). Особняк Н

В 1802 году граф Румянцев выкупил здание на Английской набережной у семьи Голицыных. Впоследствии этот дом под руководством графа стал центром наук и хранилищем исторических экспонатов.

Предыстория

Когда Румянцев был за рубежом по долгу службы, он начал коллекционировать предметы русской культуры и истории, уделяя особое внимание первым печатным книгам, старинным рукописям, церковным книгам, государственным документам. Ему удалось воссоздать собрания, удивляющие качеством и богатством.

Историческая справка

В 1814 году Румянцев подал прошение об отставке и полностью занялся изучением русской истории. Он собрал около себя ученых, итогом научной работы которых стало издание нескольких десятков книг и основание музея.

В 1824 г. граф начал реконструкцию Румянцева был оформлен величественным 12-колонным портиком. Под крышу этого роскошного строения был помещен горельеф известного скульптора И. Мартоса со сценой из древнегреческой мифологии. Таким предстает перед нами дворец и в наше время.

В 1826 году граф Румянцев ушел из жизни, поручив своему брату сделать из дома со всеми его коллекциями музей. Желание графа было исполнено, и в доме основан музей, в экспонаты которого вошли все предметы, собранные графом. Посещение музея какое-то время оставалось полностью бесплатным, и войти внутрь и познакомиться с представленными экспонатами мог любой человек. Но после кончины брата графа, на деньги которого жил музей, в истории особняка начался период регресса.

Ближе к концу XIX века музей перенесли в Москву. Сам особняк Румянцева поменял многих хозяев. После 1917 года его комнаты и залы разобрали самые разные структуры.

В 1938 году особняк Румянцева был сдан во владение Музею истории и развития Ленинграда.

Современность

К 2003 году особняк Румянцева в Санкт-Петербурге был полностью отреставрирован. Интерьер залов был восстановлен согласно их виду и убранству в 1880-х годах. На сегодняшний день в особняке располагаются экспозиции проходят тематические выставки и музыкальные вечера.

Особняк Румянцева, точнее, музей, обустроенный внутри, располагает 4 постоянными экспозициями: "История здания и его владельцев", "НЭП. Образ города и человека", "От будней к праздникам. Этюды из 30-х гг." и "Ленинград в годы войны".

В помещениях первой экспозиции можно увидеть историческую документацию, связанную с самим особняком, копии его архитектурных планировок, посмотреть интерьер особняка в начале XX века, познакомиться с данными обо всех собственниках этого дома и увидеть их лица на портретах. Один из подразделов экспозиции рассказывает о самом графе Румянцеве.

Вторая экспозиция отражает времена НЭПа в истории города. В помещениях и комнатах воссозданы типовые виды Петербурга того времени: "Мастерская сапожника", "Ресторан", "Ателье модистки", "Коммунальная кухня" и другие. Звучащая музыка и пробегающая на экране городская кинохроника позволяют посетителям целиком погрузиться в атмосферу тех лет. Кроме того, в экспозиции есть различные печатные материалы: афиши кинофильмов, календари, газеты, книги.

Третья экспозиция поведает гостям о 30-х годах. Здесь можно посмотреть одежду тех времен, предметы обихода и фотоснимки, продукцию, которую производили фабрики того периода.

Четвертая экспозиция посвящена блокаде Ленинграда. Здесь можно увидеть бомбоубежище и знаменитую записную книжку школьницы рассмотренную на Нюрнбергском процессе, а также доказательства голода во время войны ‒ заменители продуктов и блокадный хлеб.

Особняк Румянцева в СПб: отзывы

Место это действительно заслуживает внимания. Жители Петербурга и гости города выделяют интересные коллекции, которыми располагает особняк Румянцева. Фото есть в статье, и можно сказать, что само здание имеет поистине впечатляющий вид.

Заключение

Особняк графа Румянцева уже со времен своего основания стал жизни Северной столицы. Граф выполнил бесценную просветительскую работу на безвозмездных началах: он собрал уникальную коллекцию самых разных исторических предметов, древних рукописей, церковных книг и других памятников русской истории и культуры.

Особняк Румянцева – архитектурный памятник в Северной столице, в котором расположен филиал Государственного музея истории Петербурга. Посетителей здание заинтересует уникальной архитектурой, историей и обширными музейными коллекциями.

Особняк является полностью отреставрированным и переработанным вариантом возведенного в 1740 г. каменного дома князей Голицыных. В 1802 г. князья продали дом видному государственному деятелю, канцлеру Н. П. Румянцеву.

Канцлер был большим любителем искусства, из заграничных поездок он привозил множество древних манускриптов, статуй, картин, документов и книг. Коллекции Румянцева славились на всю Российскую империю. Николай Петрович сформировал вокруг себя кружок выдающихся ученых и исследователей, которые помогли ему создать музей древностей, известный во всей Европе.

В 1824 г. архитектор В. А. Глинка по поручению канцлера приступил к реставрации дома Голицыных. Фасад здания был закрыт красивейшим каменным портиком с 12-ю колоннами. Портик венчал фронтон с горельефом, изображающим бога Аполлона, богиню Мнемозину и 9 муз. Выполнил горельеф знаменитый скульптор И. Мартос.

Канцлеру не удалось в полной мере насладиться результатом своих трудов: в 1826 г. он тяжело заболел и умер. Перед смертью Николай Петрович поручил своему брату С. П. Румянцеву довести дело до конца, создав в особняке первый в Российской империи частный музей для бесплатного посещения всеми желающими.

Сергей Петрович сдержал слово, данное брату. В 1831 г. прошло торжественное открытие музея: каждый житель Петербурга и гость столицы мог своими глазами увидеть ценнейшие предметы искусства.

В 1861 г. коллекции Румянцевского музея по неизвестной причине были перевезены в Москву и размещены в (ул. Неглинка). Особняк Румянцева начал переходить из рук в руки. Последней хозяйкой здания стала герцогиня З. Богарне, купившая дом в 1882 г. По заказу Богарне архитектор А. Степанов отреставрировал дом, сделав акцент на жилое назначение строения.

После революции в особняке Румянцева размещались коммунальные квартиры и казенные учреждения. В 1938 г. здание было отдано Музею истории Ленинграда. В 2003 г. дом был отреставрирован, интерьеры приведены к состоянию, характерному для 1880-х гг.

В настоящее время в особняке размещены постоянные экспозиции Музея истории Петербурга, здесь проходят временные выставки, научные конференции, лекции, детские мероприятия, фестивали, концерты классической музыки.

По выходным проходит экскурсия по парадным залам особняка Румянцева. Экскурсия начинается в 13.00, ее стоимость – 200 рублей. Гости увидят невероятные интерьеры 19-го века, Невскую анфиладу, Дубовый кабинет, зеркальную стену, Белый зал, дубовые лестницы. Экскурсоводы расскажут об истории особняка и его обитателей.

Постоянные экспозиции в особняке Румянцева

Выставка расскажет туристам о владельцах особняка, в нее включены архитектурные планы, строительная документация 18-19 вв., фотоснимки начала 20-го века, портреты людей, проживавших в доме, гербы князей Голицыных и графов Румянцевых.

Отдельные выставки в рамках экспозиции посвящены Н. П. Румянцеву и существованию особняка Румянцева во времена ВОВ.

Новая экономическая политика (НЭП) была объявлена большевиками в 1921 г. и свернута в 1929-ом. Это был интереснейший период в истории Ленинграда и всей страны. Именно этому времени посвящена постоянная экспозиция в особняке Румянцева.

Туристы узнают, как НЭП в считанные годы преобразил страну, вернул ей относительное благополучие. В этот период в Ленинграде процветала частная торговля, ежедневно открывались новые магазины, мастерские, объекты досуга.

В экспозиции представлено больше 1000 экспонатов: это предметы быта эпохи НЭПа, старинные фотоснимки, обувь, одежда и мебель 20-х гг. Залы разделены на специальные зоны, воспроизводящие интерьеры коммунальной квартиры, ресторана, модного ателье, сапожной мастерской.

Посетители окунутся в атмосферу того уникального времени, посмотрят оригинальные кадры кинохроники.

Отдельный зал в составе экспозиции выделен под выставку плакатов, афиш, картин, графики, газет и журналов 20-х гг.

Экспозиция «От будней к праздникам» посвящена Ленинграду 30-х гг. Это было время первой пятилетки, когда люди, полные энтузиазма к перестройке своей жизни, полностью изменили промышленную и индустриальную базу города на Неве.

В 30-е годы в городе открылись заводы, выпускавшие передовые для того времени продукты. Гости увидят образцы каучука, выработанного синтетическим путем, первый алюминий, выплавленный в СССР, телевизор марки ВРК. Большой интерес у посетителей вызывают превосходно выполненные макеты транспортной техники: троллейбуса, лесовоза, прицепа-холодильника, танкера.

Ускоренная индустриализация требовала железной дисциплины. Население страдало от больших цен на продукты, от карточной системы распределения продовольствия. Впервые талоны на товары первой необходимости были введены в 1929 г. Гости увидят хлебные карточки, пропуска в спецраспределители продуктов, талоны на мясо, рыбу, мыло и спички.

Туристы познакомятся с бытом ленинградцев 30-х гг., узнают, какая одежда была в моде, какие фильмы показывали в кинотеатрах. Среди экспонатов выставки – личные вещи знаменитых ленинградцев, афиши, фотоснимки, флаги, предметы быта и многое другое.

Отдельная экспозиция посвящена ученому-филологу, общественнику и историку литературы Д. С. Лихачеву. Центр Лихачева в особняке Румянцева - это также место встреч творческих людей, проведения лекций, научных конференций, съемок телевизионных передач.

В экспозиции гости увидят личные вещи ученого, его книги, письма, мебель из кабинета Лихачева. Рядом с креслом находится мантия доктора наук, которую Дмитрию Сергеевичу вручили в Оксфорде. Одним из самых ценных экспонатов музея является медаль «За оборону Ленинграда»: Лихачев прошел всю войну, был неоднократно ранен.

В коллекции фотографий – совместные снимки ученого с писателями, литературоведами, историками. Большой интерес у гостей вызывает фото Дмитрия Сергеевича с Иоанном Павлом II: снимок был сделан во время визита Лихачева в Ватикан в 1986-ом г.

Важнейшей экспозицией особняка Румянцева считается выставка, посвященная жизни Ленинграда во времена ВОВ. Эта выставка была открыта в 1964 г. Создатели использовали принцип музейной хронологии, расположив экспонаты по временным периодам, начиная с блокады города в 1941 г. и заканчивая Победой.

В 12-ти залах размещено больше 2 тыс. предметов. Это уникальные фотоснимки, документы, знамена ленинградских полков, коллекция стрелкового оружия, обмундирование бойцов Красной Армии, личные вещи блокадников, дневники жителей осажденного города, коллекции живописи, диорамы города и крупнейших сражений, макеты танков и артиллерийских установок.

Посетители узнают, как выживал блокированный город, как формировалось в Ленинграде народное ополчение, какие меры предпринимались для спасения бесценных памятников архитектуры и культуры.

Специальные экспозиции посвящены «Дороге жизни», прорыву блокады, разгрому немецко-фашистских захватчиков под Ленинградом.

Видео:

Особняк Румянцева (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

История

Свой торжественный, монументальный вид здание обрело не сразу. Изначально это было каменное строение, принадлежавшее князьям Голицыным со времени его постройки в 1740-х гг. Спустя 30 лет владельцы решили его перестроить. Проектом занялся первый российский профессор архитектуры, преподававший в Императорской Академии художеств, Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Он заложил архитектурные пропорции здания, сохранившиеся и по сей день: особняк в три этажа на 11 осей.

Познее Голицыны расстались с владением. Дом кочевал между английскими торговцами, пока в 1802 г. его не выкупил дипломат Николай Румянцев. В 1808 г. Александр I назначил его министром иностранных дел: возникла необходимость преобразовать здание так, чтобы оно привлекало внимание и соответствовало статусу хозяина.

Именно при Румянцеве появился выдающийся портик на высоком цоколе с дюжиной колонн, поддерживающих крышу.

Николай Румянцев всю жизнь коллекционировал памятники российской истории. После его смерти брат Сергей Петрович по устному поручению создал из особняка и собраний родственника первый в России частный музей. Однако в здании на Английской набережной он оставался 30 лет, а затем был перенесен в Москву, в Пашков дом, поскольку с уходом Сергея Румянцева особняк начал приходить в упадок.

Вновь последовал калейдоскоп перепродаж; первый же покупатель переделал роскошное строение из общественной площадки в жилое помещение, организовав доходный дом.

В годы Революции особняк опустел. Позднее здесь разместили облсоюз, центр социального страхования, Леноблкоопсоюз, школу пионервожатых и другие организации. Были и жилые квартиры. С 1938 г. помещения начали постепенно передавать Музею истории Ленинграда, но последние жильцы покинули здание только в начале 90-х.

Что посмотреть

Сегодня в особняке Румянцева располагаются экспозиции Музея истории Санкт-Петербурга, посвященные жизни города в начале 20 века, а также его обороне во время Великой Отечественной войны.

Кроме того, можно посетить экскурсию, рассказывающую о самом доме и его хозяевах. Гостей проводят по отреставрированным парадным залам. В большинстве из них сохранились подлинные люстры и зеркала эпохи Наполеона, воссозданы интерьеры, реставрация продолжается и сейчас.

Наибольший интерес представляет роскошная парадная лестница из мрамора. Ее возвели в 1882 г., когда владелицей особняка стала жена Его императорского высочества 5-го герцога Лейхтенбергского Зинаида Богарне. В эти годы появилась и боковая дубовая лестница, которую также демонстрируют туристам.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, Английская наб., 44 (станция метро «Невский проспект»). Веб-сайт .

Часы работы: четверг-понедельник с 11:00 до 18:00; вторник с 11:00 до 17:00. Взрослые билеты - 200 RUB, учащимся и пенсионерам - 100 RUB. Цены на странице указаны на август 2018 г.

Особняк Румянцева, прежде чем «попасть в руки» хозяина, чье имя он носит сегодня, ранее принадлежал другому знатному роду – Голицыным. Еще при правлении Анны Иоанновны князь Михаил Васильевич в срочном порядке был вызван в Северную столицу для обустройства здесь своего поместья. Двухэтажный, построенный в 1740-х годах, дом не выделялся из общего плана застройки городской Английской набережной, ставши первым каменным домом, ее украшающим.

Через несколько лет особняк перешел в руки сына покойного князя Голицына – Александра. Скончался тот в 1774 году, не оставив после себя потомков. Поэтому участок неоднократно побывал во владении английских купцов, арендующих его.

В начале XIX века здание приобрел граф Николай Румянцев. Спустя несколько лет он стал министром иностранных дел, одновременно пребывая в должности министра коммерции. Такое событие пышно отпраздновали в именном особняке: обед собрал до 50-ти WIP-персон – министров, членов дипломатического корпуса и высших чинов империи. В дар граф Румянцев получил, среди прочего, огромную библиотеку книг отменной печати и переплета. Много лет посвятив работе и затем, уйдя в отставку, граф Румянцев занялся организацией научных исследований, касающихся русской истории. Все располагало к этому «хобби»: и личная библиотека, состоящая из 30 тысяч книг с трудами ученых, русскими летописями и работами путешественников, письменные памятники, медали и монеты, а также многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства.

Я сам музей себе воздвиг…

Атмосфера особняка словно располагала к работам в области изучения русской истории. Сам хозяин удобно разместился в парадных помещениях второго этажа: в его распоряжении были три огромных зала с паркетом, стенами, украшенными золотой лепниной, и изразцовыми печами. А вот третий этаж был отведен под хранение коллекций.

Граф Румянцев, зная о бесценности своей коллекции, по велению сердца принял решение передать ее государству вместе с драгоценной «оправой» – особняком. Таким образом сам дом на английской набережной должен был стать первым российским частным публичным музеем, а жилые помещения на улице Галерной – доходными домами, вся прибыль которых покрывала бы потребности музея.

Идея зародилась – оставалось воплотить ее в жизнь. Сие серьезное дело Румянцев отдал в руки молодого архитектора Василия Глинки. Зодчий сохранил и пропорции, и объем здания, но фасад перетерпел полное изменение. Благодаря стараниям Глинки особняк приобрел новое «стильное» украшение – двенадцатиколонный портик и барельеф работы скульптора Ивана Мартоса. Размещенные друг подле друга характерные для науки и искусства предметы, красноречиво свидетельствовали об увлечении хозяина особняка. За все это архитектурное великолепие Глинку удостоили звания академика.

Граф Николай Румянцев скончался в 1826 году, а продолжил создание музея его младший брат – Сергей Петрович.

Так уже под его руководством были переоборудованы внутренние помещения, а комнаты украсила специальная музейная мебель.

Как дань памяти знатному прошлому рода Румянцевых, в одном из залов поместили портретную галерею предков. Сергей Петрович даже заказал портрет своего старшего брата художнику-англичанину Джорджу Доу. Открытие музея припало на 28 мая 1831 года. Его особой примечательностью стало бесплатное посещения для всех желающих. Заведение сразу стало использоваться для публичных чтений, лекций и концертов. Кроме того, около 25 лет в румянцевском особняке размещалось Общество поощрения художеств.

Переезд музея в Москву

Музей процветал благодаря капиталовложениям Сергея Румянцева, а вот после его смерти состояние и здания, и коллекций стало стремительно приходить в упадок. Музей передали Императорской Публичной библиотеке, что тоже не лучшим образом отразилось на его финансовом состоянии: прибыль с доходных домов шла на содержание библиотеки. Видя положение дел, высшие чины стали предлагать перевести музей Румянцева в Москву. Это решение вызвало негативную реакцию среди общественности. Ученые писали письма-протесты, общество негодовало, но переезд таки состоялся. С тех пор коллекции располагаются в доме на столичной Неглинке.

Когда зданию суждено быть музеем…

Участь дома Румянцевых предрешил журналист и писатель Старчевский, приобретя его в 1863 году. Общественное здание начали переустраивать в жилое, но средств для подобной работы не хватило. Около 20 лет особняк менял своих владельцев, пока его не купила жена герцога Лейхтенбергского. Чета поселилась на Английской набережной вместе со взрослыми детьми. Переустройством особняка занялся архитектор Александр Степанов, укрепив нижнюю часть дома и создав крытый каменный подъезд. Претерпели изменения и окна с дверьми, появилась мраморная лестница. Парадные помещения оборудовали в историческом стиле. Уже в начале XX века особняк Румянцева перешел к зятю герцога – князю Льву Кочубею, а затем и к сыну князя.

В 1916 году дом опять должен был поменять владельца, но из-за революционных событий план не был реализован. После 1917 года помещения особняка Румянцева занимали коммунальные квартиры и офисы. А в 1938 году здание передали Музею истории и развития Ленинграда, но музей открылся лишь спустя годы – после Великой Отечественной, получив название Государственного музея истории Ленинграда. Его отделение работает здесь до сих пор.

Вернуть прежний облик парадным залам музея было решено в 2003 году. Так к 300-летнему юбилею города в особняке завершились реставрационные работы. Посетители могут лицезреть воссозданные по состоянию на 1880-е годы интерьеры залов.

Спустя столетия потомки помнят об уникальном человеке – меценате и просветителе графе Румянцеве, собравшем редкостную коллекцию древностей. А особняк графа, бывший в свое время одним из центров культурной жизни города, сейчас является памятником огромного историко-культурного значения.

Парадная гостиная. Согласно «Описи большого дома Румянцевского музеума», составленной в 1846 г. в этом зале, помимо больших глобусов Земной и Небесной сфер, хранился сафьяновый ларец с рескриптами и грамотами на имя графов Румянцевых. В 1884 г. архитектор А. А. Степанов оформил этот небольшой зал, имитируя стиль «Людовика XVI», т.к. высокое положение заказчиков, членов императорской фамилии, требовало соответствующей декоративной отделки парадных залов особняка. В лепном декоре присутствуют охотничьи мотивы, а в рельефных десюдепортах - античные вазы. Потолок украшен лепными розетками в виде цветочных венков. Гостиная была прекрасно освещена четырьмя одинаковыми люстрами, сохранившимися до наших дней. Убранство зала конца XIX в. было разностильным в духе историзма. Среди прочих предметов мебели здесь находился небольшой шкафчик красного дерева с росписью на дверцах, работы французского мебельщика Анри Дассона, представлявший собой копию с работы Адама Вейсвейлера XVIII в.(аналогичный шкаф в экспозиции ГМЗ «Павловск»). Правая стена практически полностью занята зеркалом (17,89 кв. м), заключенным в лепную золоченую раму. Зеркало установлено в 1910 г. При огромных размерах оно выполнено единым стеклом и является единственным в городе подобным зеркалом. Первоначально на этом месте был большой гобелен итальянской работы предположительно по рисунку Паоло Веронзе. На соседней стене находился парадный портрет Екатерины II., копия с работы Ж.-Б. Лампи старшего (1751-1830).

Музыкальный зал. В период существования в особняке Румянцевского музея в залах второго этажа невской анфилады располагались Мраморная и Портретная комнаты. Украшенные соответственно скульптурой и живописью. После приобретения особняка 9 июля 1884 г. графиней З. Д. Богарне эти помещения подверглись большим изменениям. Желая увеличить архитектурное пространство помещения, предназначавшегося для музыкального зала, Степанов объединил почти равные пространственные объемы. Вместо трех залов окнами на Неву был сделан один анфиладный. Большой и светлый зал, расписанный под желтый мрамор, получил оформление в духе историзма. В лепном декоре угадываются черты стиля «Людовика XV». Плоскости стен, разделенные пилястрами, декорированы лепными гирляндами и стилизованными акантами, переходящими на потолок. Зал украшали два больших декоративных панно Гюбера Робера (1733-1808): «Прогулка по долине» и «Развалины храма» из собрания князя Л. Е. Кочубея, а также шпалера из серии «История Дон Кихота» французской работы 1770-х гг. На мануфактуре Гобеленов было выткано две таких серии, отличавшиеся лишь по цвету. Они были выполнены по картонам художника Ш.-А. Куапеля (1694- 1752) в мастерских П. Козетта и К. Одрана.

Дубовая лестница была выполнена в конце 1880-х гг. русскими мастерами по проекту архитектора А. А. Степанова вместо располагавшейся раньше в этой части дома боковой металлической лестницы. Перила и настенные панели лестницы украшены затейливой резьбой. Лестница состоит из пяти маршей и соединяет три этажа. В первом этаже выход на нее возможен с двух противоположных сторон: из дубового кабинета и дубовой гостиной. Потайная в первом этаже. На втором лестница выходит в антикамеру. Ведущую к парадным залам. Стены этой комнаты также были полностью декорированы дубовыми панелями, а потолок - профилированными кессонами. Завершение лестницы оригинальным световым фонарем прямоугольной формы позволило решить проблему ее освещения.

В первые послевоенные годы был отреставрирован фасад в варианте максимально приближенном к авторскому замыслу. При создании экспозиций было сохранено архитектурно-художественное убранство и объемы залов. В начале 1980-х гг. произведена реставрация помещений 1-го этажа: Дубового зала, Дубовой лестницы, Мавританской гостиной, «Черного кабинета», вестибюля и парадной лестницы. С 1998 по 2000 гг. отреставрированы залы 3-го этажа лицевого корпуса с приспособлением их под экспозицию «НЭП. Образ города и человека» и комнаты первого этажа - бывшая «Дамская гостиная».

В этот же период проводились работы по капитальной реставрации фасада с устранением аварийной деформации портика. В комплекс работ входило: укрепление фундамента, скрепление фасадной стены с внутренними продольными стенами металлическими штырями, установка распределительной балки на уровне второго этажа, реставрация фасадной стены и портика с восстановлением лепного декора и горельефа во фронтоне. С 1999 г. велись работы в залах 2-го этажа лицевого корпуса, сохранивших свои объемы с начала XIX в. В 2002 г. началась реставрация вестибюля и залов анфилады 2-го этажа.

Просмотров