Пролив Босфор: описание, особенности, интересные факты и расположение. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое Какой пролив разделяет стамбул

Стамбул и залив Босфор - понятия неразделимые между собой. Длинный изогнутый залив разделяет европейскую часть Стамбула на две части и придает городу особую, неповторимую индивидуальность.

Любому школьнику известно, что Босфор является проливом, соединяющим два континента - Азию и Европу. На берегах пролив Босфор раскинулись громадные округа турецкого города Стамбул. Кроме того, из географии мы помним о том, что пролив Босфор соединяет Черное и Эгейское моря. Стоит ли говорить о важность пролива Босфор как транспортного узла, объединившего множество государств. Длинна пролива превышает тридцать километров, ширина постоянно колеблется от 700 метров до четырех километров. Глубина судоходной зоны (или фарватера) меняется от 30 до 80 метров.

Стамбул немыслим без Босфора, эти географические объекты сегодня неотделимы. Однако любопытных туристов часто интересует история происхождения названия пролива. Поговаривают, что Зевс беспамятно влюбился в Ио, которая приходилась дочерью царя Инаха. Месть супруги громовержца была жестокой. Красивая соперница была превращена в обыкновенную корову, которая сумела найти убежище от дальнейших страшных притязаний жены Зевса только в водах пролива, который и прозвали коровьим бродом.

Что бы оценить великолепие Босфора туристам непременно нужно совершить путешествие по его водам на современном безопасном пароходе. Предлагаются как короткие, так и длительные туры. Об их особенностях, стоимости и длительности можно прочитать в специальной статье .

Мосты через Босфор в Стамбуле

Первая успешная попытка связать берега пролива Босфор была выполнена в 6 веке н.э. для переправы более 70 тыс. персидских воинов по трапам, проложенным поверх надежно

Несколько лет тому начато возведение третьего моста на севере Стамбула (в связи со строительством третьего аэропорта). Уместно вспомнить о завершении проекта "Мармарай", который прошел поперек Босфора, но уже по дну пролива. Теперь требуется менее 20 минут для того, что бы приехать в метро из европейской в азиатскую части Стамбула при помощи Мармарай.

Босфор - транспортная линия в Стамбуле

Босфор является транспортным каналом, пролив имеет статус международного, поскольку его пересекает не только множество городских паромов, но и более ста пятидесяти
различных судов в одни сутки. Среди них можно встретить не только круизные пароходы, но их танкеры, которые транспортируют нефть или газ, а также различные грузы. Нередко воды Босфора в Стамбуле являются маршрутами передвижения подводных лодок и самых различных надводных военных кораблей, включая тяжелые крейсера или авианосцы.

Босфор в Стамбуле грозит морякам многими опасностями - высокой скоростью течения, сильными туманами, крутыми поворотами, опасными бурями. Поэтому крупные корабли по проливу Босфор в Стамбуле сопровождают не только буксирные корабли, но и обязательно лоцман из гильдии турецких лоцманов.


Босфор - пролив между Черным морем и Мраморным (дальше через Дарданеллы можно попасть в Эгейское море, которое является частью Средиземного.


Босфор это не просто пролив. Босфор делит на 2 части крупнейший турецкий город Стамбул (ранее Константинополь, на который ходили в походы украинские козаки).


Считается также, что Босфор разделяет Европу и Азию (именно поэтому эта статья сразу в 2 разделах). Таким образом Стамбул это единственный город на планете, который находится сразу на 2 континентах:)


Длина пролива Босфор около 30км, максимальная ширина 3700м на севере пролива, минимальная - 700м. Глубина фарватера Босфора составляет от 33 до 80м.


Берега Босфора соединены всего 2 мостами. Босфорский мост построенный в 1973 году и имеющий длину 1074м. Второй Мост султана Мехмеда Фатиха (длина 1090м) построили севернее, в 5км от Босфорского моста только в 1988 году.


Еще один мост длиной 1275м свяжет между собой Трансъевропейскую Магистраль и скоростную дорогу Northern Marmara. Новый мост будет иметь 8 полос движения. В 2013 году должны достроить железнодорожный мост «Marmaray».


Есть мнение, что Босфор появился всего 5000-7500 лет назад. Ранее уровень воды в Черном и Средиземном морях был ниже, существенно ниже и они не были связаны между собой.


Босфор очень важный пролив т.к. обеспечивает доступ судов из украинских, российских и закавказских и восточно-европейских портов в Средиземное море, а оттуда уже в Атлантический и Индийский океаны.


Особенно важную роль Босфор играет в экспорте российской и каспийской нефти.


Хотя по нему проходит и немалое количество сухогрузов следующие из Америки или Азии в порты Черного моря.

– единственный город мира, лежащий в Европе и Азии, которые отделены Босфором.
Босфор – пролив, соединяющий Мраморное и Черное моря. Его длина составляет 32 км.
На самом узком участке Босфора были построены две крепости, разделенные всего лишь 560 метрами.

Так пишет о Босфоре Орхан Памук в своей книге «Стамбул. Город воспоминаний»:
«Босфор - душа Стамбула, в нем город черпает силы. Между тем раньше горожане не очень ценили Босфор - для них он был просто живописным проливом, служащим для прохода судов, а в последние двести лет его побережье стало еще и местом для строительства летних дворцов и особняков.
До поры до времени на берегах Босфора располагались только греческие рыбацкие деревушки; но начиная с XVIII века здесь начали строить ялы для представителей высших кругов Османской империи».

Оба берега Босфора связаны между собой двумя висячими мостами. Первый мост – Босфорский мост длиной 1030 метров, построенный в 1973 г.

Босфор. Стамбул. Турция.

По Босфору существует несколько маршрутов.Один из самых интересных - от пристани Эминёню до Анадолу Кава (Andolu Kavagi).
Путь занимает около 1.5 – 2 часов.

На европейском берегу можно увидеть роскошные сооружения в стиле барокко – это дворец Долмабахче , построенный при султане Абдул-Меджиде в 1856 г. Пышный дворец строился в тяжелые времена для Османской империи, но с инвестициями помогли иностранные кредиторы.


Ататюркский мост. Босфор.

Ататюркский мост был построен в 1970 году, его длина 1560 метров, ширина 33 метра, высота над уровнем моря 64 метра. Мост только транспортный и для пешеходов закрыт.



Мечеть Ортакей (XIX в) в стиле необарокко. Босфор. Стамбул.

У основания моста находится район Ортакей , где ощущается сельская атмосфера. В этом районе находится многочисленные кафе и бары, где кипит ночная жизнь. В воскресенье в Ортакей разворачивается большой рынок.

Второй мост через Босфор – мост Веры Султана Мехмеда имеет длину 1070 метров, он был возведен в 1973 г.


Мост Веры Султана Мехмеда.


Румели Хисар. Босфор.

Румельская крепость была построена в 1452 г. султанов Мехмедом Завоевателем на самом узком месте Босфора напротив крепости Анадолухисар, построенной дедом Мехмеда. Крепость возвели всего за 90 дней. В наши дни в крепости проходят театральные представления.

Анадолухисар была построена в 1395 году.

Когда-то на берегах Босфора находились рыбачьи деревни. Но после того, как османы завоевали Константинополь, на побережье стали вырастать замки и виллы. Во второй половине XVII века в Стамбуле стало престижно иметь летние резиденции (ялы) вдоль Босфора. Ялы (или йалы, по-турецки yali) произошло от греческого «йалос», т.е. морское побережье.
На Босфоре расположено более 600 особняков, из них около 300 исторических.


Босфор. Стамбул. Турция.

Живописная красно-кирпичная вилла - это ялы Садуллах-паши. Часто ее называют домом с привидением. В XIX веке здесь жил Садуллах-паша со своей любимой женой Неджибе. В 1877 году Садуллах-паша был назначен послом в Берлин, а в 1883 году – в Вене, где через несколько лет он покончил жизнь самоубийством. Неджибе, узнав о смерти мужа, не поверила известию и стала ждать его, надев розовое платье. Преданная женщина ждала своего супруга до самой смерти, которая унесла ее в 80-летнем возрасте.

Особняк Миник Серче (на фото – красный маленький дом) принадлежит известной турецкой певице Сезен Аксу. В переводе с турецкого название означает «крошечный воробей» и отражает размер постройки.



Босфор. Стамбул. Турция.


Босфор. Стамбул. Турция.

Когда паром проплывает Канлыджа, разносят йогурты, которыми славится это место. Обязательно попробуйте этот кисло-молочный продукт, щедро посыпанный сверху сахарной пудрой!
Конечная точка путешествия - Андолу Кава - маленький рыбацкий поселок на азиатском берегу, на котором расположена целая куча рыбных ресторанов и ресторанчиков. Все рестораны приобретают рыбу у местных рыбаков, поэтому она очень свежая.


Босфор. Стамбул. Турция.

Также можно прогуляться на вершину холма, на которой расположены руины византийской крепости.


Босфор. Стамбул. Турция.

Руины не столько интересны, но вид, открывающийся отсюда великолепен!

Пролив Босфор на карте мира.

Пролив Босфор («Стамбульский пролив») - пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Черное море с Мраморным морем. На обеих сторонах пролива стоит турецкий город Стамбул. Пролив обеспечивает доступ к Средиземному морю и морям большей части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы.

Стамбул… Древняя столица трех могучих империй — Римской, Византийской и Османской. Город, который разделяет и одновременно, объединяет западную и восточную цивилизацию и уникальным образом передающий изысканный восточный колорит и культуру современной Европы.

Стамбул, мегаполис с 15 миллионами жителей возник в 7 веке до нашей эры. И даже в то далекое время, когда он именовался еще Византием, город был крупным портом и центром морской торговли. Этому способствовало его стратегически удачное расположение.


Великолепный город Стамбул располагается на границе двух материков, поэтому сердцем города по праву можно назвать Босфор. Удивительной красоты пролив Босфор зачаровывает своими водами и контрастно убранными берегами. По соседству с рыбацкими поселками и современными небоскребами расположились величественные дворцы, которые как нельзя лучше отображают судьбу города - символа сплетения роскоши и нищеты, древности и современности.

Пролив Босфор простирается в длину на 30 километров, его максимальная ширина - 3700 метров, минимальная - 700 метров, а глубина пролива достигает 80 метров.

Зеркальные воды Босфора, предающие очарование старому городу, нельзя ни с чем сравнить, они всевозможных оттенков зеленого, бирюзового и синего. Все величие и убожество Царьграда отражается в сверкающей глади этого пролива. Летние резиденции и изящные дворцы, которые беспорядочно разбросаны по берегам, мирно соседствуют с ветхими деревушками, населенные рыбаками. Только изредка впечатление, создаваемое древними строениями, разрушается стальным блеском от современных небоскребов.

Карта Пролива Босфор на русском языке



Саша Митрахович 21.10.2015 15:39


Босфор окружен множеством легенд, которые имеют свои версии происхождения названия пролива. Одна из наиболее распространенных гласит о том, что пролив получил свое название благодаря прекрасной Ио, которую Зевс превратил в белую корову. Несчастная девушка прыгнула в воду, которая с тех пор носит название «коровий брод» или Босфор.

Название пролива Босфор произошло от двух греческих слов: «бык» и «проход»- «коровий брод», а сам пролив теснейшим образом связан древнегреческими мифами, один из которых гласит что:

Зевс влюбился в Ио - жрицу Геры, которая была дочерью царя Инаха. Супруга любвеобильного Зевса за это превратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня, от которого Ио тщетно пыталась убежать. Выручило ее то, что она спряталась в водах Босфора, который после этого и получил свое название — «коровий брод».


Саша Митрахович 22.10.2015 21:02


Пролив Босфор на карте мира расположен на территории современной Турции и разделяет Европу и Азию, а Стамбул расположен по обе его стороны.

Пролив Босфор это 30-километровая извилистая трещина, соединяющая Черное море с и далее, через , со Средиземным, имеет глубину от 30 до 80 метров, а максимальная же ширина его не превышает 4 километров.

Пролив Босфор на карте Мира:


Саша Митрахович 22.10.2015 21:11


Берега Босфора соединяют Босфорский мост длиной более 1 000 метров и мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1 090 метров. Также планируется построить третий автодорожный мост протяженностью 1 275 метров.

Если же обратиться к подлинной, а не воображаемой истории, то можно узнать, что первым построившим через пролив мост, был персидский царь Дарий, переправивший через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту, который состоял из плотов, перекинутых с корабля на корабль. Насколько грандиозное мероприятие он совершил в инжинерном плане настолько бездарно провалился сам поход во владения Скифов. Не приняв ни одного сражения Дарий потерял всё своё необразимо огромное войско.

Через Босфор перекинуты два моста. Первый из них, называется Босфорским. С момента его завершения в 1973 году по нему ежедневно с одного континента на другой проезжает почти 200.000 автомобилей. Он - самый известный ориентир Стамбула. Общая длина этого подвесного моста 1560 метров.

Второй мост носит имя султана Мехмеда Завоевателя, его еще называют «Второй босфорский мост». Мост был построен около крепости Румели-Хисары к 535-летию завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом, его длина чуть меньше - 1510 метров, он завершен был в 1988 году. В то время когда его начали возводить, многие говорили, что мост может испортить силуэт города и всю прелесть Босфора. Но, не смотря на это, мост, сооруженный в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, смог гармонично вписаться в извилины окружающих холмов.

Третий мост через Босфор (Мост Султана Селима Грозного), строительство которого началось в 2013 году, будет пересекать Босфор в его северной части, у выхода в Чёрное море. Мост будет совмещать на одном уровне две железнодорожные ветки и восемь автомобильных полосы. Строительство моста планируется завершить к концу 2015 года.

Чудовищно огромные, днем они выглядят изящными тонкими нитями, протянутыми от одного берега к другому, а по ночам сияют под звездным небом огнями всех цветов радуги.

Нынешние жители Турции гордятся своими мостоми через пролив.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:13


Тоннель Мармарай под Босфорским проливом . Осенью 2013 года по дну Босфора открыли железнодорожный тоннель, который соединил два континента. Только четыре минут на нем - и пролив преодолен. А от конечной до конечной станции по ветке Мармарай ехать 18 минут, потом можно пересаживаться на метро.

Построен туннель для уменьшения нагрузок на существующие мосты через Босфор и для уменьшения загазованности атмосферы. При строительстве инженеры особенно заботились о безопасности пассажиров, предприняты все возможные меры, чтобы тоннелю Мармарай не повредили подземные толчки в этом сейсмоопасном районе.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:15


Красивые панорамы не вызывают пресыщения. На берегах пролива смесь прошлого и настоящего, роскоши и бедности: мраморные дворцы примыкают к развалинам каменных крепостей, современные отели стоят рядом с деревянными яли.

Еще с конца 17-го века во времена Османской империи паши, визири и просто богатые семьи возводили вдоль береговой, там, где ранее была только рассыпь рыбацких деревень, дома, особняки и дворцы. Тогда и возник архитектурное детище Босфора - приморский особняк - яли. В переводе с турецкого это означает «дом у воды».

Обычно он представлял собой деревянный дом в несколько этажей, стоящий у самой кромки воды. Эта традиция дожила и до наших дней. Множество дошедших до нашего времени старинных яли после реставрации стали ресторанами, дорогими бутик-отелями и домами городской элиты.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:19


В проливе немало удобных бухт. Самой красивой из которых является . Эта бухта своими формами напоминала рог, поэтому в древности ее так и назвали - “Рогатый Залив”. Берега этого залива на такие извилистые как берега Босфора, поэтому бухта образует удобную стоянку для больших и маленьких судов. В устье этой гавани нет никаких рек, поэтому воды всегда отличались чистотой и прозрачностью.

Кроме того, Золотой Рог надежно прикрыта от ветров. Зима здесь начинается не раньше декабря месяца, а снег на Босфоре бывает большой редкостью. Осень довольно продолжительна, и является лучшим временем для посещения пролива.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:20


Самая распространенная теория («Теория черноморского потопа») гласит о том, что пролив Босфор был сформирован примерно в 5600 г. до н.э. в результате таяния крупных масс льда и снега в конце последнего ледникового периода, вследствие резкого повышения уровня воды на 140 метров.

Уровень Черного и Средиземного моря тогда был ниже уровня Мирового океана на 120 м и сообщения между морями не было.

Всего за считанные дни мощный поток пробил дорогу из Средиземного моря в Черное, представляющее в то время пресноводное озеро.

На это указывает, в частности, рельеф дна, а также изменение водных растений и осадочных пород с пресноводных на соленые примерно в указанное выше время. На подводных склонах побережья Черного моря Турции в ходе недавних археологических исследований были обнаружены затопленные города.

Скорее всего, именно образование Босфора стало поводом для возникновения мифа о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге. Кстати говоря, относительно неподалеку, в Восточной Анатолии, находится гора Арарат.

Другой причиной появления пролива могло стать землетрясение.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:23


Чтобы полностью ощутить, что такое пролив Босфор, нужно совершить увлекательную прогулку по проливу на борту любого туристического судна в квартале Каракой. Прогулка по проливу Босфор - удовольствие неописуемое. Вашему взору предстанет весь Стамбул с присущим ему величием и пафосом. Оказавшись вечером на борту прогулочного судна, можно постараться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» - древнегреческого названия Константинополя.

G Я O L

Параметры

Длина пролива - около 30 км. Максимальная ширина пролива - 3700 м (на севере), минимальная - 700 метров . Глубина фарватера - от 33 до 80 м .

Возникновение

Название

По одной из наиболее распространённых легенд, пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя - прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры . Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором .

Значение

Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России , Украины , странам Закавказья и юго-восточной Европы . Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона .

Пролив Босфор занимает особое место среди известных наиболее труднопроходимых проливов в мире из-за интенсивного движения транзитных судов, паромной переправы, мелких судов, течения до 6 узлов и резких изменений погоды в осенне-зимний период. Многие судоходные компании рекомендуют капитанам использовать лоцманов для транзитного прохода пролива Босфор. Транзитная скорость в проливе должна быть не более 10 узлов. За проход проливами взимается маячный сбор в сумме около одной тысячи долларов в зависимости от класса судна .

Решение проблемы проходимости и загруженности пролива предполагается в виде строительства судоходного канала к западу от Стамбула длиной от 50 до 100 км .

Коммуникации

Берега пролива соединяют три моста и два тоннеля (с севера на юг):

История

Как часть единственного прохода между Чёрным морем и Средиземным морем Босфор имеет большое значение в торговле и военном деле. Контроль над ним был целью ряда конфликтов, в частности Русско-турецкой войны (1877-1878 годы), а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы 1915 года при Галлиполи в ходе Первой мировой войны.

Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)

Греческий город-государство Афины в V веке до н. э., зависящий от импорта зерна из Скифии , поддерживал союзные отношения с городами, контролировавшими проливы, такими как Византий .

В период своего расцвета между XVI и XVIII веками, Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей акваторией Чёрного моря, которую они считали «османским озером» .

Впоследствии несколько международных договоров регулировали проход судов в этих водах. По договору Гюнкара Искелеси от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав. По условиям Лондонской конвенции о проливах , заключенной 13 июля 1841 года между Россией , Соединенным Королевством , Францией , Австрией и Пруссией , «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия турецких проливов для любых военных кораблей, за исключением кораблей союзников Султана во время войны .

Турецкая Республиканская эра (1923-настоящее время)

В начале XXI века турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть экспортируется танкерами в первую очередь в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала 50-километровый канал через Силиври в качестве второго водного пути .

См. также

  • Керченский пролив (в Древней Греции носил название Боспор Киммерийский)

Примечания

  1. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  2. Кравчук П. А. Рекорды природы. - Л. : Эрудит, 1993. - 216 с. - 60 000 экз. - ISBN 5-7707-2044-1 . , с. 22
  3. Босфор // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  4. Гриневецкий С. Р., Зонн И. С., Жильцов С. С. Черноморская энциклопедия. М.: Международные отношения, 2006. С. 94.
  5. Пролив Босфор (неопр.) . MIDSHIPS.RU. - Морской Каталог-Справочник. Дата обращения 26 февраля 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
  6. «Коровий брод» - история образования Босфора (неопр.) . geosfera.info . Дата обращения 11 декабря 2018.
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Просмотров