Стоит ли идти работать машинистом в метро? О чём машинисты поездов не рассказывают пассажирам «Лоси, когда слышат громкий звук, бегут прямо на „врага“».

Стать машинистом поезда РЖД не так просто, как это может показаться с первого взгляда. Но варианты есть. Какие? Давайте узнаем!

В этой профессии недостаточно лишь мечты. Есть ряд факторов, которые могут помешать воплотить мечту в жизнь. Так как же стать машинистом электропоезда?

Для начала надо родиться мужчиной, потому что женщин на машинистов поездов РЖД не принимают. Работа машиниста физически и психологически сложная, связана с большими нагрузками, с длительным нахождением в замкнутом пространстве, с сильной вибрацией, с длительными рейсами в любое время дня и ночи, нервным перенапряжением.

Всё это негативно сказывается на женском здоровье. Кроме этого есть ряд факторов, которые учитываются при приёме машинистов.

Как стать машинистом РЖД?

Вот перечень требований, которым нужно удовлетворять, чтобы стать и устроиться машинистом в РЖД.

  1. Медицинская комиссия - стать машинистом могут только физически здоровые люди, прошедшие медицинскую комиссию специально для работников, с углубленной проверкой зрения, слуха, сердца. Проводится проверка у психиатра и нарколога с выдачей заключений.
  2. Образование - чтобы стать машинистом электропоезда РЖД необходимо пройти обучение в одном из учебных заведений, сдать экзамены, пройти слесарную практику, поездную практику (с 18 лет), тренажёрную подготовку, подтвердить квалификацию и получить допуск к работе «помощником машиниста».
  3. Стажировка - пройти стажировку под наблюдением наставника 3-4 месяца, не только научиться управлять электропоездом, но и уметь его обслуживать, проводить предрейсовую проверку, находить быстро неисправности и уметь их исправлять.
  4. Стаж работы - чтобы стать машинистом поезда РЖД, помощник машиниста должен отработать не менее 2х лет без аварий и замечаний, пройти повышение квалификации, пройти тренажёрную подготовку по обучению выхода из аварийных ситуаций (обучение длится 3-4 месяца), затем сдать экзамен на квалификацию и получить право на управление электропоездом.
  5. Повышение квалификации - стать машинистом электропоезда – это ещё не всё. Такая профессия требует постоянного повышения уровня знаний, умений, квалификации.

По опыту работы и квалификации машинисты бывают от 3 до 1 класса. Самый высокий уровень – 1 класс, позволяющий машинисту работать на самых современных электропоездах, осуществлять пассажирские перевозки на дальнее расстояние. Это достигается годами безупречной безаварийной работы и высокими знаниями.

Кроме этого, каждые 5 лет машинисты проходят обучение и переквалификацию. Ведь с каждым годом техника совершенствуется, на смену старым электропоездам приходят современные, комфортабельные, оснащённые по последнему слову техники электропоезда. Кабина машиниста таких электропоездов больше похожа на кабину летчика – столько там электроники и приборов. А для работы на некоторых электропоездах требуется знание английского языка и подготовка по общению с пассажирами по связи «машинист-пассажир».

Даже выучившись на машиниста, пройдя все испытания, нет гарантии в получении хорошей должности и устройстве на работу в то место, куда мечтается.

Как устроиться машинистом в РЖД?

Поиск работы можно начать с просмотра вакансий на сайте РЖД. Можно подобрать для себя оптимальный вариант, который будет удовлетворять и по зарплате, и по требованиям к квалификации, и по месту расположения депо и направления движения.

Но и при большом количестве вакансий, стать машинистом в РЖД не так-то просто. Имея образование, но не имея опыта работы, на хорошую должность претендовать сложно. Даже имея опыт работы, чаще всего берут с испытательным сроком или на класс ниже. Каждый претендент хочет найти достойное место и устроиться машинистом с хорошей зарплатой.

Что бы устроиться машинистом в РЖД, надо быть готовым к следующим требованиям:

  • служба в армии
  • мед.комиссия
  • 100% зрение и цветоощущение в норме
  • образование

Устроившись на работу машинистом РЖД, придется перед каждым рейсом проходить медицинское освидетельствование (давление, сердцебиение, тест на алкоголь), а также и после завершения рейса. Если нарушены какие-либо показатели, машиниста отстранят от рейса и отправят на прохождение мед.комиссии.

Тем не менее, многие стремятся работать в РЖД, так как льготы по выходу на пенсию, бесплатный проезд на транспорте РЖД 1 раз в год, выдача форменной одежды и высокая зарплата делают профессию машиниста РЖД привлекательной для молодёжи.

Найти свободные вакансии можно на различных сайтах по трудоустройству. Но наиболее проверенный и безопасный способ - устроиться в то место в РЖД, о котором больше всего известно положительных отзывов от работников.

Можно предварительно пообщаться с уже работающими там людьми, выяснить реальную обстановку, чтобы не быть обманутым и получить не то, чего хотелось бы.

Грохочущие по рельсам колеса, темный тоннель, механическое "Осторожно, двери закрываются". Серая подземная обыденность? Дорога, в которой можно почитать книжку или посидеть в бесплатном Wi-Fi? Нет: работа. Которая иногда может идти не на жизнь, а на смерть.

Сумбурное человеческое, а не электронное "Как можно быстрее производите высадку и посадку" и мельком замеченная у первого вагона фигура с черным портфельчиком. Вот, в общем-то, и все наши "столкновения" с машинистами электропоездов – одними из главных людей метрополитена.

Здесь мы встретили Дмитрия, который накануне получил третью звезду на погоны (да-да, у машинистов они тоже есть), его ученика Виталия и Михаила, предпочитающего подземелье небу.

По следам сине-белых вагонов

Электродепо сильно напоминает обычный вокзал – впечатление схожести развеивают разве что рабочие в ярко-рыжих жилетах. Длинные платформы, поезда, сообщающие о своем прибытии пронзительным гудком, крыша, сквозь которую просачивается яркий солнечный свет. Так выглядит место, куда отправляется поезд, который "дальше не идет".

Думаю, выполнять практические задания труднее – при ответе на теоретический вопрос у тебя всегда есть шанс подумать. Да и самому – руками – делать "соображать" не требуется.

С другой стороны, многие вещи машинист делает на автомате. Когда что-то случается, ты точно знаешь, как нужно поступить, следуешь инструкции.

Главное, когда появляется какая-то неисправность, – первым делом успокоиться и определить, что случилось.

Машинист электродепо "Варшавское"

Незаметно незаменимые

Пассажиры редко видят машинистов. А потому не всякий обыватель, наверное, задумывался о том, что именно эти специалисты первыми должны реагировать на любые поломки составов и экстремальные ситуации – вроде подтоплений, например. Пожалуй, только смотревший отечественный блокбастер "Метро" вспомнит, чего стоили машинистам те решения, которые они принимали для спасения своих пассажиров.

Одна моя подруга говорит, что, пока мы не познакомились, она вообще никогда не видела машинистов в метро. Просто ездила и все. Мало кто из простых пассажиров обращает на нас внимание. Такие вот мы незаметные, наверное.

В экстремальных условиях

Главная "настольная книга" машиниста - свод профинструкций. За любое неточное действие и незначительное отступление от правил можно схлопотать выговор (или что-то еще более серьезное). А чтобы инструкции не забывались, "водители" электропоездов постоянно учатся - для чего в каждом депо работают машинисты-инструкторы, которые регулярно проверяют их навыки и знания. За каждым "закреплены" свои машинисты.

Фото предоставлено пресс-службой метро

У нас есть такая поговорка: машинист – это вечный студент. Инструкторы работают со всеми, даже с опытными машинистами.

Конечно, к тем, кто только начинает работать, внимание особое. Но и помощник, ставший машинистом, продолжает обучение. Он постоянно что-то учит, его знания, умения, правильность действий, согласно нормативам, регулярно проверяются.

Делается все это для того, чтобы машинисты не забыли то, чему их учили с самого начала. Дергать ручку они, конечно, и так умеют, а вот аварийные ситуации происходят не с каждым: можно отработать 20-30 лет, и так и не получить никакого печального опыта. Без обучения существует риск того, что человек будет десять лет ездить без происшествий и напрочь забудет, как действовать при их наступлении. А потом раз – и случится что-нибудь. Так нельзя.

Каждые два года машинисты сдают техминимум. Это экзамен, 30 билетов. Причем если результат неудовлетворительный, к работе тебя не допустят, отправят на пересдачу. Еще ежегодно сдается электробезопасность и раз в два года – охрана труда.

Кстати, как раз накануне нашего разговора Дмитрий, "наставник" Виталия, получил на погоны третью звезду – официально стал машинистом-инструктором. Соответствующие обязанности он, впрочем, исполнял уже в течение нескольких месяцев, теперь же получил подтверждение нового звания.

У нас своя система звезд – почти как в армии! (улыбается) Сначала, когда ты помощник машиниста, на погонах нет ни одной звезды. У машиниста без класса и машиниста третьего класса звезда одна.

Две звезды означает либо второй, либо первый класс. Три звезды – это погоны машиниста-инструктора.

Машинист-инструктор по техническому обучению электродепо "Варшавское"

Темные тоннели, яркие огоньки, постоянный поток бесчисленных пассажиров - для машинистов-инструкторов все это позади. К тому же, звание открывает новые карьерные перспективы - можно попробовать стать одним из управленцев депо, например.

От мечты детства до большой зарплаты

Длинные перегоны, которые "простые смертные" видят исключительно из окон вагонов, скорость, чувство управления огромной машиной. И, с другой стороны, вся та вечная суета, которая ассоциируется с метро у каждого, кто хоть раз толкался в час пик на одном из переходов. Находят ли машинисты в своей работе романтику? Некоторые - очень даже.

Я стал машинистом, потому что это была мечта детства. Причем мне всегда нравились именно поезда метро, а не обычные. Они под землей - прикольно же! Весело.

Сначала я, правда, поучился в Московском авиационном институте, на первом факультете ("Авиационная техника - примечание сайт) и отслужил в армии. В МАИ попал как-то нечаянно, кривая, так сказать, завела… так что после армии не стал восстанавливаться, а пошел в метро.

Самолеты я, кстати, строить так и не научился – высшее у меня неоконченное. Я ушел после второго курса, когда только закончилась общая программа.

Самое любимое у меня в профессии – это процесс вождения. У нас здесь тоже есть гонки - почти как на ралли! (смеется) В час пик или если у кого-то опоздание мы по-быстрому пытаемся успеть друг за другом. Это, естественно, совсем не опасно! Пассажиры даже не замечают. (улыбается)

Машинист электродепо "Красная Пресня"

Отлично помню свой первый "самостоятельный" перегон. До этого я был помощником, у меня был машинист, который рассказывал и показывал, что и как, всегда находился рядом. А теперь я сам стал машинистом и впервые поехал один...

Тот перегон был, конечно, жутковат. Если раньше я мог положиться на своего опытного коллегу, то теперь оказался один. Мне 20 лет, за спиной две тысячи пассажиров, вокруг темнота, машина большая… что с ней делать, если что-то случится? (улыбается) Конечно, меня учили, готовили, но ощущение все равно было жутковатое. Потом уже привык.

Теперь, когда за плечами уже 17 лет работы в метро, вести поезд – обычное дело. Тот, кто впервые попадает в кабину, ему все интересно – и тоннель, и станция, и выезд из тоннеля… А мне вот теперь уже кажется, будто так в моей жизни было всегда.

Машинист-инструктор по техническому обучению электродепо "Варшавское"

Есть, впрочем, машинисты, которые любят свою работу больше за высокую зарплату. Дмитрий говорит, что многие его ученики отправились в метро чисто "из материальных соображений". Наверное, отчасти такой выбор логичен - в среднем, машинист получает 90 тысяч рублей в месяц.

Михаил и Виталий. Фото предоставлено пресс-службой метро

Женщинам вход воспрещен

В среде машинистов есть и отслужившие 20-летние ребята, и 40-летние семейные мужья (то ли вспомнившие детские мечты, то ли просто вдруг оставшиеся без работы), и даже лица преклонного возраста. А вот представительниц прекрасного пола на этой должности не ждут.

Запрет брать женщин в машинисты закреплен законодательно, и достаточно давно: еще в 2000 году российское правительство постановило, что такая работа прекрасному полу противопоказана (постановление номер 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин"). Считается, что постоянное нахождение под землей вредит здоровью девушек и женщин и может негативно сказаться на их способности иметь детей.

Раньше, впрочем, слабый пол активно брали в машинисты. И выгонять уже работающих женщин с должности после принятия постановления тоже никто не стал (хотя многие, говорят, ушли сами). Совсем недавно из столичной подземки уволилась последняя женщина-машинист, Наталья Корниенко. Она долгое время трудилась на Сокольнической ветке.

В 2008 году на должность машиниста метро пыталась устроиться девушка по имени Анна Клевец. Ее не взяли, после чего Анна обратилась в суд, апеллируя тем, что, согласно Конституции, мужчины и женщины имеют равные права на выбор профессии. Но Верховный суд признал справедливым постановление российского правительства.

Одному как-то раз чуть ноги не отрезал. Пьяный сидел, с платформы свесился. Но все закончилось благополучно: человека убрали передо мной, я до него не доехал.

Я сразу нажал на "тайфун" (громкий и пронзительный сигнал электропоезда метро – примечание сайт) , какой-то мужчина на платформе подорвался и отодвинул того, свесившего ноги.

Машинист электродепо "Красная Пресня"

Лучший из лучших

Пока мы беседовали то с Михаилом, то с Виталием, этап конкурса завершился. Практических заданий было два, в обоих ребятам нужно было справиться со смоделированными неисправностями подвижного состава. Они "звонили" из кабины диспетчерам, возились с инструментами на рельсах, проверяли вагоны.

Михаил. Фото предоставлено пресс-службой метро

За действиями конкурсантов наблюдала комиссия из сотрудников депо, которые записывали неточности, совершенные машинистами при выполнении заданий. Инженер отдела эксплуатации, с блокнотом и ручкой следовавший за ребятами, сказал, что важна была и сама последовательность действий, и соблюдение техники безопасности.

По итогам практики лучшим стал Михаил. Он же, как мы выяснили в день финала конкурса, получил в итоге почетное звание лучшего машиниста года. Наверное, потому, что искренне любит свою работу.

Анна Теплицкая

Большое количество людей, которые ездят на метро, поездах, электричках, никогда не думали о том, кто управляет механизмом. Ведь именно от машиниста зависит безопасность пассажиров. После различных несчастных случаев, многие задавали вопрос: вернется ли к работе человек, управлявший составом? В большинстве случаев машинисты возвращаются к исполнению своих обязанностей. В этом им помогают психологи. Многие предприятия данной области изначально занимаются тестированием тех, кто собирается стать машинистом. Некоторым это не по силам.

Можно подметить, что, например, в метро женщин-машинистов практически нет. Ведь это работа действительно не из легких. Психологи отмечают, что приблизительно из 100 человек, что прибывают в отделы кадров, машинистом становится только один. 50% убывает сразу по «семейным» причинам. Причиной служит то, что не всех радуют ночные дежурства и работа в выходные. Вторым моментом является не соответствие здоровья профессии. Например, нагрузка на зрение машиниста огромная.

Еще одним отсеивающим фактором является отчисления за неуспеваемость. Профессия машиниста не требует высшего образования, но там нужны фундаментальные знания и отличная память. Еще некоторые не проходят проверку психолога.

Как стать машинистом поезда

Машиниста поезда еще называют машинистом локомотива. Работа для того, кому нравится путешествовать и желает объездить страну. Тому, у кого есть возможность быть далеко от дома несколько дней или недель. Также у профессии машинист поезда есть следующие плюсы: приличная зарплата и хорошая пенсия.

Требования к машинисту поезда:

  • Возраст – от 18 лет;
  • Тест на наличие наркотических веществ в крови;
  • Способность быть в состоянии одиночества большой промежуток времени и в чрезвычайных ситуациях.

Машинист - обучение

Машинист поезда должен пройти обучение, которое состоит из теоретической и практической части. Длительность обучения может быть несколько недель или месяцев. Многие машинисты проходят обучение в учреждениях при железнодорожных компаниях, но также есть такие, которые обучаются в колледжах, после того как их закончат они получают степень младшего специалиста в области перевозок. Для начала лучше получить начальный уровень, например, степень рабочего, тормозного оператора или проводника, чтобы был опыт и дополнительные навыки. Машинисту, который будет водить пригородные поезда, хорошо помог бы опыт вождения автобуса.

После завершения обучения нужно сдать экзамены и если успешно, тогда выдается лицензия. После чего можно начать зарабатывать стаж. Периодически необходимо проходить дополнительную аттестацию для доказательства актуальности лицензии.

Как стать машинистом метро

Получить работу машиниста метрополитена довольно тяжело, так как конкурс на место очень высок. Это связано с тем, что на этой должности есть солидный соцпакет, а именно: Высокая заработная плата, социальные гарантии, 45-дневный оплачиваемый отпуск и возможность получить бесплатное высшее образование. На должность машиниста метро берут, в основном, только мужчин. Все из-за высокой сложности профессии, а также нужно быть постоянно внимательным.

Как стать помощником машиниста

После поступления на работу необходимо обучаться на специальность помощника машиниста в специальном учебном центре. В обучение, длительность которого по будням несколько месяцев, будут входить строение состава, функции рычагов и кнопок, обязанности, навыки оказания первой медицинской помощи. После завершения учебы нужно сдать экзамены. После чего придется поработать помощником машиниста и затем сдать еще экзамен. После чего допустят к обучению машиниста. Нужно будет после окончания учебы сдать два экзамена: знание трассы и «аварийные игры». После обучения необходимо поездить с машинистом со стажем, который будет подстраховывать. Затем будет проверка знаний на допуск к управлению механизмом самостоятельно.

Можно сделать следующий вывод – чтобы обрести профессию машиниста, нужен приблизительно год. А для того, чтобы утвердиться на месте необходимо три года.

Изначально машинист не имеет никакого класса. Лишь проработав год он может сдать экзамен для получения третьего класса, после двух лет работы по профессии на второй, а после трех на первый. С повышением класса идет прибавка к зарплате на 10%.

Возможно Вас заинтересуют.

Очень. Тяжелая и физически, и нервное напряжение из-за огромной ответственности очень велико. Последнее решение в любой сложной ситуации принимает машинист; все службы транспорта работают на машиниста – но он конечная инстанция, на которой замыкается процесс движения. И вся ответственность за безопасность пассажиров и груза лежит на нем. Машина ли на переезде осталась, путь ли размыло, вагоны ли не в габарите стоят, бабушка в двух метрах от поезда решила перебежать – машинист должен мгновенно принять меры.

Не бывает рейса, чтоб машинист не испытал какой-то стресс. Мой товарищ Александр Озимков – машинист, ветеран депо Осташков – однажды столкнулся c лесовозом, пытавшимся перед ним проскочить. Он применил экстренное торможение, но сам выскочить не успел – кабину не покинул, а надо понимать, что инстинкт самосохранения ему, как и любому на его месте, подсказывал в первую очередь отскочить к двери, себя спасти, но он, согласно инструкции, сначала затормозил, а потом уже стал вставать. Но не успел, и его так шарахнуло этими бревнами! Тепловоз на дыбы встал, сразу все разбилось и кабину вжало внутрь – его зажало между окном, стенкой кабины и пультом так, что вырезали его автогеном от туда. Скорости 40 км в час было достаточно, чтобы передок тепловоза всмятку – и таких случаев много, машинисты гибнут, порой вот так спасая пассажиров, и никто об этом даже потом не вспомнит... К счастью, Александр каким-то чудесным образом отделался только заболеванием ноги незначительным, но это он в сорочке родился…

Я сам не раз, находясь в кабине машиниста, попадал в подобные ситуации. Однажды, например, между Бологое и Тверью – бросили мешок камней. Поезд Санкт-Петербург – Москва, «Аврора», несемся со скоростью 160 км в час. И вдруг – удар! Шпана бросила с моста – машинист потом сказал, что успел заметить их. Прожектор на ЧС6 был оплетен железной решеткой, но даже при этом лобовое стекло вдребезги разнесло и вся кабина мгновенно наполнилась ледяным холодом – ехали так вот, окоченев, до Москвы – как могли картонкой заделали что-то, на наше счастье – апрель… Повезло нам: поезд ударил мешок прожектором, а мог ведь он упасть и прямо на лобовое стекло…

Добавьте к этому бессонные ночи: обед в 1 час ночи, завтрак в 5 вечера, ужин в 3 утра…

И самое главное: когда сбивают людей они, это всегда травма, даже когда машинист ни в чем не виноват, как чаще всего и бывает, а все равно – с этим жить дальше. Я всегда им говорю – это не ты, это поезд. А они отвечают – да, я все понимаю, но... Тем более ты все это видел, все это на твоих глазах. Почти каждый машинист был в такой ситуации, то есть это буквально часть профессии – если ты машинист, готовься увидеть гибель людей. А помощнику бежать – все это доставать из-под поезда…

Просмотров