Сравнение лахта центра с другими небоскребами. Под башней «Лахта Центра» раскинется целый город

А теперь давайте посмотрим как строят ИГЛУ ГАЗПРОМА

Начало всей истории положил проект комплекса «Охта-центр», или «Газпром-сити». Комплекс с 396-метровым небоскребом планировалось опять-таки привязать к Неве - он должен был возвышаться на мысе, который образуют Нева и впадающая в нее речка Охта. На противоположной стороне Невы - знаменитый Смольный институт, бывший в свое время штабом большевиков, а ныне служащий резиденцией губернатора Санкт-Петербурга. Проект тогда наделал немало шума, в основном невосторженного. Стеклянная игла небоскреба радикально дисгармонировала с архитектурным стилем питерского центра, создавая при этом новую высотную доминанту, спорящую со шпилями Адмиралтейства и Петропавловского собора. Такое вмешательство в исторический малоэтажный городской ландшафт многим показалось кощунственным.

В конце концов «Охта-центр» стал «Лахта-центром»: строительство газпромовского небоскреба, теперь уже высотой 462 м, было перенесено на северный берег Финского залива. Здесь нет поблизости городской застройки, а до исторического центра целых 9 км, так что «игла» больше не будет вторгаться в узнаваемые очертания старого Питера. Комплекс из высотного здания, вспомогательного корпуса и обширной рекреационной территории планируется завершить в 2018 году, и тогда…

Есть ли практический смысл в сооружении подобных высоких зданий там, где вроде отсутствует дефицит земли? Конечно, в Лахте нет тесноты американских даунтаунов, однако не всегда архитектура призвана выполнять утилитарную функцию. Иногда ее задача - создание символов, объектов притяжения. Исторически такими центрами притяжения становились храмы, которые должны были возвышаться над окружающей застройкой. Никакого другого смысла, кроме символического, в этом не было. Когда появились лифты, и города принялись стремительно расти, то лидерами, доминантами стали высотные здания. «Лахта-центр» будет встречать идущие в Санкт-Петербург круизные лайнеры и паромы подобно статуе Свободы в Нью-Йоркской бухте, он станет новым символом города, и именно в этом его главная эстетическая задача. Так считают авторы проекта.


Даже те, кто не силен в географии, наверняка помнят: город, построенный в дельте, опирается на рыхлые, пропитанные водой грунты. У всех на памяти разорванная плывуном почти на десятилетие ветка петербургского метро. В отличие от хрестоматийного Манхэттена, который есть по сути голая скала, в районе Петербурга гранитный щит залегает ниже 200 м, и опереть на него здание малореально. Как же здесь строить небоскреб? Оказывается, с точки зрения геотехники - науки о грунтах - каких-то чудовищных сложностей в этом случае не возникает. В малайзийском Куала-Лумпуре, где строились два супернебоскреба-близнеца, ситуация была и того хуже: здания стоят на 120-метровых сваях. Конечно, опереться на скальный грунт в Лахте слишком сложно - для этого понадобились бы сваи беспрецедентной в мировой практике длины, так что приходится использовать такие, которые держат здание за счет силы трения. Верхние слои грунта весьма рыхлые, но уже ниже 30 м начинаются достаточно твердые вендские глины, и в них сваи держатся надежно.

Традиционная конструкция фундамента небоскреба - массив свай, на который опирается мощная плита. В принципе, нечто подобное сделано и в Лахте, однако фундамент питерского небоскреба будет иметь свои особенности. Он представляет собой коробчатую конструкцию, зарытую в землю на глубину 17 м. Таким образом, здание окажется как бы «утопленным» в грунте, что послужит более равномерному распределению веса конструкции и поможет избежать в будущем сильной осадки небоскреба.

Внешняя граница фундамента - стена в грунте (в плане - правильный пятиугольник, или пентагон). Она не является опорным элементом, но защищает силовую часть фундамента от давления грунта, и главное - от просачивания грунтовых вод. Внутри стены в грунте роют котлован, а чтобы стена не обрушилась, ее поэтапно укрепляют четырьмя находящимися друг над другом железобетонными конструкциями - так называемыми распорными дисками. Когда котлован готов, обнажаются оголовки предварительно установленных свай. Свай 264, а длина самых мощных из них составляет 82 м. На дне котлована заливают опирающуюся на оголовки бетонную плиту, а уже на ней монтируют арматуру для главной несущей конструкции - нижней плиты фундамента. У проектировщиков не было дефицита места, и потому они смогли опереть здание на значительный по площади фундамент, чтобы обеспечить максимальную устойчивость.

Фото 2.

Фото 3.

Трагедия башен ВТЦ в Нью-Йорке, а особенно жуткая картина их обрушения, настолько отчетливо врезалась в память каждого из нас, что вопрос «а что будет, если???» возникает вполне естественно, коль скоро речь заходит о новом высотном сооружении. Тут следует вспомнить, что основным заказчиком комплекса выступает «Газпром», и можно сказать, что это здание имеет для нашей экономики стратегическое значение.

Именно поэтому была поставлена задача обеспечить высочайшие стандарты безопасности. В принципе, небоскреб будет построен по известной схеме: цилиндрическое железобетонное ядро, перекрытия, колонны по внешнему контуру. Примерно такую же конструкцию имели и башни ВТЦ. Это были крепкие здания, рассчитанные на удар «Боинга-747», однако разрушение одних силовых конструкций внешнего контура привело к прогрессирующему разрушению других, получился эффект домино, и в результате небоскребы обрушились. Высотное здание «Лахта-центра» спроектировано таким образом, что может держаться на одном ядре. Можно взорвать все десять колонн, идущих по внешнему контуру, но даже тогда небоскреб устоит. Это настоящая крепость, которая, по расчетам архитекторов, должна пережить многие десятилетия.

Устойчивости конструкции служит особая схема перераспределения нагрузки внешнего контура здания на ядро. Через каждые 16 этажей от железобетонного ядра отходят десять мощных консолей - своего рода висячих фундаментов, на которые будет дополнительно опираться секция здания. Таких аутригерных уровней в небоскребе предусмотрено четыре.

В итоге «Лахта-центр» будет иметь уникальный среди зданий подобного рода запас прочности, значительно превышающий установленные международные стандарты.

Нежелание экономить на безопасности отнюдь не означает, что идея повышения эффективности сооружения и снижения эксплуатационных расходов вовсе чужда авторам проекта. Напротив, «Газпрому», учитывая, что он строит здание «для себя», весьма важно сохранить приверженность современным технологиям энергосбережения, особенно в условиях неласкового питерского климата. Например, здание получит двойной фасад, то есть между двумя нитками остекления будет изолирующий слой воздуха. В системе отопления применят такие высокоэкономичные устройства, как инфракрасные излучатели. Кроме того, накапливаемое в здании тепло от работающих компьютеров и прочей оргтехники будет отводиться, а затем использоваться в системе отопления. Свои особенности имеет система кондиционирования - в ее основе не обычная схема отвода тепла из помещения наружу, а размещенные под землей аккумуляторы холода, которые за ночь смогут вырабатывать до 1000 т льда, а затем в дневное время отдавать его холод помещениям. Также повсеместно получат распространение датчики присутствия, которые, когда в помещении никого нет, станут отключать осветительные приборы.

Но будет ли здание обитаемым от нижних этажей до самой верхней точки? Высотные сооружения, возводимые в чисто коммерческих целях, зачастую обитаемы снизу доверху, и там нет никаких «излишеств». Однако, если речь идет о символе, будь то здание МГУ на Воробьевых горах в Москве или Бурдж-Халифа в Дубаи, значительную часть их высоты составляет необитаемый шпиль, призванный придать сооружению эстетическую завершенность. При том, что высота небоскреба «Лахта-центра» составит 462 м, все обитаемые этажи окажутся ниже отметки 400 м. Всё, что выше - это архитектурный элемент, который поможет зданию выполнять функцию городского ориентира и украшения морских ворот Санкт-Петербурга.

Небоскреб в Лахте получит винтообразный облик, то есть его фасады будет отличать довольно сложная и асимметричная поверхность. Особенно интересно использование холодногнутого стекла, позволяющего сделать остекление абсолютно гладким. Вкупе с двойным фасадом это даст необычные оптические эффекты - например, отражение облаков, как бы поднимающихся по диагонали по стене здания.

Фото 4.

Строительство делового и общественного центра в Лахте - это не только попытка повернуть Санкт-Петербург к морю «человеческим лицом», но и стремление следовать центробежной тенденции в современном градостроительстве. Новые бизнес-парки создаются вдали от плотной городской застройки, здесь большие территории, здесь нет проблем с парковкой. Поток машин к «Лахта-центру» будет всегда находиться в противофазе с потоком, который утром движется в центр города, а вечером устремляется к окраинам и пригородам. Так будет частично разгружен исторический центр Петербурга, а деловая активность в «Лахта-центре», напротив, активизируется. Разумеется, доступность «Лахта-центра» будет обеспечена не только для автомобилистов, но и для тех, кто пользуется общественным транспортом: комплекс свяжет с центром города линия метро.

Однако назначение «Лахта-центра» выходит далеко за пределы задачи обеспечения города дополнительными офисными площадями. В небоскребе и во вспомогательном корпусе проектом предусмотрены не только деловые помещения, но большой Центр занимательной науки для детей, конференц-залы, выставочные пространства, спортивный и медицинский комплексы, кафе, рестораны, магазины и даже ультрасовременный планетарий. Обширная прилегающая территория разместит скверы, парки, прогулочные дорожки и амфитеатр с видом на Финский залив.

Можно сказать, что история «Лахта-центра» связана не только с градостроительством и архитектурой. Ведь так получилось, что столкновение интересов крупной национальной корпорации и чаяний гражданского общества Северной столицы по поводу «Охта-центра» привело не к торжеству одной стороны в ущерб другой, а к новому качеству и к новому этапу развития Санкт-Петербурга.

Фото 5.

Строительство высотного здания в районе дельты полноводной реки - задача сложная, но не невозможная. Верхние слои грунта обладают плывунными свойствами, однако на глубине 30 м залегают так называемые вендские глины, которые по твердости сравнимы с природным камнем. В связи с этим появилась возможность заменить щелевые фундаменты буронабивными сваями, которые будут удерживать здание не за счет опоры на скалу, а за счет силы трения. Сваи, самые мощные из которых достигают длины 82 м, не забивают, а устанавливают. Такие сваи называются буронабивными: сначала бурят скважину, затем в нее опускают обсадную трубу (чтобы стенки скважины не осыпались), внутрь трубы устанавливают арматуру, а затем заливают бетон.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

"Лахта центр": "Как будущим жителям Лахты нам первым нужна комфортная среда"

Башня «Газпрома» приобретет законченный вид к концу года, тем временем беспокойство горожан вызывают планы развития прилегающих территорий. Фонтанка изучила градплан, выехала на местность и получила ответы на вопросы из первых уст.

Башня "Лахта центра" будет закончена уже через год. Когда рядом появятся дорожные развязки, откроются амфитеатр, яхт-клуб международного уровня и заложенная Полтавченко академия тенниса, куда с изображений проекта «пропал» парк и зачем вырубаются деревья, – в интервью «Фонтанке» рассказал исполнительный директор проекта Александр Бобков.

Фото: предоставлено АО «МФК Лахта Центр»

- Когда будет сдан "Лахта центр"? Есть ли задержки?

– Как идет стройка, уже можно наблюдать невооруженным взглядом, на такой стадии ничего не скрыть - ни задержки, ни отрывы вперед. Мы планируем к концу 2017 года завершить основные строительно-монтажные работы, которые сформируют финальный архитектурный образ нашего комплекса. С этого момента все смогут увидеть его таким, каким он был задуман. А в 2018 году мы будем заканчивать внутренние работы и благоустройство, чтобы сдать комплекс осенью следующего года.

- Могут ли повлиять на темпы стройки новые американские санкции?

– Основное иностранное оборудование, которое было нам необходимо, уже закуплено, и мы не попадаем под те критерии, которые описаны в санкционных условиях. Так что эмоционально это все неприятно, но объективно у нас нет повода для беспокойства.

- Когда в комплекс начнут переезжать структуры «Газпрома»?

– Это вопрос больше уже к арендаторам, которые самостоятельно обустраивают внутренние пространства за пределами общих зон центра. Они уже серьезно занимаются этим вопросом, идет проектирование, и я думаю, что в течение 2019 года основной переезд структур «Газпрома» в комплекс будет закончен.

- В башню переедет и президент «Газпрома» Алексей Миллер?

– В здании есть блок для руководства компании, в том числе место, где сможет работать председатель правления.

Смольный обещал построить дорожные развязки у "Лахта центра" до окончания его строительства в 2018 году. Как вы оцениваете исполнение этих обязательств?

– Как таковых обязательств городских властей именно перед «Газпромом» никогда не было. Была ответственность перед горожанами, в частности жителями Приморского района. Планы по объектам дорожной инфраструктуры были озвучены еще в 2009 году, за три года до нашего появления на площадке. К сожалению, скорость их реализации ниже, чем хотелось бы. Мы надеемся, что в следующем году начнутся работы по возведению эстакады между Приморским шоссе и территорией южной части поселка Лахта-Ольгино, а также нескольких вспомогательных дорог. По тем данным, которые у нас есть, аналогичные объекты обычно строятся за два года.

- Значит, развязка появится после открытия "Лахта центра", и район пока будет стоять в пробках?

– Мы моделировали транспортную ситуацию в районе «Лахта центра» и выяснили, что проект не нанесет ущерба текущей транспортной инфраструктуре. Транспортные потоки, которые будет генерировать наш комплекс, носят реверсивный характер. В то время как утром жители спальных районов будут ехать на работу в центр Петербурга, наши работники направятся по практически пустому Приморскому шоссе на работу в сторону Лахты. И аналогичная ситуация повторится вечером, когда наши сотрудники в 18 – 19 часов будут ехать домой в центр, а шоссе будет стоять в пробке из города.

Сейчас на объекте работает 11 тысяч человек. Повсюду вокруг можно увидеть припаркованные автомобили, что не очень радует местных жителей. Как вы решаете эту проблему?

– Уже на первоначальном этапе строительства мы организовали доставку работников автобусами. Так происходит и сейчас. Но на текущем этапе существенно увеличилось число высококвалифицированного персонала, задействованного в монтаже и наладке инженерных систем. Они не пользуются централизованной развозкой и ездят сами на машинах.

Ни нам, ни жителям не нравится огромное количество личного транспорта, который стоит на газонах и вдоль дорог. Мы пытаемся решать этот вопрос в прямой коммуникации с генподрядчиком: включаем в договор пункты о том, что он должен обеспечивать порядок не только на площадке, но и вокруг неё; настаиваем, чтобы было увеличено количество автобусов, сами работаем с полицией. Стараемся организовывать строительные городки более «вертикально», чтобы под организованную парковку личного транспорта оставалось больше места. То есть всеми возможными путями мы пытаемся привести ситуацию в нормальное положение.


"Фонтанка.ру"

- А после сдачи центра куда денутся автомобили 10 тысяч работников и посетителей?

– На будущее мы имеем просторный подземный паркинг, больше 2200 машиномест, под самой башней центра, и после его открытия автомобили работников и гостей не будут выходить за пределы красных линий объекта.

- Мест же в пять раз меньше, чем работников…

– Надо понимать, что значительная часть сотрудников комплекса – это отнюдь не белые воротнички и не «автомобильные» люди. Они будут добираться общественным транспортом.

- Каким транспортом?

– Прямо в створе Лахты РЖД будет создана новая железнодорожная станция. Можно будет сесть на Финляндском вокзале и быстро доехать в район "Лахта центра". РЖД готовы в течение года начать работы. А в перспективе есть планы восстановить в этом направлении двухпутную ветку, которая была на этой территории 100 лет назад. Надеемся, что мы увидим эти изменения к 2020 году. А пока не будет этой транспортной инфраструктуры, будет организована непрерывная подвозка людей от станции «Беговая» шаттлами.

- А как будут добираться туристы?

– Мы рассчитываем, что туристы будут прибывать по воде - суда с большой осадкой типа «Москва» будут останавливаться в порту «Геркулес», а водные такси поменьше – у причала непосредственно у башни.

Местные жители жалуются, что «Газпром» обещал построить им парк. Он фигурировал на первых изображениях проекта. Теперь на его месте новые здания комплекса. Как это получилось?

– Мы находимся на территории бывшей промзоны. Здесь до нас были песчаные барханы с драгами и в ветреную погоду гуляли бури. Это всё к вопросу об «уничтоженном парке и когда мы его вернем». Его не было никогда.

По первоначальному проекту "Лахта центра" на части нашего земельного участка была предусмотрена рекреационная зона, которая сейчас называется жителями парком, потому что на картинках она выглядела зеленой и благоустроенной. Но после того, как было принято решение о переезде «Газпрома» целиком, на этом месте возник проект офисного комплекса, который примет дополнительный объем персонала. Это история потерянного княжества, которого никогда и не было.

- То есть никакой компенсации жителям вместо мифического парка не будет?

– Мы строим не жилой комплекс, и политика «после нас хоть потоп» здесь неприменима. Мы собираемся здесь жить. Соответственно, мы наиболее заинтересованные люди, чтобы здесь было комфортно: и нам, и ближайшим соседям, и многочисленным гостям комплекса.

То, о чем сейчас точно можно говорить, - это Восточная и Южная набережные у "Лахта центра", которые по площади, озеленению и уровню комфорта будут сравнимы с парком. Рядом с нами планируется полная реконструкция и создание международного парусного центра на базе яхт-клуба "Геркулес", со всей инфраструктурой – гостиницей и башней для наблюдения за регатами. Также к западу от нашего участка запланировано строительство академии тенниса, к востоку - размещение экогалереи и музея-корабля "Полтава". Около "Лахта центра" сейчас строится большой амфитеатр, который сможет принимать несколько тысяч человек.

По сути, промышленная территория превратится в открытую, комфортную среду. Проект будет абсолютно открытым, и доступ к нему будет у всех желающих.

- О старте стройки яхт-клуба и академии тенниса «Фонтанка» писала еще в 2013 году. Почему они так и не начались?

– Насколько мне известно (эти проекты реализует не наша структура), задержки происходят частично из-за изменений законодательства в области землепользования, частично из-за задержки принятия генерального плана города на два года. Не способствовала быстрому строительству и общая бюджетная ситуация. Но проекты никто не отменял, и они будут реализованы.

Насколько видно на градплане, именно на этих участках сейчас происходит вырубка поросли, которая так беспокоит местных жителей?

– Да, но фактически работы ведем мы. Часть территории, которая предназначена для строительства транспортной развязки и спортивно-досуговой инфраструктуры, мы сейчас арендуем у города и временно будем использовать для организации строительного процесса. А затем приведем в порядок и обратно передадим городу уже подготовленной. Так, мы надеемся, будет возможно сэкономить некоторые время.


- Удается ли выстроить диалог с оппонентами "Лахта центра"?

– В большинстве случаев – да. Более того, получая обратную связь, мы видим явное принятие большинством горожан нашего проекта. Но бывает, что конструктивный диалог не складывается, потому что у отдельных людей есть свое ощущение внутренней мечты.

- Вы имеете в виду альтернативный проект одного из местных активистов?

– Именно. Он предлагает на текущем этапе создать вместо набережной, к примеру, пляж имени Александра Блока. Или уже готовый амфитеатр сделать чуть иначе и в другом месте.

- Можно ли сравнить защитников Охты с активистами Лахты?

– Нет, там было совсем другое. Охта была настоящим городским референдумом. Это действительно была борьба мнений. Сегодняшние разговоры по сравнению с ней – это как битва нанайских мальчиков и профессиональный матч по боксу.

Кстати, в апреле еще говорилось, что «Газпром» ведет переговоры со Смольным об обмене участка в Охте на другой. Чем это закончилось?

– Сейчас мы не находимся в стадии переговоров по обмену участков с городом. Мы ищем проект, который точно бы украсил это место, и не хотели бы, чтобы он был отдан для типовой жилой застройки. Для себя мы видим там общественно-деловой центр, возможно, с жилой составляющей. Это место достойно знакового проекта.

Учитывая, что «Газпром» сейчас ведет диалог с любого рода активистами по "Лахта центру", значит ли это, что компания извлекла опыт на Охте?

– Безусловно, с точки зрения формирования общественного мнения Петербург – особенный город. Здесь есть по-настоящему авторитетные, признанные лидеры мнений, и любые крупные девелоперские проекты нуждаются во всесторонней оценке. Строя "Лахта центр", мы стремимся подходить максимально аккуратно к своим планам, учитывая запросы горожан и даже в определенной степени заглядывая в будущее. Но эти 4 года стройки, я считаю, мы были максимально открыты, и все, кто хотел поучаствовать, смог это сделать.

Но примирить всех петербуржцев с новой доминантой, которая видна даже от Петропавловской крепости, всё равно не получилось...

– Городская среда Петербурга довольно консервативна. В этом смысле, это вопрос внедрения чего-то нового, футуристического, в то место обитания, которое является для жителей Петербурга привычным. Это действительно сложная задача – одним проектом создать новую архитектуру в городе классики.

Но мы надеемся, что "Лахта центр" станет новой достопримечательностью, новой высотой для Петербурга XXI века. Тем городским ориентиром, каким была Петропавловская крепость в XVIII веке или Исаакий в XIX веке.

Беседовал Илья Казаков,

"Фонтанка.ру"

Прекрасный Санкт-Петербург трудно представить городом небоскребов, но высотное строительство стремительно врывается и в город Петра. Первой его "ласточкой" в скором времени станет величественный "Лахта-центр". Ленинградская башня при этом будет не рядовым небоскребом, а второй по высоте среди подобных российских и европейских строений, обойдя "Федерацию" в "Москва-сити" и уступая лишь Пока здание строится, есть время узнать о нем интересные подробности.

Общее представление о проекте

"Лахта центр", "Лахта-центр" (оба написания верны) - находящийся в данный момент на этапе строительства общественно-деловой комплекс. Его масштабность объясняет тот факт, что ключевым объектом небоскреба станет штаб-квартира крупнейшей российской корпорации "Газпром". Место расположения комплекса - Приморский Строительство башни было начато в 2012 году. Полное его окончание планируется в III квартале 2018 года.

Максимальная планируемая высота башни "Газпрома" в Санкт-Петербурге с антенной/шпилем - 462 м. Верхний уровень самого последнего этажа будет располагаться на 372 м над землей. Масса строения с заполнением составит 670 тыс. тонн. Комплекс будет включать в себя не только башню, но и многофункциональное здание, которое разделит на северную и южную часть атриум. Общая площадь будущего строения составит 400 тыс. м 2 . Сколько этажей в башне "Газпрома" в Санкт-Петербурге? Окончательное количество будет равняться 87. Обслуживать здание будут 102 лифта.

Ход строительства башни

Коснемся ключевых этапов строительства башни "Газпрома" в Санкт-Петербурге:

  • 2013 год - вырыт котлован для здания.
  • 2014 год - завершение работ по строительству котлована, начало вбивки свай.
  • 2015 год - завершение так называемого строительства: изготовление коробчатого фундамента, армирование и бетонирование минусовых этажей.
  • 2015-2016 гг. - возведение первых 50 этажей небоскреба и 7 этажей МФЗ.
  • февраль 2017 года - построен 60-й этаж (260 м).
  • апрель 2017 года - работы по постройке 67-го этажа (300 м).
  • 10 мая 2017 года - достигнув отметки в 327,6 м и 78 этажей, небоскреб стал самым высоким зданием северной столицы, "обогнав" телебашню. Последняя удерживала этот титул 55 лет.

Концепция проекта "Лахта-центр"

По словам проектной команды, эта устремленная в небо, словно ракета на старте, башня, расположенная на берегу Финского залива, сформирует своим обликом и наполнением новые стандарты жизни города:

  • развитую социальную инфраструктуру;
  • современные офисы, отвечающие всем мировым экологическим требованиям;
  • удобные общественные пространства;
  • обилие зеленых зон;
  • пешеходную и транспортную доступность.

Главная задача так называемой башни "Газпрома" в Санкт-Петербурге - избавить исторический центр от деловой и бизнес-активности, а вместе с тем и засилья транспорта, перенеся средоточие этой деятельности на окраину города. Небоскреб не только поможет второй столице перейти на полицентричную модель развития, но и привлечь значительные инвестиции, создать новые высокооплачиваемые рабочие места, сформировать все условия для развития бизнеса.

Архитектурные решения

Санкт-Петербург - это город горизонталей, а не высоток. Все его исторические высотные сооружения - Исаакиевский, Петропавловский собор - это центральные точки, вокруг которых выстроились самостоятельные и цельные Поэтому, чтобы не портить облик города-музея, было решено возвести небоскреб, вмещающий в себя штаб-квартиру госконцерна "Газпром", на побережье Финского залива, вдали от исторических строений.

Башня призвана начать формировать "морской фасад" Петербурга. Ее облик отнюдь не конфликтует с "лицом" города - та же тема одинокого шпиля на горизонте, стремление ввысь, контуры строений, напоминающие очертаниями корпуса кораблей.

Форма "Лахта-центра" по замыслу архитекторов должна визуализировать открытость, легкость, свободу, перетекание пространств и энергию моря. Комплексу стремятся придать эффект невесомости и органичного единения с окружающим его городом и природой. Поможет в этом особая разновидность стеклопакетов, которая позволит зданию менять свой цвет в зависимости от настроения неба.

Что будет внутри комплекса

Популярное в народе название "Лахта-центра" - башня "Газпрома", является не совсем верным. Проект "начинки" комплекса поражает своей многофункциональностью:

  • Под офисные помещения планируется отвести только 43 % всей площади.
  • 2,5 тыс. м 2 будет занимать медицинский центр.
  • 7 тыс. м 2 гарантированно будет предоставлено детскому научно-образовательному центру "Мир науки", который будет включать в себя лектории, лаборатории, эксплораториум.
  • В здании планируется открыть планетарий, в котором одновременно наблюдать за небесными телами смогут 140 человек.
  • Планируется возведение трансформирующегося многофункционального зрительного зала, рассчитанного почти на 500 человек.
  • 74-76 этажи (330 м) планируется отвести под двухэтажный панорамный ресторан.
  • На высоте 357 м над землей, на 83-86 этаже расположится смотровая площадка, оборудованная мощными телескопами.
  • В МФЗ будет выделено 1,5 тыс. м 2 для выставочного пространства.
  • Запланирована также постройка внушительного амфитеатра на 2000 мест. На его сцене площадью почти 1,5 тыс. м 2 будут проходить различные водные шоу.
  • Частью комплекса будет также и крытый пешеходный мост, который соединит пространство "Лахта-центра" с парком 300-летия города.

Прочие характеристики

Ознакомимся с интересными техническими и конструктивными особенностями башни "Газпрома" в Санкт-Петербурге:

  • Небоскреб стоит на 264 сваях, диаметр каждой из которых - 2 м, а глубина - 82 м.
  • За устойчивость башни отвечает железобетонное ядро.
  • Горизонтальная жесткость небоскреба достигается за счет аутригерных этажей - всего их будет 4 пары. Аутригеры сохранят устойчивость башни даже в том случае, если она лишится 30 % своих опорных конструкций.
  • За инновационную трехмерную кривизну фасадов комплекса ответственна технология холодногнутого стекла.
  • Подсветка "Лахта-центра" - это световые "пиксели". Их цвет будет зависеть от сезона года.
  • Утилизировать отходы будет инновационная удаления мусора.
  • Рядом с комплексом планируется открыть станцию метро под рабочим названием "Лахта".

Напоследок посмотрим занимательные факты, связанные с петербургской башней:

  • Бетонирование нижней плиты фундамента небоскреба вошло в Книгу рекордов Гиннеса как самая объемная непрерывная заливка бетона на свете. Она продолжалась 49 часов, за которые было залито 19 624 кубометров бетона.
  • На строительство всего комплекса будет затрачено 400 тысяч кубометров бетона.
  • Площадь стеклянной поверхности башни будет равна 77 тыс. м 2 . Вес каждого стеклопакета при этом - более 700 кг.
  • В июле 2016 года небоскреб стал самым высоким зданием в Питере. Достигнуть этого звания он смог всего за 10 месяцев.
  • В августе того же года "Лахта-центр" стал самым северным небоскребом мира.

Удивительно, но самый высокий небоскреб России будет расположен в Санкт-Петербурге, городе горизонталей. Кроме высоты проект "Лахта-центра" поражает своей многофункциональностью, продуманной концепцией и органичностью архитектурного решения.

Небоскреб «Лахта-центр» возвысился вверх на 35 этажей (147 метров) и установил новый рекорд среди всех зданий Петербурга.
Есть одно здание выше — телебашня, а это не считается. К тому же, в 2017 году здание будет еще в 2 раза выше, а к 2018 году высота небоскреба составит 462 метра. Он будет выше башни «Федерация» в деловом центре «Москва-Сити» в столице и станет самым высоким зданием в Европе.

До настоящего момента городской рекорд принадлежал светящейся в московском районе «Лидер тауэр», которое, кстати, является самым высоким зданием в мире в северных широтах. Из исторических зданий лидирует Петропавловский собор со своими 122 с половиной метрами, задуманный как главная доминанта города. Но технологии сильнее.

Напомним, строительство штаб-квартиры «Газпрома» сопровождалось боями градозащитников с властями, ведь изначально ее возведение планировалось не в Лахте на берегу Финского залива, а в Малой Охте на правом берегу Невы. Власти считали, что это станет новым символом Северной столицы, а жители были против башни почти в центре. Теперь люди и власти договорились. Планируется, что «мегасооружение» привлечет к нам финансовых воротил со всего мира. Оно уже попало в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый огромный фундамент в мире. Его без остановки заливали 49 часов.«Лахта-Центр» сегодня
«Лахта-центр» по плану в 2018
Фундамент-рекордсмен «Лахта-центра»
План строительства
Внутренний вид «Лахта-центра» по плану
Самое высокое здание в северных широтах в мире — «Лидер-тауэр» на пл. Конституции
Архитектурная доминанта Северной столицы до 1962 года (в том году была построена телебашня)

04/05/2017

«Лахта центр» достроят к осени 2018-го. Стройка идет по плану и будет завершена в срок, уверяют в компании. Но в срок не будут построены ни дополнительные дороги, ни развязки, ни переходы, необходимые для транспортного обеспечения небоскреба. Как люди и машины будут до него добираться и чем это обернется для Петербурга? – «Городу 812» рассказал исполнительный директор АО «МФК «Лахта центр» Александр БОБКОВ.


Ш оссе с разворотом

Я спросила вашего пресс-секретаря, как без машины добраться до «Лахта центра», и услышала в ответ: «Давайте мы сами вас заберем». А как после открытия будут сюда добираться сотрудники и посетители?

После открытия к нам можно будет добраться так же, как всем жителям Лахты сегодня, - на автобусах, маршрутных такси по Приморскому шоссе. В летний период по воде будут ходить аквабусы. Плюс мы запустим бесплатные автобусы-шаттлы к ближайшей станции метро «Беговая», которая откроется к чемпионату мира. А прессу мы всегда с удовольствием привозим на стройку.


По официальной информации, только в офисах «Газпрома» будут работать более восьми тысяч сотрудников. Плюс обслуживающий персонал, плюс туристы. Это уже десятки тысяч человек. Как минимум две тысячи из них поедут на личных автомобилях по Приморскому шоссе. Оно и так загружено, а превратится в шоссе-пробку. Что делать?

Посмотрите на схему. Всю инфраструктуру внутри нашего квартала - подъезды, выезды из паркинга, внутриквартальные дороги - мы, конечно, построим. За транспортную инфраструктуру, прилегающую к МФК «Лахта центр», отвечает город. Когда мы выбирали место для строительства, то наивно поверили в Генплан. В нем задолго до нас уже были запланированы и развороты на Приморском шоссе, и крупная развязка рядом с (тогда не существовавшим) «Лахта центром» (на схеме - в желтом овале. - Ред.). С открытием «Лахта центра» город должен обеспечить подключение нашего квартала к Приморскому шоссе с помощью эстакадного съезда через Лахтинскую гавань (на схеме - в красном овале. - Ред.). Сказать, что все это будет сделано к открытию, не могу.

- А что будет сделано?

К июню 2017-го должны закончить обустройство двух разворотов на Приморском шоссе (на схеме - зеленые «кружки»). Их планировали сделать еще в 2014-м, потом в 2015-м, 2016-м... Сейчас процентов на пятьдесят они уже готовы. В одном из них требуется только перенести поребрик и закрасить двойную сплошную, чтобы можно было разворачиваться в сторону области. Проект подключения квартала Южной Лахты (где находится «Лахта центр») к Приморскому шоссе в мае будет отправлен на экспертизу. Но когда мы увидим его физическое воплощение, неизвестно. Это вопросы к городу. Естественно, два действующих въезда на территорию «Лахта центра» будут расширены и облагорожены. Но хотелось бы, чтобы и город свои планы осуществил в заявленные сроки.

Во сколько обойдется подключение «Лахта центра» к Приморскому шоссе? Депутатами озвучивалась цифра 12 миллиардов.

Стоимость строительства этой развязки с эстакадой, по информации городских комитетов, минимум втрое меньше.

- В Смольном говорят, что денег на это нет.

Деньги есть, просто они распределены по другим объектам.


Власти города еще осенью направили заявку на софинансирование этого проекта из федерального бюджета. Ответ из Москвы уже есть?

Нам об этом неизвестно, но могу предположить, что первый вопрос федералов при рассмотрении подобных заявок: «Документация у вас есть?» А документация по этому проекту появится не раньше мая, после прохождения госэкспертизы. Поэтому решение, вероятно, отложено и ждет досылки документации.

Примерно год назад говорили о том, что напротив «Лахта центра» будет построена станция «Новая Лахта» на существующей железнодорожной ветке. В какой стадии эти планы?

Октябрьская железная дорога готова начать строительство новой станции хоть сейчас. Это займет 9-11 месяцев. Но дело в том, что станция без пешеходного перехода к «Лахта центру» через Приморское шоссе - подземного или надземного - теряет смысл. К сожалению, у города пока не нашлось средств на его строительство. Хотя он есть в проекте планировки.

Нужно больше офисов

- Рядом с «Лахта центром» ПАО «Газпром» реализует еще один строительный проект. Что там будет?

Офисный центр. По размеру он будет меньше нашего, но площадь на одно рабочее место - больше. Соответственно, порядка 1000-1200 человек там еще поместится.

Два года назад вы говорили, что в «Лахта центре» общественного пространства будет больше, чем офисов. А теперь под офисы отдаете две трети площадей. Почему так?

Мы отказались от гостиницы в пользу офисных помещений, так как их не хватало. При этом все знаковые общественные объекты комплекса сохранены. Нужно учитывать, что значительную часть комплекса - 25-27% - занимает паркинг.

- На сколько машин он рассчитан?

На 2000 автомобилей. Плюс на прилегающем участке будет еще примерно 890 мест.

- Этого хватит?

Более чем. Я надеюсь, что не все сотрудники будут ездить на работу на автомобилях. Согласно нормативам, на 100 квадратных метров офисов положено одно машино-место. У нас на 60 квадратных метров - одно машино-место.

- Парковки будут платными?

Скорее всего, это будет какой-то микс. Те, кто приедет к нам на концерт или в планетарий, смогут оставить машину бесплатно.

Что кроме офисов появится в «Лахта центре»? Сколько посетителей, не связанных с «Газпромом», по вашим ожиданиям, будут приходить и зачем?

Мы считаем, что поток туристов в 400-600 тысяч человек ежегодно нам гарантирован. Так как на обзорную площадку захотят прийти все. Между двумя корпусами многофункционального здания появится протяженный атриум-променад. В нем расположатся вход в планетарий, детский научный центр, зал-трансформер, стрит-ретейл, кафе и рестораны, а также и лифты на офисные этажи. Эту общественную зону мы хотим сделать максимально комфортной, но в то же время комплиментарной к деловой.

- Уже есть договоренность с арендаторами? Какой общепит и какая торговля появятся?

Есть много заявок, и есть шорт-лист (а на деле лонг-лист) компаний, с которыми ведутся переговоры. Мы хотим получить арендаторов, которые так же, как и мы, понимают, что это нестандартное место и уникальный средовой объект. У нас не будет полноценной торговли, и мы бы не хотели видеть здесь стандартный фастфуд. Между 74-м и 76-м этажами башни разместится панорамный ресторан. Оператор пока не выбран, но все лидеры этой отрасли - назовите любого! - проявляют заинтересованность.

Очень подводит погода

Просмотров