Река с руинами древнего иерихона на берегу. Иерихон: самый древний город земли

Сегодня существуют как бы три Иерихона: Древний, на расстоянии 2 км от него - Новозаветный, и, наконец, деревня Иерихон на юго-востоке от старого города. Однако все эти три Иерихона представляют собой либо развалины, открытые археологами, либо бедное поселение людей, и не подозревающих о некогда трагической истории этого места.

Во время раскопок Иерихона (1930-1936) Гарстанг сделал такое поразительное открытие, что счёл нужным засвидетельствовать его специальным документом, подписанным им самим и ещё двумя членами экспедиции.

Он пишет об этом открытии следующее: "Что же до главного факта, то в нём, таким образом, не остаётся никаких сомнений: стены города упали в направлении наружу, причём полностью, так что нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город".

Почему этот факт столь необычен? Дело в том, что стены городов не падают наружу, они падают вовнутрь. И тем не менее, в книге Иисуса Навина мы читаем: "...и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошёл в город, каждый с своей стороны и взяли город" (Иис. Нав. 6:19). Эти стены упали именно наружу

Иерихон - на иврите город называется Йерихо, на арабском Эриха.

Иерихон, один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминается в Библии.

Иерихон - самый древний из раскопанных городов в мире, он насчитывает около 10 тыс. лет почти непрерывного заселения.

Кроме того, это самый низкий в мире город, который находится более чем на 350 м ниже уровня моря в оазисе который считается самым большим на всем Ближнем Востоке и расположен в нескольких километрах севернее северной оконечности Мертвого моря.

Иерихон - город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон.

Население 20 416 палестинцев (2006 г.).

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. По одной из версий, город был разрушен древними евреями, вторгшимися в Ханаан около 1550 г. до н. э.

О нем упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птолемей, Плиний и др.

Именуется также как «город пальм».

При Константине Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе.

В 1948 г. в ходе Арабо-израильской войны 1947–49 гг. Иерихон был занят Трансиорданией, а в 1967 г. после Шестидневной войны, был занят израильскими войсками.

Вид современного Иерихона

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э

С городом Иерихоном Новый Завет связывает рассказ об одном из замечательных деяний Иисуса Христа - исцелении «иерихонского слепца»: слепец воззвал к проходящему мимо Христу об исцелении, и тот совершил чудо - слепец прозрел.


На планете есть только один ныне существующий город, который может соперничать с долголетием Иерихона, это Дамаск.

В начале прошлого века 3 экспедиции копали Тель Иерихон в надежде найти библейский город. Только с третей попытки археологам удалось докопаться до городских стен и башни времён древнего Ханаана.

Предполагается, что окрестности Иерихона до сих пор скрывают под толщей земли исторические ценности сопоставимые с долиной царей в Египте.

Пожалуй, главная достопримечательность Иерихона - это курган древнего города, Тель Йерихо. Арабы называют его Тель эс-Султан, а источник, находящийся рядом с ним - Эн-Султан, тот самый, в котором пророк Елисей - Элиша - опреснил воду. Именно на этом месте стояли стены, павшие от звука труб израильтян. Раскопки, проводившиеся здесь многократно, еще со времен английских исследователей прошлого века, обнаружили много интересного.

Территория города того периода составляет примерно 40 акров и это большое поселение для того времени.

В Иерихоне найдена также древняя синагога примерно 8 в. н. э. с мозаичным полом, который обнаружили случайно, при реконструкции старого дома.

Первые раскопки древнего Иерихона начались в 1907-1908 годах

Библейская археология Иерихона

Первые раскопки древнего Иерихона начались в 1907-1908 годах К. Ватцингером, но наиболее значимые результаты были получены во время раскопок Дж. Гарстэнга, проводившихся в 1930-1936 гг. В ходе этих раскопок были найдены неопровержимые доказательства, подтверждающие сообщения книги Иисуса Навина. Перед археологами встал из небытия древний город, развалины которого весьма ярко рассказали о своей истории. Иерихон представлял собой довольно типичную ханаанскую крепость, правда, больших размеров. Укрепления города состояли из двух рядов стен, наружный - в 2 метра толщиной и внутренний - в 4 метра.

Высота стен была около 10 метров , и между ними имелся проход в 5 метров шириной; этот проход соединялся жилыми домами, одним из которых и был дом Раав. Археологов поразило то, что стены города рухнули наружу, что было поистине поразительно, вопреки всяческому здравому смыслу, но это было именно так. Стена города обрушилась до основания, открыв нападавшим путь в город. При дальнейших раскопках были обнаружены следы страшных пожаров, истребивших город.

Огромные горы золы и угля открылись глазам археологов . С давних времен было принято собирать все ценное и съестное из покоренного города, тем более, если он подвергался затем уничтожению. Но вместо этого археологи обнаружили целые амбары и кладовые, заполненные пшеницей, финиками, чечевицей и многими другими припасами, вещами и предметами, датировка которых показала, что город был разрушен около 1400 года до Р. Х. Недавние исследования доктора Б. Byда полностью подтвердили эту дату. Также было доказано, что штурм города происходил весной, о чем свидетельствовали наполненные зерном кувшины.

Выводы:

1. Действительно, Иерихон пал около 1400 года до Р. Хр., что полностью совпадает с библейской хронологией.

2. Стены города рухнули наружу.

3. Город не был ограблен, ибо согласно книге Иисуса Навина 6:20 все в нем было предано заклятию.

4. Город был уничтожен пожаром (И. Навин 6:23).

5. Были обнаружены дома в стене, как дом Раав (И. Навин 2:15).

6. Город был взят весной (И. Навин 2:6, 3:15, 5:10).

Чем известен этот город? В русский язык вошло словосочетание «трубы Иерихонские». Оно означает громкий клич, предзнаменующий катастрофу. Еще мы знаем, что Иерихон - древнейший город в Палестине, да и, вероятно, на всей планете. Археологи открыли, что на этом месте люди беспрерывно жили десять тысяч лет! Интересен Иерихон и в плане географического расположения: он находится на 250 м ниже уровня моря. Это самый глубинный город на Земле. И, конечно же, стоит нам раскрыть Библию, как мы вскоре натыкаемся на упоминание об Иерихоне.

В о нем говорится в книгах: Второзаконие, Судей, 2 Паралипоменон, Иисуса Навина. Но и в Евангелии библейский город в Палестине также не обойден вниманием. Приближаясь к нему, Господь наш исцелил слепого от рождения. Войдя в городские стены по пути в Иерусалим, Иисус Христос встретил Закхея, который был мал ростом, и потому забрался на смоковницу, чтобы видеть Мессию из-за окружавшего народа. Кстати, это дерево до сих пор живо, и его показывают желающим.

"Все это легенды", - скажет человек, не верящий Библии. Что говорят о «Городе Пальм» (по одной из версий, отсюда пошло название города Йёрихо) факты, то есть материальные доказательства? Ведь в конце XIX века, когда в библейский город прибыла первая археологическая экспедиция британцев, он представлял собою тихую провинциальную деревеньку. Английские ученые в 1868 году накопали довольно мало. Через 40 лет в деревню приехала другая экспедиция, на этот раз состоящая из немцев. которой руководил археолог Э. Зеллин, сразу же стала копать глубоко. В результате в 1908 году ученые открыли древнюю городскую стену.

На сегодняшний день стараниями археологов библейский город в Палестине явил 23 пласта ушедших цивилизаций. Первое поселение к западу от базарной площади современного Иерихона относится к 8-му тыс. до н. э. Но важно не это: поселение было не стойбищем диких кочевников, а именно городом. Об этом свидетельствует мощная восьмиметровая башня, датируемая эпохой докерамического неолита. Поселение (7300 до н. э.) поразило ученых масштабностью городских укреплений. Почти не верится, что такие мощные стены могли воздвигнуть люди, не знающие железа.

Немало в Иерихоне артефактов более поздних эпох: некрополь периода халколита, руины зимней резиденции царя Ирода, дворец периода арабской культуры 7-го века. Но что же позволяет нам говорить, что Иерихон - именно библейский город в Палестине? Во-первых, это источник у холма Тель-ас-Султан, называемый ключом Елисея. В Четвертой Книге Царств (2:19-22) мы читаем, что всем хорош был город, только вот вода в нем была нехороша. бросил туда соль, отчего источник стал пригодным для питья. А недалеко от города возвышается гора, на которой Иисус Христос постился в течение 40 дней и был искушаем Дьяволом.

Но что значит «трубы Иерихонские»? Книга Иисуса Навина рассказывает, что древние евреи решили захватить это весьма удачное место в оазисе, поскольку им обещал оказать поддержку Яхве. Армия окружила библейский город в Палестине и стала громко трубить и издавать боевые кличи. В результате мощные фортификационные укрепления рухнули, а израильтяне перебили всех жителей за исключением одного дома колаборционистки и блудницы Раав. Имеет ли эта мистическая история хоть какое-то материальное подтверждение? Действительно, крепостная стена огромного города (17 гектаров, что неслыханно для античности) рухнула сразу в нескольких местах. Но причиной этому явился не трубный глас, а землетрясение.

Иерихон - город на территории современной Палестины, являющийся на данный момент древнейшим из известных непрерывно населенных городов мира. Его история прослеживается не только по предметам, обнаруженным во время археологических раскопок, но и по страницам Ветхого Завета. Иерихон упоминается как «город пальм»: здесь их росло огромное количество, и легенды повествуют об Иерихоне как месте, «где домов не было видно под зеленым пальмовым покровом».
Правда, именно то, что Иерихон упоминается в ветхозаветном тексте, предопределило историю его изучения. Долгое время никто не интересовался реальной географией мест, описываемых в древнейшей части христианской Библии, - факт их существования принимался на веру, но священными они не считались. Библейские места привлекли внимание археологов лишь в середине XIX в.
По результатам археологических раскопок 1930-х и 1950-х гг. специалисты выяснили, что Иерихон был основан в девятом тысячелетии до н. э. Изначально это был торговый пункт на пересечении древних караванных маршрутов.
Месторасположение Иерихона было крайне выгодным со всех точек зрения. Он был обустроен в стороне от Средиземного моря, где хозяйничали пираты,
но при этом на судоходной реке Иордан и рядом с Мертвым морем, через которое также проходили торговые пути.
Период расцвета Иерихона пришелся на второе тысячелетие до н. э.: в это время город был обнесен мощной двойной крепостной стеной, в нем процветали ремесла, традиции которых, в частности, привнесли переселенцы - носители культуры изготовления лепных керамических изделий.
К концу второго тысячелетия Иерихон, основное население которого составляли ханаанеи, был разрушен еврейскими племенами. Этот эпизод в истории города описан в Библии в рассказе о захвате Иерихона еврейским народом, освобожденным из египетского плена, во главе с Иисусом Навином. Стены города выдержали бы любую осаду, но евреи владели особым оружием: они изо всех сил дули в трубы на протяжении семи дней, и, как сказано в Библии «…верою пали стены Иерихонские…».
В IX в. до н. э. Иерихон был отстроен заново, предположительно носителями гиксоской культуры. Правда, городу в 587 г. до н. э. предстояло перенести поражение от вавилонян. Окрепший и разросшийся город вновь сильно пострадал в ходе I Иудейской войны (66-70 гг. н. э.).
Уже в I в. н. э. при Римской империи Иерихон был построен заново, к юго-западу от Старого города. Римляне при строительстве использовали регулярный эллинистическо-римский план, с прямыми улицами и площадями, а старый город с его развалинами превратили в некрополь. В дальнейшем византийцы вновь перенесли Иерихон, на этот раз на то место, где он расположен в настоящее время.
В 1099 г. Иерихон был захвачен крестоносцами. В 1187 г. султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин (или Саладин) захватил город, после чего начался период запустения Иерихона, продлившийся вплоть до XIX в., когда на месте руин появилось новое поселение. В дальнейшем население города зачастую пополняли беженцы, покинувшие родные места из-за войн.
С 1993 г. Иерихон был выделен в состав Палестинской автономии согласно условиям Норвежских соглашений по урегулированию израильско-палестинского конфликта.
В 1993 г. была создана Палестинская национальная администрация, и город Иерихон вошел в ее состав, но попасть в него могут далеко не все.
В настоящее время специалисты по-прежнему изучают историю древнего Иерихона, и у них остается еще много работы. По данным археологов, в пределах города кроме остатков поселения с фундаментами круглых сырцовых и прямоугольных жилых домов с центральным внутренним двором сохранилось напластование из 17 культурных слоев общей толщиной около 15 метров. К сожалению, более поздние культурные слои, относящиеся к 2000-500 гг. до н. э., были утеряны в результате эрозийных процессов.
Специалистам тем не менее удалось многое узнать о культуре древних жителей Иерихона. В частности, ученым посчастливилось открыть слой, относящийся к периоду расцвета Иерихона, а также ко времени нападения на город Иисуса Навина.
Среди самых необычных находок археологов - древние захоронения. Выяснилось, что натуфийцы - представители культуры эпохи мезолита (12500-9500 лет до н. э.), некогда населявшие Иерихон, - хоронили покойных родственников без голов, заменяя их глиняными масками с вставленными в глазницы ракушками, черепа отделяли и погребали отдельно, также декориров глиной и ракушками. Предполагается, что этот ритуал был связан с культом Луны, на который по одной из версий и указывает название самого города: слова «йареах» обозначает «луна».
К сожалению, природа в окрестностях города сильно оскудела: вместо пальмовых рощ и иерихонских роз, бальзамических деревьев теперь здесь растут преимущественно колючие кустарники и искусственно высаженные оливковые деревья.
Иерихон играет особую роль в христианском мире. Здесь сохранилось несколько памятников библейских времен. В древнем городе по-прежнему бьют воды источника пророка Елисея, которые святой сделал пригодными для питья. Сорокадневная гора, или гора Искушения, возвышающаяся над Иерихоном, напоминает о сорока днях искушения дьяволом постившегося Иисуса Христа, о которых повествует Священное Писание. В наши дни специально для удобства паломников к вершине горы подведена линия фуникулера.
В центре Иерихона растет дерево Закхея. Согласно Новому завету, на него забрался мытарь Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа. Участок земли, над которым раскинулись ветви древнего сикомора, в конце XIX в. был передан в дар Императорскому православному палестинскому обществу, а в настоящее время официально принадлежит российскому правительству.
Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного Иерихона - города, чей официальный и окончательный статус до сих пор не определен международными общепризнанными законами. Население его составляет около трех тысяч человек, большинство живут за счет международных программ гуманитарной помощи. Дополнительный источник дохода - обслуживание туристов и паломников-христиан, которые посещают библейские места, несмотря на сопряженный с этим риск из-за напряженности ситуации в регионе.

Общая информация

Местонахождение : Палестина (Западный берег реки Иордан), у северной оконечности Мертвого моря.

Официальный статус : административный центр провинции Иерихон, Палестинская национальная администрация (статус окончательно не определен).

Язык : арабский.

Этнический состав : палестинские арабы.

Религия : ислам.

Денежные единицы : израильский шекель, доллар США, евро, иорданский динар, египетский фунт.

Крупная река : Иордан.

Крупное озеро : .

Цифры

Площадь развалин Иерихона : 0,25 км 2 .
Население в районе развалин : ок. 3000 чел.

Площадь современного Иерихона : 58,7 км 2 .

Население : 20 416 чел. (2006 г.).
Плотность населения : 347,8 чел/км 2 .

Средняя высота относительно уровня моря : -258 м.

Удаленность : в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мертвого моря, в 30 км к северо-востоку от Иерусалима.

Климат и погода

Субтропический.

Средняя температура января : +15°С.

Средняя температура июля : +31°С.
Среднегодовое количество осадков : 160 мм.

Относительная влажность воздуха : 60%.

Экономика

Сельское хозяйство : растениеводство, животноводство.
Сфера услуг : туристические (обслуживание паломников), транспортные, торговые.

Достопримечательности

■ Исторические : крепостная башня (8400-7300 гг. до н.э.), захоронения периода натуфийской культуры, городские стены бронзового века, руины зимних дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями и бассейнами, руины византийского города и дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX вв.).

■ Культовые : синагога Израиля (I в. до н. э.), синагога византийского периода, источник пророка Елисея, Сорокадневная гора (она же - гора Искушения и гора Каранталь), православный монастырь Искушения (IV в.).

Любопытные факты

■ Иерихон был первым из ханаанских городов, завоеванных израильтянами, поскольку был стратегически важным пунктом, стоявшим на входе в Палестину.

■ Иерихонская роза - однолетнее травянистое растение семейства капустных, более известное как перекати-поле: в самом начале сухого сезона растение засыхает, верхняя часть отделяется от почвы и перемещается ветром, что способствует распространению семян. Сами же семена остаются жизнеспособными в течение многих лет и способны прорасти в земле почти на глазах, в течение нескольких часов.

■ Всего древний Иерихон упоминается в Библии более семидесяти раз.

■ В настоящее время единственным насельником монастыря Искушения, кельи которого вырублены прямо в скале, остался греческий монах.

■ В 2011 г. в Иерихоне был открыт российский музейно-парковый комплекс в знак развития «духовно-культурных связей между Россией и ПНА».

Самый древний город на планете - Иерихон.

Иерихо́н (ивр. יְרִיחוֹ ‎ , Иерихо́; греч. Ίεριχώ; араб. أريحا ‎‎‎‎ , Ариха) - город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон, население 20 416 палестинцев (2006). Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима. Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм» (ивр. ‎ Ир ха-Тмарим) (Втор.34:3, Суд.3:13, 2Пар.28:15). Название города по одной версии происходит от слова «луна» - «яреах» на иврите, по другой - от слова «запах», «благоухание» - «реах». Вторая гипотеза, возможно, связана с тем, что в древние времена в иерихонском оазисе выращивались пряности и благовония - единственное место в Израиле, где благодаря уникальному климату и наличию воды эти культуры могут произрастать. Самое древнее археологическое свидетельство - остатки башни времен неолита, около 8 тыс. лет до н. э. Самое древнее письменное упоминание - книга Иисуса Навина.

Первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э. Здесь открыты мощная башня (8 метров) эпохи докерамического неолита A (8400-7300 гг. до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что, по преданию, пали от громких труб израильских воинов (знаменитые «иерихонские трубы»).

Руины древнего Иерихона

Источника Айн-эс-Султан («Источник Султана»)

Согласно легенде: сразу после сорокалетнего блуждания евреев по пустыне и смерти Моисея еврейское войско пересекает Иордан примерно в районе современного моста Алленби и становится лагерем в Галгале как раз в канун праздника Пейсах. Иерихон становится первым городом, захваченным израильтянами при помощи хитрого военного трюка: еврейское войско обходит город 7 раз, так что осажденным оно кажется в семь раз большим, затем 7 раз трубит в 7 юбилейных труб - «и стены города пали» (Навин 6). Отсюда пошло знаменитое высказывание о «трубах Иерихонских». Иерихон был полностью разрушен, его жители уничтожены до единого человека, за исключением блудницы Раав, которая укрыла в свое время еврейских разведчиков, за что была пощажена.

Надо сказать, что археологи не нашли никаких свидетельств той эпохи, поскольку слой, который должен соответствовать по времени еврейскому захвату Земли Обетованной, как и все последующие по времени слои, смыты зимними половодьями вади Кельт, сюда выходящего. Разумеется, это не является доказательством, того, что события, описанные в книге Иисуса Навина, не происходили в действительности.

Пожалуй, главная достопримечательность Иерихона - это курган древнего города, Тель Йерихо. Арабы называют его Тель эс-Султан, а источник, находящийся рядом с ним - Эн-Султан, тот самый, в котором пророк Елисей - Элиша - опреснил воду. Именно на этом месте стояли стены, павшие от звука труб израильтян. Раскопки, проводившиеся здесь многократно, еще со времен английских исследователей прошлого века, обнаружили много интересного. Сначала Уоррен, а затем Кэтлин Кэньон раскопали весь тель, обнажив руины города вплоть до неолитической башни - 8 тысячелетие до н. э., когда нигде в мире городов не было вообще. Найдены также сложенные из красных кирпичей городские стены, которые относятся примерно к 3 тысячелетию до н. э. - начало ранней бронзы, когда опять-таки в мире городов практически не было. Территория города того периода составляет примерно 40 акров и это большое поселение для того времени. Город был окружен валом - насыпью, также сохранившейся под слоем земли, которая окружает территорию, в два раза большую, чем территория города, что означает, что, возможно, были дома и вне крепостных стен. Насыпь имела не только военное назначение, но и защищала город от наводнений.

В 1953 году археологам во главе с Кэтлин Кэньон удалось сделать выдающееся открытие, которое совершенно изменило наши представления о ранней истории человечества. Исследователи пробились сквозь 40 (!) культурных слоев и обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками, относящимися к тому времени, когда, казалось бы, на Земле должны были жить только кочующие племена, добывающие себе пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Результаты раскопок показали, что приблизительно 10 тыс. лет назад в восточном Средиземноморье был совершен качественный скачок, связанный с переходом к искусственному выращиванию злаков. Это привело к резким изменениям в культуре и образе жизни.

Открытие раннеземледельческого Иерихона стало сенсацией археологии 1950-х годов. Систематическими раскопками здесь был обнаружен целый ряд последовательных наслоений, объединяемых в два комплекса- докерамический неолит А (VIII тыс. до н.э.) и докерамический неолит Б (VII тыс. до н.э.).

Поселение докерамического неолита А занимало площадь около 4 га и было окружено сложенной из камня мощной оборонительной стеной. К ней примыкала массивная круглая каменная башня. Первоначально исследователи предположили, что это башня крепостной стены. Но очевидно, она являлась сооружением особого назначения, соединявшим в себе многие функции, в том числе и функцию сторожевого поста для контроля за окрестностями.

Под защитой каменной стены располагались круглые, похожие на палатки дома на каменных фундаментах со стенами из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая (этот тип кирпича называется «свиная спина»). Чтобы точнее определить возраст этих сооружений, были применены новейшие научные методы, например радиоуглеродный (радиокарбонный) метод.

Физики-атомщики при исследовании изотопов установили, что можно определить возраст предметов по соотношению радиоактивного и стабильного изотопов углерода. Путем зондирования было установлено, что самые древние стены этого города относятся к VIII тысячелетию, то есть их возраст - примерно 10 тыс. лет. Еще более древний возраст имело обнаруженное в результате раскопок святилище - 9551 год до н.э.

Несомненно, что Иерихон А с его оседлым населением и развитым строительным делом представлял собой одно из первых раннеземледельческих поселений на Земле. На основании проводившихся здесь многолетних исследований историки получили абсолютно новую картину развития и технических возможностей, которыми располагало человечество 10 тыс. лет назад.

Превращение Иерихона из маленького первобытного поселения с жалкими хижинами и шалашами в настоящий город площадью не менее 3 га и населением более 2000 человек связано с переходом местного населения от простого собирательства съедобных злаков к земледелию - выращиванию пшеницы и ячменя. При этом исследователи установили, что этот революционный шаг был сделан не в результате какого-то привнесения извне, а стал итогом развития обитавших здесь племен: археологические раскопки Иерихона показали, что в период между культурой первоначального поселения и культурой нового города, который был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий до н.э., жизнь здесь не прерывалась.

Вначале городок не был укреплен, однако с появлением сильных соседей оказались необходимы крепостные стены для защиты от нападений. Появление укреплений говорит не только о противоборстве различных племен, но и о накоплении жителями Иерихона определенных материальных ценностей, привлекавших алчные взоры соседей. Что же это были за ценности? Археологи ответили и на этот вопрос. Вероятно, главным источником доходов горожан служила меновая торговля: удачно расположенный город контролировал главные ресурсы Мертвого моря - соль, битум и серу. В Иерихоне найдены обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза с Синайского полуострова, раковины каури с Красного моря - все эти товары высоко ценились в период неолита.

О том, что Иерихон являлся мощным городским центром, свидетельствуют его оборонительные укрепления. Без применения кайл и мотыг в скале был вырублен ров шириной 8, 5 м и глубиной 2, 1 м. За рвом поднималась каменная стена толщиной 1, 64 м, сохранившаяся на высоте 3, 94 м. Ее первоначальная высота, вероятно, достигала 5 м, а выше шла кладка из сырцового кирпича.

При раскопках была обнаружена большая круглая каменная башня диаметром 7 м, сохранившаяся на высоту 8, 15 м, с внутренней лестницей, тщательно сложенной из цельных каменных плит шириной в метр. В башне были устроены хранилище для зерна и обмазанные глиной цистерны для сбора дождевой воды.

Каменная башня Иерихона, вероятно, была построена в начале VIII тысячелетия до н.э. и просуществовала очень долгое время. Когда она перестала использоваться по назначению, в ее внутреннем проходе стали устраивать склепы для погребений, а прежние хранилища использовать как жилища. Эти помещения часто перестраивались Одно из них, погибшее при пожаре, датируется 6935 годом до н.э.

Анализ черепов и костных останков, найденных в Иерихоне, показал, что 10 тыс. лет назад здесь обитали низкорослые - чуть выше 150 см - люди с удлиненными черепами (долихоцефалы), принадлежавшие к так называемой евро-африканской расе. Они строили овальные в плане жилища из комков глины, полы в которых были углублены ниже уровня земли. В дом входили через дверной проем с деревянными косяками. Вниз вели несколько ступенек. Большинство домов состояло из единственной круглой или овальной комнаты диаметром 4-5 м, перекрытой сводом из переплетенных прутьев. Потолок, стены и пол обмазывали глиной. Полы в домах тщательно выравнивали, иногда красили их и полировали.

Жители древнего Иерихона пользовались каменными и костяными орудиями, не знали керамики и употребляли в пищу пшеницу и ячмень, зерна которых растирали на каменных зернотерках каменными пестами. От гpyбой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах, у этих людей полностью изнашивались зубы.

Не умея лепить глиняную посуду, древнейшие жители Иерихона вместе с тем лепили из глины фигурки животных и другие изображения. В жилых постройках и гробницах Иерихона найдено множество глиняных фигурок животных, а также лепных изображений фаллоса. Культ мужского начала был широко распространен в древней Палестине, его изображения встречаются и в других местах.

В одном из слоев Иерихона археологи обнаружили своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Наверное, это было святилище - примитивный предшественник будущего храма. Внутри этого помещения и в непосредственной близости от него археологи не встретили никаких предметов домашнего обихода, зато обнаружили многочисленные глиняные фигурки животных - лошадей, коров, овец, коз, свиней и модели мужских половых органов.

Таким образом, учитывая вышеприведенное свидетельство (и с учетом других, обнаруженных на территории совр. Турции, археологических памятников) против всё еще ныне действующей (исторической) парадигмы ортодоксальных историков о том, что развитие (эволюция) Человеческой цивилизации в период 9500 год до н. э. - 3000 год до н. э. происходила сугубо последовательно (т.е. поступательно, путем количественного накопления знаний и навыков первых земледельческих (животноводческих) культур и автоматического самозарождения градостроительства и технологического укладов) - от Неолита к первым древнейшим цивилизациям Шумера и Египта, а также однозначно подтвержденные геологами и геофизиками факты фиксирования в истории Земли Всемирного потопа (максимум подъема океана в Европе около 9600 год до н. э.) и конца "Ледниковой эпохи (последнее оледенение, которое началось около 110 тыс. лет назад и окончилась около 9700-9600 г. до н. э. как раз Всемирным Потом ), представляется логичным и целесообразным высказать нижеследующую гипотезу (гипотезы):

1. Достаточна высока вероятность того, что за период своего существования на Земле (от 4, 4 млн. лет до 195 000 лет) Человечество имело неоднократный (т.е. не только в 4000-3500 гг. до н. э.) опыт самозарождения высокоразвитых (на уровне античных) цивилизаций. Отголосками существования таких працивилизаций являются многочисленные доисторические (датируемые ранее IX тысячелетия) артефакты и мегалитические постройки, уже в достаточном количестве обнаруженные современной археологией. При этом, важно отметить, что остатки городов и инфраструктуры данных працивилизаций пока плохо изучены современной археологией, так как они либо были смыты водами Всемирного Потопа (как это случилось с многими «культурными Иерихона», о которых мы упоминали выше) либо до сих пор покоятся в труднодоступных местах морского (океанического) дна (подобных археологических находок также более, чем достаточно). Между тем, также необходимо отметить, что, на наш взгляд, очень маловероятно, чтобы упомянутые выше працивилизации смогли бы достигнуть за период своего существования технократического уровня, сопоставимого с современным (на начало 21 века, или даже на конец 19-го века) технологическим укладом.

2. Описанная в классических исторических источниках Неолити́ческая револю́ция (периода 9500 год до н. э.- 5500 гг. до н. э. ) не имела прямого отношения к возникновению цивилизаций Шумера и Египта и, соответственно, к возникновению нашей собственной цивилизации. Неолити́ческая же револю́ция, в результате которой возникли (точнее, были привнесены извне единичными пришельцами-цивилизаторами) цивилизации Шумера и Египта произошла значительно раньше (по нашему предположению - не позднее 15000 - 12000 гг. до н.э. ) и, скорее всего, в результате данной революции сначала (ещё до Всемирного Потопа) сформировалась Атлантида и ряд европейских працивилизаций (Тиррения, Пеласгия-Прафиния, додинастический Египет – с которыми по Платону воевали атланты), а затем (уже после Катастрофы) выжившие представители атлантской цивилизации создали известные нам цивилизации Шумера и Древнего Египта (об этом прямо свидетельствуют не только легенды и верования самих египтян и шумеров (упоминание бога-цивилизатора Тота-Гермеса-Трисмегиста у египтян и острова Дильмун у шумеров) ;

3. Предшественниками- предками неолитической культуры, в результате развития которой сформировалась Атлантида в 15000 - 12000 гг. до н.э. были, скорее всего, кроманьонцы. При этом, развитие (эволюция) кроманьонцы от первобытнообщинного строя к градо-технократическому социуму проходило не в течении 2-3 000 (как нам предлагают считать ортодоксальные историки на примере неолитических культур периода 9500 год до н. э.- 5500 гг. до н. э.), а в период 30-15 тысячелетий до н.э., то есть в течении 10-15000 лет, более чем достаточных для естественной эволюции общества и используемых им технологий. При этом, сам легендарный Посейдон, скорее всего был одним из наиболее развитых кроманьонцев. Тем более что и сам Платон в диалоге «Критий» пишет, что Посейдон был для Атлантиды – пришельцем-цивилизатором: -

« … Так и Посейдон, получив в удел остров Атлантиду, населил ее своими детьми, зачатыми от смертной женщины (скорее всего, Посейдон пришел на остров Атлантида не один, а в качестве вождя одного из наиболее социально, интеллектуально и технологически развитых племен кроманьонцев. И «заселил» остров своими детьми (т.е. людьми своего рода-племени) – в переносном, а не прямом смысле этого слова – Прим. авт.) , примерно вот в каком месте: от моря и до середины острова простиралась равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а опять-таки в середине этой равнины, примерно в пятидесяти стадиях от моря, стояла гора, со всех сторон невысокая. На этой горе жил один из мужей, в самом начале произведенных там на свет землею (т.е. для коренного населения острова Атлантида – Посейдон был иноземцем, пришельцем- цивилизатором – Прим. авт.) , по имени Евенор, и с ним жена Левкиппа; их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и отец её скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней; тот холм, на котором она обитала, он укрепляет, по окружности отделяя его от острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами (ничего сверхъестественного для представителей цивилизации с уровнем развития Шумера или Древнего Египта - типичная практика строительства городов при наличии градостроительного опыта и технологий. К тому же, по описанию Платона Атлантида была классическим городом-государством. Опять же – шумерская и египетская практика– Прим. авт.) все большего диаметра, проведенными словно циркулем из середины острова и на равном расстоянии друг от друга. Это заграждение было для людей непреодолимым, ибо судов и судоходства тогда еще не существовало. А островок в середине Посейдон без труда, как то и подобает богу, привел в благоустроенный вид, источил из земли два родника – один теплый, а другой холодный – и заставил землю давать разнообразное и достаточное для жизни пропитание (и снова ничего сверхъестественного для представителей античной цивилизации - «родники» можно было создать путем рытья колодцев, а «заставить землю давать пропитание» - за счет ирригации и мелиорации малопригодных до этого для земледелия земель – Прим. авт.)

4. Цивилизация Атлантиды, скорее всего, существовала в период от 12 000 до нашей эры (время заката и исчезновения культуры кроманьонцев в Европе, Азии и Америке) и до 9584 года до нашей эры (Времени Всемирного потопа и конца Ледникового Периода в Европе и, соответственно, катастрофической гибели Атлантиды). При этом, необходимо отметить, что, базируясь на вышеприведенном фактологическом материале (по Шумеру-Аккаду-Уру (4000-2000 гг. до н.э.), Египту (3000 - 730 до н.э. гг. до н.э.- завоевание Египта Нубией), Вавилонии (2000-323 гг. до н.э. - победа Александра Македонского над Персией), Древней Греции (2000 гг. – 27 г. до н.э. – подчинение Греции Риму), Римской Империи (753 г. до н.э. – 476 г. н.э. – возникновение Византии)), средний срок жизни полноценной цивилизации составляет около 2000-2500 лет. Таким образом – срок существования Атлантиды – в 2430 лет – выглядит очень даже правдоподобно. Кстати, возраст нашей собственной цивилизации (её рождение можно условно приурочить к эпохе Сократа - Платона – когда были заложены основы науки, философии и принципы построения государства – т.е. к 640-347 году до н.э.) уже составляет 2358-2651 лет . Другими словами, наша цивилизация (в социальном плане) уже подошла к концу. Что тоже выглядит достаточно символично (Платон открыл нам Атлантиду и он же стал одним из идейных основателей нашей собственной цивилизации)

5.Создателями древнейших "де-факто исторических" цивилизаций Шумера и Древнего Египта, предположительно, вполне могли быть выходцы из некой островной працивилизации - допустим, Атлантиды

Источники .

1. Горбовский А.А., “Факты, Догадки, Гипотезы”. - М:., Знание, 1988

2.Жиров Н.Ф., “Атлантида”, 1957; Жиров Н. Ф. Атлантида. Основные проблемы атлантологии (впервые с биографией знаменитого русского атлантолога). - М., Вече, 2004

3. Платон. Диалог «Критий» (адаптированный перевод С.Аверинцева (кн.: Платон. Собр. соч. в 4-х то-мах. Том 3. М.: "Мысль", 1994), с подробными комментариями и примечаниями А.А.Тахо-Годи)

4. Mangerud, J., J. Ehlers, and P. Gibbard, 2004, Quaternary Glaciations: Extent and Chronology 1: Part I Europe. Elsevier, Amsterdam. ISBN 0-444-51462-7

5. Pielou, E.C., 1991. After the Ice Age: The Return of Life to Glaciated North America. University Of Chicago Press, Chicago, Illinois. ISBN 0-226-66812-6 (paperback 1992)

6. Sibrava, V., Bowen, D.Q, and Richmond, G.M., 1986, Quaternary Glaciations in the Northern Hemisphere, Quaternary Science Reviews. vol. 5, pp. 1-514.

7. “ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ“, Том 1. - под ред. Ю. П. Францева.- АН СССР, Гос. издат. Полит. литер., М., 1955.

Видеоматериалы

11 тысяч лет назад в 30 километрах к северо-востоку от современного Иерусалима произошло событие, ознаменовавшее собой новую эпоху в развитии человечества. Одно из местных племен, названных позже натуфийцами, неожиданно для всех прекратило бродить по древнему Леванту и осело в живописном оазисе в долине реки Иордан. Еще не открыв для себя сельское хозяйство, не умея делать керамику и орудия труда из металла, натуфийцы, тем не менее, основали постоянное поселение, ставшее одним из первых городов на планете. Удивительнее всего тот факт, что оно, несмотря на все прошедшие многие тысячелетия, продолжает существовать все на том же месте. Onliner.by рассказывает об Иерихоне, древнейшем городе земли.

До окончания последнего ледникового периода человечеству, влачившему во время него достаточно жалкое существование, трудно было организовать более-менее крупный населенный пункт. Неблагоприятный климат и его регулярные изменения вынуждали представителей вида homo sapiens постоянно кочевать с места на место в попытках найти себе пропитание и, если повезет, продолжить род. Во время ледникового максимума (около 22-26 тысяч лет назад) вся северная Европа лежала подо льдами, включая даже фрагмент территории современной Витебской области Беларуси.

Жертвами этого оледенения стали, например, и несчастные неандертальцы, представители альтернативной современной ветки развития людей. К счастью же для всех нас, за любым похолоданием, каким бы вечным оно ни казалось, неизбежно наступает теплый период, что в очередной раз и случилось примерно в 10 000 году до нашей эры. В развитии человечества наступает новая, важнейшая эпоха - неолит, когда наши далекие предки наконец-то перешли от присваивания даров природы (охоты и собирательства) к их самостоятельному производству. Благодаря улучшению климатических условий люди открыли для себя сельское хозяйство, научившись обеспечивать собственную продовольственную безопасность возделыванием полезных для организма культур, например злаков. Главным центром этого цивилизационного скачка стал Ближний Восток вообще и Левант (нынешние Израиль, Палестина, Ливан, Сирия) в частности - территория, получившая у потомков название «Плодородный полумесяц».

Ведение сельского хозяйства естественным следствием имело и переход к оседлому образу жизни. Жители Ближнего Востока получили возможность организовывать более-менее постоянные поселения, но лишь немногие из тех протогородов раннего неолита по-прежнему обитаемы сейчас. Один из таких населенных пунктов возник неподалеку от Мертвого моря в оазисе, расположенном в долине реки Иордан в современной Палестине.

Необходимо сразу отметить, что возраст многих древних городов, особенно появившихся задолго до начала письменной истории человечества, - вопрос дискуссионный и лежащий в плоскости в первую очередь археологии. Разумеется, о какой-либо точной датировке их возникновения речи при этом идти не может - ученые в таком случае вынужденно оперируют столетиями и даже тысячелетиями. На статус самого древнего более-менее непрерывно обитаемого города планеты претендуют сразу несколько населенных пунктов (например, сирийский Дамаск или ливанский Джебейль), но даже при наличии серьезных конкурентов палестинский Иерихон среди них выделяется.

«И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город».

Это известная история о взятии Иерихона войсками направлявшихся в Землю обетованную евреев под руководством Иисуса Навина - первое значимое событие, где этот населенный пункт упоминается в Библии. Стены процветавшего к тому времени города были разрушены благодаря тем самым Иерихоновым трубам (и громкому народному голосу), и эта известная легенда обычно датировалась 1400 годом до нашей эры.

Сенсационное открытие, сделанное в 1950-е выдающимся британским археологом Кэтлин Кеньон, ошеломило научную и религиозную общественность. Работая в местности Тель-эс-Султан («Холм султана») на окраине современного Иерихона, Кеньон сперва раскопала остатки библейского города. После проведения соответствующего анализа находок выяснилось, что к 1400 году до нашей эры Иерихон, которому будто бы предстояло вот-вот пасть от трубного гласа, уже как минимум 150 лет лежал в руинах. Но даже не это развенчание очередного мифа шокировало больше всего.

Продолжив работу, Кеньон открыла планете город, восходящий к самому началу неолита, периоду, когда и речь еще, казалось бы, не может идти о человеческих поселениях современного типа.

Совсем недавно (в археологическом, конечно, смысле) завершилась очередная ледниковая эпоха. Абсолютное большинство населения планеты еще не успели оценить преимущества этого и начать жить по-новому, а в песках будущей Иудейской пустыни возник населенный пункт площадью 2,5 гектара, жило в котором около 2-3 тысяч человек. Поразительнее всего был факт, что этот протогород, из которого впоследствии вырос Иерихон, уже 10 тысяч лет назад, когда предки современных белорусов еще добывали пищу с помощью палок-копалок, был обнесен крепостной стеной.

Неолитическая революция (переход к одомашниванию животных и растений) не успела пока свершиться, жители этого поселения еще не знали керамики, но живописная природа, благоприятный климат и наличие сразу нескольких источников пресной воды позволили им создать устойчивую на протяжении многих поколений общину, жившую к тому же в условиях, которые можно (при некоторой, конечно, натяжке) назвать городскими.

Населенный пункт окружала стена высотой от 3,7 до 5,2 метра и толщиной до полутора метров. Перед стеной шел ров глубиной 2,7 метра. Внутри периметра находилось несколько десятков круглых кирпичных зданий на основании из известняка, каждое из которых насчитывало несколько комнат. Уличной сети еще не было, застройка была хаотичной, но археологические данные свидетельствовали о беспрецедентных для эпохи (8500-8000 годы до нашей эры) уровне организации труда и социальной структуре.

Жители Иерихона впоследствии достаточно быстро перешли от собирания диких злаков к возделыванию пшеницы и ячменя, от охоты к скотоводству, одомашнили собак (их захоронения найдены прямо внутри зданий). При этом жизнь их была на удивление мирной: даже та самая стена, вероятно, самое раннее сохранившееся сооружение такого типа на земле, носила не оборонительные функции, а служила защитой от наводнений. По крайней мере, археологических свидетельств военных действий в этот период обнаружено не было.

Самой удивительной находкой при этом стала встроенная в стену круглая башня диаметром в 9 метров и высотой в 8,5 метра с внутренней лестницей, насчитывавшей 22 ступени. Она также строилась не для обороны, а имела, судя по всему, исключительно церемониальные функции. По мнению исследователей из университета Тель-Авива, во время дня солнечного солнцестояния (20 или 21 июня) тень от ближайшей горы падала первой именно на эту башню, после чего накрывала остальной город. Таким образом, это сооружение, вероятно, символизировало собой начало удлинения ночей, было своеобразным астрономическим инструментом и, скорее всего, центральным элементом некого обряда наподобие славянского Купалья.

Стены иерихонского Тель-эс-Султана и в особенности его башня, сложнейшая для человека эпохи неолита инженерная конструкция, - возможно, древнейшие на планете здания, сохранившиеся в по-прежнему обитаемом городе. Десять тысяч лет назад, когда они появились на свет, до строительства, например, Великих египетских пирамид в Гизе оставалось еще долгих пять с половиной тысячелетий.

Протогород в Иерихоне, ставший одной из колыбелей человеческой цивилизации современного типа, продолжал достаточно успешно существовать с небольшими перерывами на протяжении многих веков. Это процветающее поселение, жители которого от натурального сельского хозяйства со временем перешли к добыче соли в бассейне Мертвого моря, было разрушено около 1550 года до нашей эры, что обычно связывают с упоминавшейся выше ветхозаветной легендой об Иисусе Навине, семи израильских священниках, ковчеге завета и иерихонских трубах. К тому времени поселение разрослось, место неолитических укреплений заняла новая двойная система стен. Так выглядел Иерихон середины бронзового века, павший жертвой переселения евреев из Египта.

Возникший на его руинах иудейский город был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в начале VI века до нашей эры, но плодородный иорданский оазис был слишком лакомым местом, чтобы оказаться полностью заброшенным. Несмотря на многочисленные волны завоеваний, Иерихон вновь и вновь возрождался, пока уже во времена античности перед самым наступлением новой эры не стал резиденцией Ирода Великого.

Остатки дворца иудейского царя, предпочитавшего переезжать сюда на зиму из Иерусалима, - сейчас это вторая основная достопримечательность Иерихона после неолитического города в Тель-эс-Султане. При Ироде тут появился ипподром, при нем же построили и систему акведуков, частично уцелевшую до наших дней.

Здесь же находятся и развалины одной из древнейших известных синагог на планете (70-50 годы до нашей эры).

Важное место занимает Иерихон и в Новом Завете. На северо-западной окраине города находится небольшая (380 метров) гора Каранталь, гора Искушения или Сорокадневная гора. Именно здесь в одной из пещер, где, согласно евангелиям, 40 дней после крещения постился Иисус Христос, его трижды попытался искусить дьявол.

Сейчас в этом знаковом для всех христиан месте устроен греческий православный монастырь. Главным же объектом поклонения собственно в пещере, где и происходили описанные в евангелиях события, является камень, на котором будто бы сидел лично Иисус во время своего искушения.

Паломники, прибывающие к горе Искушения, могут покорить вершину пешком либо воспользоваться построенной относительно недавно (и почему-то японцами) канатной дорогой, с которой открываются панорамные виды на современный Иерихон и окрестности.

Просмотров