Теремной дворец. Теремной дворец московского кремля Огурцов архитектор

Теремной дворец — это часть официальной резиденции Президента Российской Федерации, а вовсе не музей, так что попасть туда крайне затруднительно. Так что мы предлагаем воображаемую экскурсию. Можете открыть фотографии интерьеров и чертежи и следить по тексту, тогда все встанет на свои места и уложится в стройную картину. Правда, в фотопосте не очень понятно, что к чему относится, но это лучшее, что удалось найти, ведь самим туда пойти и во всем разобраться нельзя: режимный объект.

Итак, мы осмотрели второй этаж Теремного дворца, построенный Алевизом . Между церковью и Задней палатой есть Боярская лестница. Спустимся по ней на первый этаж. Здесь тоже с севера и юга здание опоясано коридорами. Сначала идет семь помещений, которые в XIX веке были кухнями, а изначально — подклетами палат дворца Ивана III. Далее под Жилецкой и Золотой Царицыной палатами находятся их же подклеты. Здесь дворян-жильцов били батогами за провинности и сажали под арест.

Под землей сохранились погреба и ледники великого князя. Попасть туда можно из некоторых подклетов первого этажа.

Вернемся во Владимирский зал. Оттуда можно подняться на Верхоспасскую площадку (Передний каменный двор). До строительства это была действительно площадка под открытым небом на крыше второго этажа Теремного дворца. Причем до каменных хором XVII века здесь были жилые деревянные хоромы царей/великих князей, а дальше в сторону церкви Рождества Богородицы — цариц/великих княгинь.

Раньше со двора на Верхоспасскую площадку можно было подняться по роскошной лестнице, которая отделялась от площадки знаменитой Золотой Красной решеткой. Лестница была украшена золочеными львами, сидевшими на перилах каждой площадки.

Решетка, в отличие от лестницы, и ныне там. Решетка железная, позолоченная, расписанная красками. Есть легенда, будто ее отлили из медных денег после Медного бунта, но на самом деле нет.

Что ж, вот мы на Верхоспасской площадке. Если пойти прямо, то попадем в Чугунный коридор, идущий вдоль северного фасада. Если пойти направо, то будет Трапезная, а за ней — церковь Спаса за Золотой решеткой, она же — Верхоспасский собор. А вот влево поднимается лестница со львами. Львы держат вензели Николая I и появились при нем же. Крыльцо, помещенное внутрь крытого помещения, выглядит несколько противоестественно.

Под лестницей есть маленькая дверца, пройдем в нее и окажемся в анфиладе из пяти фрейлинских комнат. Изначально это были палаты нижнего яруса Теремного дворца. Из всех этих помещений можно попасть в Чугунный коридор. Кстати, на четвертом этаже над частью Чугунного коридора находится Портретный коридор. В него можно попасть по лестнице из трапезной Верхоспасского собора. На потолке Портретного коридора красуются российский императоры, отчего коридор называется также Романовской галереей.

Среди помещений третьего этажа одно было Потешной палатой, другое — государевой мыленкой, куда царь спускался по специальной потайной лестнице, сохранившейся до наших дней. Мыленка была изолирована свинцом, чтобы вода не проходила на нижний этаж.

Ладно, вернемся на Верхоспасскую площадку и поднимемся, наконец, по лестнице. Мы находимся на Золотом крыльце, увенчанном шатровой башенкой. С Золотого крыльца проходим в Проходные сени, а дальше — в Переднюю (Крестовую, Столовую, Гостиную) палату. Первоначально она называлась Передней избой, потому что принципиальной функциональной разницы между царским и крестьянским домом не было.

Следующее помещение — Престольная (Золотая) палата, она же Комната. Это собственный кабинет государя. Именно здесь впервые оглашались царские указы, а уж потом глашатаи разносили их повсюду. Центральное южное окно Комнаты снаружи выделено белокаменной резьбой и львами. На северную сторону выходят две двери, но сейчас они ведут в никуда, а раньше был всход в Верхний терем и сход в нижний ярус.

За Комнатой находятся последние две маленькие комнатки: Моленная (Крестовая) и Опочивальня (Чулан). Раньше существовали еще и царский буфет, и хоромы придворных богомольцев, но они не сохранились.

Из Проходных сеней можно подняться по очень крутой лестнице на пятый этаж Теремного дворца, где посреди обширной площадки (Верхнего Каменного двора) красуются Каменный Чердак (Терем) со Смотрильной башенкой. Терем — это одна большая светлая зала, фасады которой обильно украшены изразцами.

Картинка кликабельна.

История

Николай I

1836—1849

С подлинным материалом архитекторы обращаются весьма вольно. Строят на месте Боярской площадки Владимирский зал , превращают Верхоспасскую площадку в крытое помещение, переделывают лестницы, возводят по собственной прихоти шатровую башенку и смотровую площадку…

Более аккуратен подход Федора Солнцева. Он реставрирует интерьеры Теремного дворца и Золотой Царицыной палаты по-настоящему, использует по возможности подлинные предметы, а если их не хватает, то изготавливает новоделы по старинным образцам. Современники поверили и приняли интерьеры за исконные.

1838

В связи с реконструкцией и строительством выселяют фрейлин и других дворцовых служащих из Теремного дворца.

Картинки подписаны и кликабельны.

Александр I

1812

В Теремном дворце поселяется свита Наполеона . После войны ей на смену приходят российские придворные служащие.

1810

Сокровища Теремного дворца переходят в Оружейную палату.

1809

Упразднение церквей Спаса Нового и Успения.

Временщики

1743

Ремонт, пристройка на третьем ярусе. Помещают в Теремной дворец сокровища царской Оружейной и Большой казны.

Петр I

1723

1670

Отливка и установка Золотой решетки.

1666

Украшение дверей Комнаты.

1664

1660

В Комнате проходит церковный собор, постановивший лишить Никона сана.

1655

Старый патриарший дворец отходит к царевнам, потому что Никон на Цареборисовом дворе строит .

1654

Царица Мария Милославская дает прием грузинской царице Елене Левонтьевне в Золотой Царицыной палате.

1646

Алексей Михайлович обустраивает новые Потешные хоромы в Теремном дворце. Строит их дворцовый плотник Васька Романов.

1630-е

Постельные палаты стали нижней частью Теремного дворца (см. ниже) и получили название Мастерских палат.

1637

Какой-то конюхъ Иванъ Осиповъ, по ремеслу златописецъ, наводилъ уже въ это время сусальнымъ золотомъ, серебромъ и разными красками на кровлю репьи «да въ тежъ хоромы, во всѣ окна (опроче чердака, т. е. терема) дѣлалъ слюдяные окончины».

Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1895. , будущий святитель. Он написал целую книгу о путешествии в Московию, вот фрагмент, посвященный Золотой Царицыной палате:

Если мы рассмотрим сводчатую палату, в которой находились, то увидим, что другой — подобной ей по красоте, — нет в целом свете. Она устроена сферообразно, покрыта чистейшим золотом, украшена изображениями и, по искусному своему расположению, удивительным образом отражает произносимые в ней звуки. На стенах ее изображены арабески, деревья, черные и красные виноградным кисти, а также — разные птицы. Посреди свода находился прекрасно изваянный лев, держащий в зубах змею, с средины которой спускалось множество прекрасных подсвечников, украшенных драгоценными камнями и жемчугом и — искусно сплетенных на подобие корзин.

Я не могу в совершенстве описать эту круглую палату и подробно рассказать о ней, ибо меня страшит обилие описываемого. Но сильное желание понуждает меня к описанию ее, хотя никакой ум не в силах вполне достигнуть этого. Со всех сторон палаты смотрели на нас бесчисленные изображения мозаической работы, представлявшие различные события и лики — св. Девы Богородицы, Владычицы мира, держащей на руках нашего искупителя, — лики св. ангелов, иерархов, мучеников; все эти изображения — прекрасной работы, — были украшены алмазами, крупным жемчугом и др. драгоценными камнями. Кроме того, все лики святых имели прекрасные венцы и были обложены дорогими окладами.

Я не могу перечислить всех жемчужин, рубинов, сапфиров, топазов и др. блестящих драгоценных камней, которыми были покрыты иконы. Лучше кончу свою речь об этом, потому что не могу в совершенстве описать бесчисленное множество находившихся здесь предметов.

Арсений Элассонский, «Описание путешествия в Московию».

А еще царица Ирина Годунова принимает патриарха Иова , ради избрания которого и приезжали Иеремия с Арсением.

1535

Елена Глинская принимает царицу Казанскую (вероятно, Сююмбике) в Лазаревской палате (возле церкви Воскрешения Лазаря).

Великое княжество

1526

Первое упоминание Наугольной палаты, впоследствии известной как Золотая Царицына палата.

1508

Алевиз Старый строит нижний ярус теремов. Среди них имеется Лазаревская (Задняя) палата. Двери из этой палаты вели на Постельное крыльцо, которое примыкало также к сеням и соединялось дверью с Передними переходами, или Красным крыльцом.

1395

Закладка каменных погребов на месте будущего Теремного дворца.

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Трудами зодчих XVII века Москва и Русь преобразились... mamlas wrote in May 19th, 2016

Ещё об

Взлет русского зодчества
Архитекторы и мастера допетровской Руси / Созидатели / Статья 2007 года

До сего дня в Москве и некоторых других старинных российских городах и монастырях сохранились диковинные постройки XVII столетия, в котором русское искусство еще не слишком было подвержено иноземному влиянию. В тот далекий допетровский век особенно заметным стал взлет русского зодчества. Ещё в «Созидателях»



Новодельный Измайловский кремль, построенный в стиле «допетровской» Москвы


При царе Михаиле Федоровиче и его сыне Алексее творили замечательные «каменных и деревянных дел мастера» – Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Семен Петров, Аверкий Мокеев, Иван Белозер, Павел Потехин, Оси Старцев, Яков Бухвостов и многие другие. Их трудами достигло своей вершины деревянное и каменное зодчество допетровской Руси. Теремной дворец в Кремле

Поначалу, после разрушительного Смутного времени, речь шла лишь о воссоздании разрушенных и обветшавших построек Кремля. Часть из них была отремонтирована уже в 1613 году, ко дню венчания на царство Михаила Федоровича Романова. Затем начались новые большие работы - в 1625 году для установки часов над Фроловской (ныне Спасской башней Кремля) надстроили трехъярусный верх под "смотрением" каменных дел подмастерья Бажена Огурцова и его товарищей Степана Осиповича Караулова и Григория Загряжского. В проектировании и строительстве шатра и часов принимал участие "англицкой земли часового и водяного взвода мастер" Христофор Галовей.


Теремной дворец в Кремле


Вскоре в Кремле началось новое, еще более масштабное строительство. Частые пожары первой половины XVII столетия продолжали губить деревянные строения Москвы, не щадя и великолепия кремлевских теремов. Тогда-то и решено было построить новый каменный царский дворец. Он стал несомненным шедевром - дошедший до наших дней, хотя и в сильно переделанном виде, Теремной дворец в Кремле. Его построили в 1635-1636 годах Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Дворец представлял собой трехэтажное здание. Основанием дворцу послужили подклеты с открытыми галереями, возведенные в 1499-1508 годах архитектором Алевизом Фрязиным, и стоящие на этих подклетах Мастерские палаты XVI века, времени Ивана Грозного.

На выровненных сводах средней части Мастерских палат и возвели три этажа Теремного дворца.


Венчал его высокий "теремок", знаменитый "верх" с расположенной вокруг него открытой террасой – "гульбищем". Золоченая двускатная крыша и два пояса лазурных изразцовых карнизов, каменная резьба, богато украшенное парадное Золотое крыльцо придали дворцу типичный для того времени нарядный, сказочный вид. Дворец отличает обилие резного каменного узорочья, цветочного орнамента, изображений птиц и животных на белокаменных наличниках окон и порталов. Потолки дворца относительно низкие. Очень толстые стены также плотно расписаны узорами с элементами цветочных и растительных рисунков. В палатах - изразцовые печи, которые тоже являются украшением помещений. Планировка комнат отчетливо напоминает интерьер русской избы, в основе которой лежит клеть (бревенчатый сруб, обычно с тремя окнами по фасаду). Здесь в "Теремке златоверхнем", расположенном над личными покоями царя, находился зал, где играли царевичи и заседала Боярская дума. Сохранилась уникальная Золотая царицына палата, комнаты для царя с опочивальней, сенями, престольной и передней. Системой крытых переходов, галерей и иных пристроек дворец был соединен с другими зданиями – соборами, покоями патриарха, служебными помещениями.

Одновременно с постройкой Теремного дворца в 1635 году над Малой Золотой палатой, на уровне Переднего Каменного двора, те же мастера возвели храм Спаса Нерукотворного (позже Верхоспасский собор), с приделом Иоанна Белгородского (теперь Иоанна Предтечи). Вскоре после этого Антип Константинов строит в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре уникальный храм Одигитрии Смоленской, имевший три каменных шатра-завершения, расположенные в один ряд.

"Восьмое чудо света"

Образцовой постройкой XVII века, выполненной из традиционных деревянных конструкций, стал дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. Построен он был в 1667-1678 годах артелью под началом старосты Семена Петрова и промышляющего плотничеством стрельца Ивана Михайлова в виде нескольких теремов, соединенных между собой причудливыми переходами. К сожалению, сам дворец не сохранился – простояв около 100 лет, он сильно обветшал и был разобран в 1768 году, но сохранились его изображения на гравюрах и восторженные описания современников.


Дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском


Дворец насчитывал 270 комнат с 3000 окон и оконцев. Со стороны он походил на целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, "гульбищами", кокошниками, крылечками с витыми колонками. Разные части дворца были построены в индивидуальной манере, они не походили друг на друга. Разнообразны были объемы, формы покрытий, декоративные приемы. Все это придавало замечательную живописность зданию. Над этой беспримерной архитектурной декорацией с ее ажурной резьбой работали под руководством старца Арсения мастера-резчики Клим Михайлов, Давид Павлов, Андрей Иванов и Герасим Акулов. Коломенский дворец называли "восьмым чудом света". Симеон Полоцкий воспел красоту этого дворца, сравнивая его с храмом Соломона. Яков Рейтенфельс в своей книге "Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии", вышедшей в Падуе в 1680 году, назвал дворец Алексея Михайловича "игрушечкой, только что вынутой из шкатулки". В 1681 году он был частично перестроен Саввой Дементьевым.

Помимо кремлевского, до нас дошел еще один известный московский теремок, построенный в 1693–1694 годах Осипом Дмитриевичем Старцевым и Ларионом Ковалевым. Теремок находится в Крутицком подворье и является настоящей жемчужиной архитектуры. Крутицкое подворье известно с конца ХIII века; располагалось оно на высоком берегу Москвы-реки, на Крутицах. Здания, дошедшие до нашего времени, появились в начале ХVII века.

Наиболее хорошо сохранились главные Святые ворота со знаменитым надвратным Теремком. Его лицевая сторона была целиком покрыта изразцами. Ворота, украшенные Теремком, вели в сад митрополита, который называли райским.

О главном строителе Крутицкого Теремка следует сказать особо.

Осип Старцев разработал особые приемы каменного декора. "Петушиные гребни", поставленные им на ограде двора боярина И.М. Языкова на Большой Никитской, впоследствии широко использовались многими русскими зодчими.


Еще одним новшеством, также вошедшим в строительную практику той эпохи стало спроектированное Старцевым круговое открытое гульбище в церкви Воскресения на Пресне. В 1684 году Старцев переделал изначально готические окна Грановитой палаты, украсив их белокаменными наличниками с нарядными колонками, увитыми виноградной лозой, прием, повторенный им в работе над Крутицком теремке.

За одним большим делом следует другое - в 1685 году Осип Старцев закончил строительство Трапезной палаты в Симонове монастыре, начатое еще в 1677 году подмастерьем Парфеном Потаповым.

Известны и другие работы Старцева: в 1676 году он руководил покрытием черепицей Казенного двора. С 1681 года занимался перестройкой теремных церквей и строительством Верхоспасского собора, разборкой поварен Кормового, Хлебного, Сытного дворов, перестройкой Приказа Большого дворца. В 1690-е годы перестраивал палаты Посольского и Малороссийского приказов.

Другой известный зодчий Аверкий Мокеев строит Патриаршие палаты в Московском Кремле (1643-1655 гг.), ряд зданий Валдайского монастыря (1650-е гг.) и, наконец, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685 гг.) на реке Истре под Москвой – крупнейшее сооружение в церковном зодчестве той эпохи. Воплотить в жизнь грандиозный замысел патриарха Никона ему помог другой московский мастер Иван Белозер. Перед зодчими была поставлена трудная задача создать на русской земле обитель, главный собор которой воспроизводил бы в плане Храма Воскресения Господня в Иерусалиме. В ходе работы Мокеев и Белозер использовали точную модель и чертежи главной христианской святыни и с успехом выполнили почетный и сложный патриарший заказ.

Очень интересны храмы, воздвигнутые Павлом Сидоровичем Потехиным: церковь Троицы в селе Останкино под Москвой (1678-1693 гг.), церковь Св. Николы в Хамовниках (1679 г.), церковь Св. Козьмы и Дамиана в Садовниках (1657-1662 гг.). В Макарьеве-Желтоводском монастыре Потехин строит Святые ворота и надвратную церковь Михаила Архангела. В его знаменитой артели работали 93 мастера, среди которых были не только каменщики, но и резчики по камню и дереву, и плотники, и кузнецы, и даже иконописцы и золотильщики. Все они были профессионалами высочайшего класса, но каждый из них мог в необходимом случае подменить друг друга.

Московское барокко

В конце XVII века в русском зодчестве происходят заметные изменения, в результате которых в архитектуре утверждается новое направление, известное как "московское (или "нарышкинское") барокко". Классическим образцом постройки этого стиля считается церковь Покрова в Филях (1693-1694), созданная по распоряжению дяди царя Петра I Льва Кирилловича Нарышкина предположительно Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Не уступает ей по красоте и церковь Спаса Нерукотворного (1693-1697 гг.) в подмосковных Уборах, строителем которой уже бесспорно был тот же Яков Бухвостов. Храм построен им "иже под колоколы", то есть, верхний ярус высокого храма служил одновременно и звонницей.


Церковь Покрова в Филях


Яков Бухвостов, выдающийся зодчий, происходил из крепостных крестьян и был уроженцем села Никольское-Сверчково Дмитровского уезда, ныне расположенного на территории Клинского района Московской области. Первой его большой работой стало возведение каменных стен и башен Новоиерусалимского Воскресенского монастыря (1690-1694 гг.), заменивших первоначальные деревянные укрепления этой обители. Протяженность стен достигает 930 метров, их высота в настоящее время составляет от 9 до 11 метров. С внутренней стороны стен была устроена полуциркульная открытая аркада, над которой проходил по всему периметру стен крытый боевой ход, огражденный парапетом. Над главным входом в монастырь была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. В ее основании устроены центральный, перекрытый аркой проезд и два боковых прохода. По своему внешнему виду она напоминала знаменитый храм в Филях в Москве. Интересной и редкой особенностью надвратной церкви был цветной изразцовый пол. Крупные квадратные плиты пола образовывали необычный геометрический цветной узор, придававший интерьеру храма нарядность и красочность.

Церковь отличалась высотой и стройностью. Однако за время своего существования она перестраивалась, и ее первоначальное декоративное убранство, характерное для русского барокко конца XVII века, не сохранилось.


Бухвостовым был построен и Успенский собор в Рязани (1693-1699 гг.). Проектируя его, зодчий сохранил схему, восходящую к Аристотелю Фиораванти, однако поставил здание храма на подклет-галерею и украсил его тремя ярусами нарядных окон. Таким образом, Бухвостов первым в соборной архитектуре применил разбивку фасадов на ярусы при помощи рядов окон. Благодаря этому Успенский собор получился очень светлым. Во время пребывания в Рязани Бухвостов возвел для местного митрополита каменные амбары и прочие хозяйственные строения, а также несколько не сохранившихся до наших дней приходских церквей. Последним из известных сооружений Бухвостова стала церковь Ризоположения на Донской улице в Москве (1701-1708 гг.). Здесь зодчий не пользуется типичной барочной ярусной формой "восьмерик на четверике", он возводит церковь в форме простого четверика, прообразом которого были деревянные "клетские" храмы Древней Руси. Существует предположение, что храм Троицы в Троицком-Лыкове и Покровская церковь в Филях также построены Яковом Бухвостовым.

Давно уже отмечено, что храмы Бухвостова не перестраивались – настолько совершенной была их форма.


Трудами зодчих XVII века Москва преобразилась. Сошлемся на мнение Павла Алеппского, секретаря антиохийского патриарха Макария, посетившего в то время русскую столицу. О зданиях Москвы Павел Алеппский написал: "… мы дивились на их красоту, украшение, прочность, архитектуру, изящество, множество икон и колонн с резьбой, кои по сторонам окон, на высоту этажей, как будто они крепости, на их огромные башни, на обильную раскраску разноцветными красками снаружи и внутри…".

Кое-что из этой красоты дошло и до наших дней. Сохранится ли она, не потеряется ли за странного вида новыми высотками, скребущими небо?..

Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом Фрязиным в 1499-1508 гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты.

Теремной дворец, 1797 год. Ведута Джакомо Кваренги

Теремной дворец был сконструирован по типу русских деревянных домов, черты которых проявляются как в экстерьере, так и в планировке здания. Дворец представляет собой многоярусную постройку. Новые этажи возводились на некотором расстоянии от старых стен и поднимались вверх ступенчатыми ярусами.

Создается впечатление, что каждый ярус как бы вырастает из предыдущего наподобие пирамиды. Здесь в полной мере проявился талант создателей дворца: ограниченные пространством и близостью соседних построек, они сумели создать шедевр архитектурного искусства, радующий глаз своим праздничным великолепием.

Древности Российского государства (Antiquities of Russian country), 1846-1853. Иллюстратор - ru:Солнцев, Фёдор Григорьевич. Отделение VI. Памятники древнего русского зодчества Окна Теремного Дворца.

Боярская площадка и церковь Спас за золотой решеткой в Московском Кремле. 1838. Е. Гильбертзон

Боярская площадка в Московском Кремла. (до 1838 г.)

Черты русского деревянного зодчества прослеживаются не только в ярусной структуре, но и в характере кровли, решении крыльца с двускатной кровлей, в планировке комнат, напоминающих интерьер русской избы, в основе которой лежит клеть (бревенчатый сруб обычно с тремя окнами по фасаду). Белокаменные наличники окон и порталы украшены цветочным орнаментом с изображением птиц и животных.

Теремной дворец в Московском Кремле. 1635-1636. Южный фасад. Гравюра 1870-х гг

Алексеев Ф. Я. Вид в Кремле на Теремной дворец и церковь Спаса на Бору. 1800-е годы

Федор Яковлевич Алексеев. Боярская площадка в Московском Кремла(1801)

Теремной дворец. Государево окно.

Окно царской палаты украшено высоким фронтоном, но котором изображен герб, поддерживаемый небольшими колоннами; базы колонн представлены в виде каменных скульптурных львов.

Еще до начала строительства Большого Кремлевского дворца с западной стороны к Теремному дворцу была пристроена сторожевая башня с декоративными кокошниками и восьмигранной крышей.Порталы с треугольными фронтонами, обрамляющие окна башни с цветными стеклами, сориентированы по сторонам света, напоминают резные обрамления окон Теремного дворца. Крутая шатровая крыша с узорчатым оформлением из золоченого металла и небольших флажков удачно дополняет дворцовый ансамбль.Хотя для своего времени Теремной дворец был довольно высоким зданием ("золотой верх" находится на уровне четвертого этажа современного дома), Большой Кремлевский Дворец, во дворе которого он расположен, почти полностью скрывает его из вида.

Фасады Теремного дворца можно разглядеть только через окна Большого Кремлевского илиГосударственного Кремлевского дворцов. Только лишь фасад Золотой палаты царицы и купола домовой церкви видны со стороны Соборной Площади. ИзОружейной палаты, однако, можно увидеть золоченый купол церкви Рождества Богородицы

У каждого этажа было свое назначение и свой стиль жизни. Помещения цокольного этажа использовались для домашних целей. В нем находились комнаты бытового назначения, а также помещения, где находились запасы воды и свечей, а также заготовки овощей и солений

На первом этаже располагались мастерские царицы. Здесь было сосредоточено изготовление всех видов одежды, белья и других видов изделий для домашнего обихода царской семьи. Здесь придворные вышивальщицы украшали одежду шелком, золотым шитьем и жемчугом.

Третья комната на третьем этаже дворца - Престольная, или царский кабинет. В "красном" углу комнаты стоит царское кресло, покрытое бархатом. В XVII веке это было самая красивая и самая недоступная комната из всего дворца. Лишь по утрам ближайшие к царю бояре "уждав время" входили в нее, чтобы бить челом.

Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным наличником, называлось Челобитным. Из него опускался ящик, куда каждый мог подать царю Челобитную грамоту. В простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые. Отсюда и пошла поговорка: "Не откладывай дело в долгий ящик".

Здесь же располагались помещения, включавшие собственно покои царской семьи во время проживания в Теремном дворце, в остальное время семья жила в деревянном дворце, какой по мнению современников считался более полезным для здоровья.

Царские покои занимали второй этаж дворца. Это были четыре платы сравнительно небольших размеров, перекрытые сомкнутыми сводами с распалубкам: Проходные сени, Крестовая палата, Престольная и Опочивальня. В планировке покоев, как и в общей композиции архитектурных объемов, еще даст о себе знать воздействие деревянной архитектуры, в частности деревянных хором, возводимых по принципу соединения отдельных клетей.

Стены и своды палат по окончании строительства были расписаны растительным орнаментом. Затем при царе Алексее Михайловиче роспись была возобновлена С. Ушаковым.

Ныне существующая живопись выполнена в 1836 г. по рисункам Ф. Г. Солнцева и Т. А. Киселева.
На втором этаже находилась личная купальня царя. Вода подавалась сюда с помощью насоса из водонапорной башни. Винтовая лестница вела из купальни в царскую спальню. Комнаты, размещенные на этом этаже часто перестраивались и их назначение соответственно менялось. В XIX в. здесь обосновался архив, в котором хранились наиболее важные государственные бумаги.

На третьем этаже были личные покои царя: большие "комнаты о трех окон" с видом на Москва-реку. Анфилада комнат этого этажа заканчивалась Спальней и Молельней.

В первой из них стояла золоченая резная кровать с роскошным балдахином, вышитым золотом по красному фону с многочисленными надписями. В молельне были установлены два резных иконостаса, покрытых шворенным золотом, с иконами XVII-XVIII в.в.

В северном крыле размещались подсобные помещения и узкий коридор. По преданию, здесь проходили смотрины самых красивых девушек, среди которых царь должен был выбирать себе невесту. Ему предстояло трижды пройти по коридору и вручить рушник счастливой избраннице.

Четвертый этаж, или мезонин, иногда называли золотоверхим, потому как крыша была покрыта золотыми и серебряными листами и покрашена разными цветами. В просторной, хорошо освещенной комнате золотого верха внимание привлекает стенная роспись, выполненная в середине прошлого века в так называемом "русском" стиле.

Три галереи-гульбища окружали дворец по ярусам: нижняя Боярская площадка, или Постельное крыльцо располагалась на уровне перекрытия алевизовского подклета, где сейчас стоит Владимирский зал Большого Кремлевского дворца.С этого уровня открытая лестница вела на Передний каменный двор, устроенный поверх выровненных сводов Мастерских палат, на которых собственно и были надстроены три этажа Теремного дворца.

Выход на среднее гульбище позднее закрывался Золотой решеткой, представляющей уникальный образец кузнечного мастерства. С восточной стороны Теремов находилось Переднее золотое крыльцо, по которому поднимались на второй этаж в жилые покои царя. Последний ярус выстроенных палат – златоверхий Теремок, расположенный по центру здания, окружает третья площадка – Верхний каменный двор.

Необычайная живописность и нарядность нового дворца создается не только за счет сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов.

Профилированные пилястры между окнами, резные и майоликовые карнизы, сложные белокаменные обрамления проемов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба в ширинках парапетов гульбищ, золоченая кровля – все это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966-1969 гг. В целом дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

С Верхнеспасской площадки во второй этаж дворца вело Верхнее Золотое крыльцо, увенчанное шатром и служившее парадным входом в царские покои. С расположенной перед арочным подклетом Т. Д. Боярской площадки к Верхнеспасской площадке поднималась открытая лестница (Нижнее Золотое крыльцо), которая у Верхнеепасской площадки запиралась медной золоченой решеткой (поэтому церковь иногда называют церковью «Спаса за золотой решеткой».

В западной части Т. Д. расположена церковь Рождества Богоматери «на Сенях», примечательная тем, что в ее подклете сохранилась четырехстолпная белокаменная церковь конца XIV в. - наиболее древняя из дошедших до нас кремлевских построек.

Одновременно с традиционными приемами декоративного убранства - ширинками, орнаментальной плетенкой, полихромией, изразцами, резным золоченым гребнем на коньке крыши, зодчие Т. Д. применили классические ордерные формы. В это время Приказ каменных дел уделял большое внимание ознакомлению русских архитекторов с западноевропейским строительным опытом.

От разноцветных стекол, изразцовых печей и расписных стен Теремов веет далекой, сказочной стариной. Мебель - в стиле XVII в. Скамьи и стулья обиты венецианским бархатом. Когда-то шкафы и поставцы были наполнены золотой и серебряной посудой, которая сейчас сохраняется в Оружейной палате. В золотых и серебряных клетках сидели певчие птицы.

При росписи Теремного дворца не жалели золота. По данным летописей, даже крыши и желоба были расписаны и позолочены, а дверные проемы украшены расписанной и вызолоченной резьбой.

Внутреннее убранство палат Т. Д. было очень живописным: яркая орнаментальная роспись с вплетенными в нее геральдическими знаками покрывала поверхности стен, сводов, распалубок и даже подоконников; библейские сюжеты в символической форме иллюстрировали монархическую идею. В росписи Т. Д. (при ее возобновлении в правление Алексея Михайловича) принимал участие Симон Ушаков. Роспись не сохранилась.

Золотая Царицына палата - дворцовая постройка XVI века в Московском Кремле. Своё название получила после того как в конце XVI века стены Царицыной палаты расписали золотом.До наших дней сохранилась и так называемая Жилецкая палата, служившая сенями Царицыной. В старину в этих сенях дежурила дворцовая стража. В них сохранился изящный ренессансный портал, оформляющий парадный вход в главное помещение женской половины царского дворца.

В архитектурный ансамбль Теремного дворца также входят Золотая Царицына палата XVI века и домовые церкви (Воскресения Словущего, Спаса, придела Распятия и др.), которые в 1682 году подвели под одну кровлю и поставили на ней 11 глав на украшенных изразцами шейках. Строительными работами руководил архитектор Осип Старцев, рисунки для майолик и крестов выполнены резчиком - старцем Ипполитом.
.

Все реставрационные работы выполнялись на основании архитектурного сопровождения Н.Г. Мухина (Моспроект-2, мастерская № 13) и по рекомендациям технолога ЦНРПМ М.П. Иевлевой.

Первоначальное внутреннее убранство палат, за исключением отдельных фрагментов, не сохранилось и было выполнено вновь под руководством художника Ф.Г.Солнцева в стиле ХVII в. Эти работы проводились в 1836-1837 гг. при реставрации древнего памятника, включенного впоследствии, при строительстве Большого Кремлевского дворца в новый комплекс дворцовых зданий.

Расположенное на высоком кремлевском холме здание Теремного дворца было обращено главным фасадом на юг, к Москве-реке. Увенчанный золоченой кровлей чердака, окруженный открытыми гульбищами с шатровыми крыльцами, Теремной дворец господствовал над кремлевскими палатами и хоромным строением и составлял неотъемлемую часть всего кремлевского дворцового ансамбля.
В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлевского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.

Некоторые фото:
http://www.kreml.ru/ru/kremlin/buildings/Teremnoy_dvorets/
http://banallex.livejournal.com/
Литература
Иван Забелин «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005
Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. - М.: Искусство, 1983. - С. 333-334

Московский Кремль почти четыре века не перестает восхищать человечество. Роскошное убранство впечатляет разнообразием форм. Большие размеры постройки и богатство украшений дают возможность каждый раз приходить и удивляться, открывать что-то новое, незамеченное раньше. Представьте только, если бы Мерсо, персонаж повести Камю «Посторонний», вспоминал по деталям не свою убогую комнатушку, а эти палаты.

Теремной дворец в Кремле стал неотъемлемой частью не только Москвы, но и всей России. Мало кто из других городов или стран не наслышан про него. Он заслуженно претендует на звание восьмого чуда света. Это один из символов Российской Федерации.

История построения

Теремной дворец Московского Кремля был построен всего за год, с 1635 по 1636. Хотя сроки для возведения таких масштабов самые кратчайшие, это никоим образом не отразилось на качестве постройки. Более того, если учитывать, что это первый русский каменный дворец, Кремль опроверг пословицу, что первый блин всегда комом. Он стал примером для возведения многих других каменных зданий. Во-первых, убранство здания традиционное, как в постройках из дерева. Во-вторых, прочность всей конструкции было трудно превзойти на то время. Да и не все современные здания могут потягаться с дворцом. Хотелось бы надеяться, но вряд ли «хрущевки» простоят четыре века, не то что не потеряв при этом своего товарного вида, а хотя бы сохранив фундамент.

Строили его сразу четыре лучших зодчих того времени: Л. Ушаков, А. Константинов, Б. Огурцов и Т. Шарутин. Возводился Теремной дворец в Кремле на проверенном временем фундаменте северного яруса кремлевского ансамбля, который был заложен за полторы сотни лет до этого. К тому же это первое здание, построенное из камня, и имеет несколько этажей.

Построено было, как и задумано, три яруса. Первая площадка получила название боярской, в которой располагались хозяйские спальные покои. Она находилась на первом этаже. Второй предназначен для гуляний и соединен с первым этажом лестницей. Вход - это золотая решетка, шедевр кузнецкого мастерства. Третий ярус получил название Златоверхий теремок.

Предназначение Теремного дворца

Сегодня историки спорят, зачем же царь приказал строить Теремной дворец в Кремле. Ученые расходятся в мнениях. Одни утверждают, что Теремной дворец в Кремле, в каком веке ни был он построен, имел одно предназначение - обеспечить покой и отдых царя и всей его семьи. Верхние этажи строились в качестве детских комнат. Другие настаивают, что таким пышным убранством он хотел показать богатство свое и страны. Потому использовались помещения для приема послов шведских и не только. Также здесь, по их мнению, проводились важные совещания бояр.

Некоторые историки даже высказывают такие абсурдные идеи, что палаты предназначались для содержания любовниц царей. Это мнение они обусловили сходством с гаремом султанского И на сегодняшний день этот турецкое построение отличается роскошью и богатством.

Стиль Теремного дворца

Стиль, в котором возведен Теремной дворец в Кремле (в каком веке был построен, сказано выше) также отличается роскошью. То есть это зарождение русского барокко. И хотя направление существовало во многих других странах, да и Русь не была основоположником его, все же свою лепту в историю архитектуры внесла. Отсюда появление стиля, который принято называть «чисто русским».

Такой стиль характеризуется пышным убранством и оформлением каменных построений под деревянные богатые избы.

Настоящим примером для наследования стал Теремной дворец. Время постройки хоть и датируется 17 веком, но дома в русском стиле чрезвычайно популярны и сегодня.

Экстерьер Теремного дворца

Внешне Теремной дворец в Кремле напоминает необыкновенную по красоте пирамиду. Можно его даже сравнить с праздничным тортом. Настолько он яркий.

Каждый верхний ярус немного меньше предыдущего, что дало возможность использовать остающиеся площадки для различных целей. Например, площадка над вторым этажом - это территория, на которой проводились гуляния.

Наличники окон окрашены в белый цвет и утопают в стилизованных изображениях цветов. О деревянных избах напоминает и характер кровли - это двускатная конструкция, разукрашенная узорами разных цветов.

Пристроенная сторожевая башня декорирована удивительными кокошниками, а крыша состоит из восьми граней. Из ее окон открывается великолепный вид на город.

Интерьер Теремного дворца

Теремной дворец в Кремле время постройки превзошел не только по внешним характеристикам. Интерьер здания также поражает небывалым великолепием.

Если описать в трех словах, то это роскошь, разнообразие, богатство. Если же описывать все детали интерьера отдельно, то это займет уйму времени и не один

Каждый ярус строения имел свое предназначение. Цокольный предназначался для хранения запасов. Царица облюбовала первый этаж - в нем расположились ее мастерские. Второй - это ресепшн, если выражаться современным языком, где встречали гостей и послов из разных стран. Из одной из комнат опускался большой ящик, куда желающие помещали свои просьбы и жалобы.

Тут же находились и царские покои, купальня.

Стены палат расписаны цветочнымы узорами и золотом. Круглые своды украшены необыкновенными узорами и орнаментами, настоящей лепкой, позолотой, резным деревом дорогих пород.

К сожалению, роспись не сохранилась в первозданном виде. Ее восстановили по рисункам великого художника - археолога, живописца Федора Григорьевича Солнцева - и его ученика Киселева уже в 19 веке. Учитывая, что краска тех времен была чрезвычайно стойкой, причины повторного нанесения узора объясняются частичным или полным разрушением отделки стен. Это могло быть и нападение Наполеона, и решение переделать интерьер, которое так и не было воплощено в жизнь.

Таков Теремной дворец в Кремле. В каком веке был построен он - известно достоверно. Но немногие здания сохранились с тех времен. Сегодня он находится практически в таком же состоянии, в каком был почти четыре столетия тому назад.

Многие полагают, что легендарный фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» снимался именно в Кремле. Это частично так. Но Теремной дворец в Кремле (фото представлено в статье) не имеет к фильму никакого отношения. Фильм снят в и то только сцена погони. Царские палаты - это студийные декорации, а «царские шмотки» - умелая работа костюмеров.

Теремной дворец в каком веке был построен? Ответ на данный вопрос известен, но мнения насчет отношения архитектуры к эпохе Ренессанса или Барокко разделились.

Как попасть?

На сегодняшний день Теремной дворец Московского Кремля закрыт для свободного посещения. Но попасть в него все-таки возможно.

Нужно заранее записаться в группы для посещения. Очереди огромнейшие, потому договариваться необходимо заблаговременно. Но и это только половина дела. После набора группы необходимо получить разрешение от представителя Кремля на посещение дворца. Ну а попав внутрь, просто получайте удовольствие от экскурсии.

Просмотров