваев в Праге в основном составляют вагоны завода Tatra в различных модификациях. Не так давно

Просмотров