"самолеты судного дня" на вооружении россии и сша. "Самолёт Судного дня"

Военная авиация в последнее время очень интенсивно развивается. Появляются новые типы самолетов, обладающие функциями, которые еще совсем недавно рассматривались, как фэнтези. Один из таких летательных аппаратов - самолет Судного дня. Он представляет собой воздушный пункт командования силами. Потребность в такой технике предопределила ожидаемая и состоящее на вооружении крупных государств.

Самолет Судного дня предназначен для эвакуации высшего командования ВС РФ. Он обладает повышенной живучестью, способен находиться длительное время в воздухе и оснащен всей необходимой техникой и оборудованием для управления всеми родами войск.

Впервые о воздушных Генштабах заговорили в середине 60-х. Прошлое столетие стало стартовой площадкой для развития новых видов вооружения, а ядерное оружие - главной ударной силой, способной уничтожить все живое на планете. Третья мировая война получила название апокалипсиса, а для управления ВС России, на случай , был разработан самолет Судного дня. Первые воздушные командные пункты управления (ВКПУ) всеми родами войск были придуманы и созданы американцами. Разрабатывался их самолет Судного дня на базе авиационного заправщика КС-135А. Отличить американские воздушные КПУ от обычных самолетов можно только по нескольким дополнительным штыревым антеннам и красно-белым полосам нанесенным на хвостовую часть фюзеляжа.

Самолет Судного дня России появился позже. Он стал детищем всемирно известного конструкторского бюро Илюшина. В 2015 году на вооружение Министерства обороны страны встал воздушный КПУ, созданный на базе Ил-80. Это самолет второго поколения. В настоящее время полным ходом ведутся разработки третьей модификации воздушного военного транспортного судна, предназначенного для использования во время военных действий для эвакуации Генштаба и руководства страны, а так же обеспечения оперативного управления всеми родами вооруженных сил России в случае начала ядерной Третьей мировой войны.

Технические характеристики этой апокалиптической авиационной техники засекречены, но кое-какие детали о ней известны. Например то, что самолет Судного дня России способен находится в воздухе более 3-х суток, обладает небольшим энергопотреблением и малым весом. Уникальным техническим устройством на летальном аппарате является его антенна. Она может быть раскрыта в воздухе на расстояние в 4 км. Иллюминаторами оснащена только кабина пилота. Фюзеляж судна имеет глухое строение. Самолет Судного дня РФ оснащен автономной системой дозаправки и спутниковой системой связи, позволяющей подавать оперативные команды всем родам войск, совершать запуски баллистических ракет, несущих ядерное оружие. Радиосигнал, подающийся с борта воздушного судна пробивает глубины морей и океанов на несколько километров.

Американские военные эксперты по достоинству оценили российскую технику и серьезно взялись за работу в области модернизации своих аналогов. Работа им предстоит долгая и кропотливая. Российский самолет Судного дня сумел обогнать их в своих технических характеристиках и возможностях на несколько десятилетий. В цехах Воронежского ВАСО удалось построить самолет, обладающий передовой системой защиты, значительно увеличившей ресурс живучести летательного аппарата.

Военные специалисты США считают, что если начнется Третья мировая война в наше время, то НАТО проиграет в ней. И серьезную роль в этом может сыграть самолет Судного дня. Первый удар, в котором будет использовано ядерное оружие, любая сторона всегда направляет на КПУ. Разрушение системы связи и управления войсками является основным условием победоносной войны. Четыре борта воздушных КПУ, стоящих в настоящее время на вооружении МО РФ, должны обеспечить координацию ВС для нанесения ответного удара и отражения атак противника.

На что способен самолет Судного дня России на базе Ил-80?

Отсутствие иллюминаторов в салоне имеет свое практическое объяснение. Разработчики предусмотрели такую конструкцию фюзеляжа для обеспечения воздушному судну повышенной защиты от поражающих факторов, которые несет в себе . На крыльях самолета установлены электрогенераторы. Они обеспечивают автономное, бесперебойное энергообеспечение судна. Длина электрогенераторов достигает 9,5 м, а диаметр - 1,3 м.

Для связи с подводными лодками в хвостовой части самолета расположена выдвижная антенна. Воздушное судно Судного дня, выпущенное на базе Ил-80, имеет внушающие размеры. Размах его крыльев составляет 48,06 м. Площадь крыльев имеет величину чуть меньше футбольного поля - 320 кв. метров. Впечатляет высота и длина военной воздушной железной птицы. Они составляют, соответственно, 15,81 м и 59,54 м. Управляет таким летательным аппаратом экипаж судна, который состоит из пяти человек. Максимальная дальность полета без дозаправки 3600 км, потолок высоты, которую может достигать летательный аппарат — 11000 метров. Предельная скорость 850 км/час, взлетная масса — 208 тонн.

Что есть у американцев на случай Третьей мировой войны?

Самолет Судного дня США также готов к применению в случае начала ядерного . Он получил название «Dooms day planes». Американцы стали первыми, кто создал такие летательные аппараты и испытали атомное оружие. Начало Третьей мировой войны с Россией рассматривалось ими, как возможный конфликт сразу после победы СССР над Германией. Первый самолет Судного дня США был построен на базе Boeing 747-200. Он получил название Boeing Е-4В. В настоящее время таких воздушных транспортных средств на службе в Америке находится в количестве 4 единиц. Все они могут находиться в воздухе больше недели.

По своей стоимости самолет Судного дня США уступает лишь B-2 Spirit - самого дорогого в мире бомбардировщика, имеющего дизайн внешнего облика, напоминающий летающую тарелку пришельцев из космоса. Все технические характеристики Boeing Е-4В держаться в секрете. Единственная доступная для общественности информация дает представление о перемещении воздушного судна. Летательный аппарат Судного дня всегда сопровождает Президента Америки в его поездках по миру. На борту воздушного судна находится заветный чемоданчик с кнопкой. Таким образом, начало Третьей мировой войны не может застать президента США врасплох. Ядерное оружие будет направлено в сторону противника из любой точки планеты. В случае гибели президента страны, командование войсками мгновенно передается другому члену воздушного Штаба. Всего борт может взять около 100 человек.

Техника, которой оснащены Boeing Е-4В, надежно защищена от атомного поражения. Самолеты предписаны к 1-й эскадрильи 55 авиакрыла военной базы Оффут, которая находится в штате Небраска. Их конструкция предусматривает очистку воздуха, имеющего повышенный уровень загрязнения радиацией, а бортовая аппаратура надежно защищена от возможного электромагнитного удара, который создается ядерным оружием.

Перспективные разработки новейшего самолета Судного дня на базе Ил-96-400

Российский самолет Судного дня третьего поколения в РФ создается на базе Ил-96-400. Бортовое оборудование для летательного аппарата разрабатывается на НПП «Полет». Техническая электронная начинка самолета может позволить менять сценарий направления целей поражения. Ядерное оружие перепрограммируется за несколько секунд.

Ил-96-400 является модификацией гражданского самолета Ил-96-300. Взлетная масса ВКПУ третьего поколения 270 тонн. Летательный аппарат имеет удлиненный фюзеляжи может взять на борт 435 человек. Модель Ил-96-400 была разработана конструкторским бюро Илюшина еще в 2000 году. На её базе разрабатывается целая серия военно-транспортных самолетов. Дальность полета Ил-96-400 будет в пределах 13000 км. Помимо самолета, на борту которого будет находиться Генштаб, в состав системы воздушного командного управления входит звено самолетов-ретрансляторов.

Авиация Судного дня

Третья мировая война не может вестись без предназначенных для её ведения летательных аппаратов. Воздушный КПУ не единственный самолет, который будет использоваться для ведения боевых действий. В одном из своих интервью СМИ Дмитрий Рогозин рассказал о начале работы над шестым поколением вооружения, в числе которого большое внимание уделяется военной авиации. Среди них космолет. Это воздушное судно сможет передвигаться со скоростью 2000 км/час на высоте 90 км. Всего два часа понадобится такому космическому ядерному бомбардировщику для того, чтобы добраться до самой дальней точки планеты и нанести удар.

Космическая авиация начала развиваться во времена СССР. Проект носил название «Спираль». Первым руководителем был космонавт Герман Титов. Опережение в развитии научных разработок советских ученых было очень быстро сокращено США в годы перестройки и реформирования государственного устройства страны. В разработке космической техники сегодня американцы на несколько десятков лет опережают Россию. От этих двух стран значительно отстали в развитии военной техники все остальные страны мира.

Разработкой аэродинамического комплекса занимается ЦАГИ. В систему входит самолет носитель, который разрабатывается на базе Ил-76МФ и Ил-96−400Т. Его двигатель является аналогом ракетного, работающего на жидком топливе.

Третья мировая война не обойдется без соперничества в воздухе таких ядерных ястребов, как ТУ-95 и В-52, прозванными в народе «тушками» и «баффами». Каждый их этих летательных аппаратов самый настоящий самолет Судного дня, ведь его задача нанести атомный удар. На борту каждого из них находится оружие массового поражения, способное уничтожать не только кварталы, но и целые города. Модели самолетов ТУ-95 и В-52 являются ветеранами, но списывать их в утиль никто не собирается. Американский бомбардировщик дальней авиации был прозван «Баффом» за свою форму фюзеляжа. Он напоминает форму толстого, неуклюжего огурца, огромного размера.

Противостоит В-52 российский самолет Судного дня, который был разработан и поставлен на вооружение МО РФ еще во времена СССР. Созданный в прошлом веке турбовинтовой бомбардировщик-ракетоносец успешно несет свою службу рекордный период времени, оставаясь абсолютно надежной машиной. Один из самолетов ТУ-95, со сроком эксплуатации 50 лет, в 2010 году пролетел 30 тысяч километров. В воздухе судно провело 43 часа и произвело 5 дозаправок. Несмотря на свое долголетие «Тушка» остается самым быстрым винтовым самолетом в мире.

История и репутация «Баффа» менее привлекательна, чем у «Тушки». В 1961 году один из В-52 развалился в воздухе и «уронил» термоядерную бомбу в болота Северной Каролины. Случай этот можно было бы не вспоминать, если бы такой же случай не произошел с бомбардировщиком в штате Калифорния. Нештатных ситуаций самолет Судного дня «Бафф» накопил в своей истории достаточно много. В то время, как начало Третьей мировой войны все ближе подходит к границам России, в болотах Северной Каролины лежат не обезвреженные атомные бомбы.

В 1966 году «Бафф» принес ядерное заражение на европейский континент. В испанском небе американский самолет Судного дня во время дозаправки столкнулся с танкером и загорелся. Это привело к разрушению оболочке ядерных бомб и выбросам в атмосферу радиоактивных элементов. Инцидент вынудил американцев прекратить на какое-то время полеты над Европой своих военных самолетов, борту которых оснащен ядерным оружием.

Плачевной была история использования В-52 во Вьетнамской войне и в военном конфликте в Персидском заливе. Вьетнамцы совершенно спокойно сбивали их простыми видами вооружения. Точность попадания снарядов, запущенных с борта В-52, очень далека от идеала. Для ТУ-95 «Баффы» не представляют никакой опасности. Запуск ядерных ракет они могут осуществлять лишь на значительном удалении от средств ПВО России.

Атомные «Соколы» на Судный день

В представлении каждого человека воздушный аппарат Судного дня должен иметь устрашающий внешний вид. Ядерными ракетами оснащены различные типы летательных устройств. Стратегическая ядерная авиация России на 2016 год состоит всего из 70-80 бортов.

Примерно 63 из них состоят из таких типов самолетов, как ТУ-95М и ТУ-95МСМ, треть из которых законсервирована и находится на хранении. Первый полет прототипы этих самолетов совершили еще при Сталине в 1952 году. От 11до 16 единиц техники составляют ТУ-160-12, прошедших модернизацию. Вся эта техника прекрасно показала себя во время использования её в военной операции в Сирии. На борту лайнеров использовались для бомбардировок ИГ ракеты Х-101.

Ядерная авиация США состоит из более 80 стратегических бомбардировщиков. Возраст летательных аппаратов почти такой же, как и российских «Соколов». На борту самолетов могут быть ракеты типы AGM-86 и AGM-158. Выигрывая в технических возможностях у американских военных самолетов, «Тушки» могут даже не взлететь и быть уничтоженными на земле. Это связано с тем, что подготовка их полету требует 14-15 часов. Это очень много для скоростной войны, которой, скорее всего и будет Третья мировая, где расчеты поражения объектов сводятся к нескольким часам и минутам.

Слабым местом ядерных бомбардировщиков является их уязвимость от систем ПВО и штурмовиков. Абсолютное большинство из них будет уничтожено еще до подлета к объектам поражения. Дальность полета ракет Х-55СМ, находящихся на борту российских бомбардировщиков, составляет 3500 км. Модернизированная Х-101/102 пролетает до цели 5500 км.

На постоянном дежурстве в воздухе у США находится 12 бомбардировщиков В-2 Spirint, 73 B-52H Stratofortress и 1 B-1B Lancer. Огромные средства вложены на разработку и поддержание боеспособности авиации способной нести атомное оружие. Эти деньги могли быть вложены в социальные, научные проекты мирного характера, однако постоянное противостояние в мире и желание одной страны на гегемонию направляет планету и человечество на путь самоуничтожения в ходе Третьей мировой войны.

"Объединенная приборостроительная корпорация" (ОПК, входит в госкорпорацию "Ростех") создала для Министерства обороны России воздушный командный пункт стратегического управления (ВКПСУ) второго поколения на базе самолета Ил-80, он будет поставлен заказчику до конца года. Об этом во вторник сообщили ТАСС в корпорации.

"Первый бортовой комплекс технических средств (БКТС) на базе самолета Ил-80 успешно прошел государственные испытания и до конца 2015 года будет передан заказчику", - говорится в сообщении.

Воздушный пункт стратегического управления предназначен для оперативного развертывания войск, он также необходим в условиях отсутствия наземной инфраструктуры или в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи.

"Это уникальный по своим характеристикам комплекс, обеспечивающий стратегическое управление всеми видами и родами войск. В составе корпорации работы над БКТС ведет нижегородское НПП "Полет". Помимо России авиационную технику такого уровня выпускают только в США - у американских военных аналогичный комплекс получил название "самолета Судного дня", - заявил заместитель генерального директора ОПК Сергей Скоков, слова которого привели в корпорации.

Он отметил, что новое поколение воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.

Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно- морским флотом, воздушно-космическими силами, а также ракетными войсками стратегического назначения.

Ранее в корпорации ТАСС рассказали, что в настоящее время уже ведется разработка воздушного пункта стратегического управления третьего поколения.

Техническая справка

Ил-80(87)

Для обеспечения оперативного управления в стратегическом звене на базе транспортного самолета Ил-86 в 1992 году создан воздушно командный пункт Ил-80 (Ил-86ВКП , в некоторых источниках самолет обозначается как Ил-87 ) (аналог американского ВКП Боинг E-4B).


Выбор исходного типа машины обусловлен значительными внутренними объемами пассажирской кабины Ил-86, достаточными для размещения специальной аппаратуры.

Дополнительное радиоэлектронное оборудование размещено в специальном накладном отсеке шириной 1,5 м, расположенном над носовой частью фюзеляжа. Приняты меры по защите самолета от поражающих факторов ядерного взрыва. .

Среди других конструктивных особенностей: отсутствие окон (кроме фонаря кабины экипажа), а также уменьшенное количество входных люков в фюзеляже Ил-86.

В состав бортового оборудования самолета Ил-80 входит станция спутниковой связи. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором.

Всего построено четыре самолета (их бортовые номера СССР-86146,-86147,-86148 и -86149). По некоторым данным, все борта входят в состав Отдельной авиаэскадрильи управления и ретрансляции 8 Авиадивизии особого назначения. Самолеты постоянно базируются на аэродроме Чкаловский. Какая-либо другая информация по этим машинам является закрытой. Это одни из немногих до сих пор не рассекреченных образцов авиационной техники.


Тактико-технические показатели

Модификация

Ил-80

Размах крыла, м

48.06

Длина самолета, м

59.54

Высота самолета, м

15.81

Площадь крыла,м²

320.0

Масса, кг:

пустого самолета

нормальная взлетная

208000

Тип двигателя

4 ТВД Кузнецов НК-86

Тяга, кгс

4 х 13000

Максимальная крейсерская скорость, км/ч

850

Практическая дальность, км

3600

Практический потолок, м

Экипаж, чел

5

Фотографии помещены на сайте авиационной энциклопедии "Уголок неба"


В следующем году в России начнётся разработка нового воздушного командного штаба, на базе самолёта Ил-96-400. Новый самолет, должен будет заменить существующие сейчас Ил-80. Он сможет находиться в воздухе без посадки до 3-х суток, и управлять ядерной триадой страны практически из любой точки планеты. Лайф разбирается с тем, что представляет из себя "Самолёт Судного дня" - именно так называют воздушные командные пункты управления войсками.

Сама по себе идея создания мобильного командного пункта на случай войны не нова. Вопрос создания так называемого МКП, или мобильного командного пункта, начали отрабатывать практически сразу после завершения Второй мировой. Однако первые эксперименты по созданию МКП серьёзных результатов не принесли. В основном в качестве рабочего варианта рассматривалась тема наземного комплекса обеспечения управления и связи, состоящего из нескольких грузовых автомобилей.

Позднее идею отвергли: перемещение колонны автомобилей вероятный противник мог обнаружить с помощью средств разведки и авиации. Провальная идея с желанием создать передвижные сухопутные пункты управления была подхвачена и развёрнута в нужное русло практически сразу, и в начале 60-х годов стали появляться первые образцы самолётов, переоборудованных для связи с войсками на земле.

Прелесть решения заключалась в том, что постоянное дежурство таких самолётов в небе исключало любое неожиданное нападение со стороны противника и даже самый плохой сценарий развития событий в этом случае не выглядел безнадёжным. Если по той или иной причине все наземные коммуникации и линии связи могли выйти из строя, то несколько самолётов, переоборудованных в воздушный командный пункт, могли обеспечить передачу приказа и гарантировать ответный удар. Согласно замыслу, ВКП должны были обеспечить минимум два важных условия. Во-первых, наладить устойчивый канал связи первых лиц государства с войсками и важнейшими государственными структурами, во-вторых, гарантировать неотвратимость удара даже в случае полномасштабной ядерной войны.

Первые ласточки

Первые советские ВКП - турбовинтовые Ил-22, построенные на базе гражданских Ил-18 - получились универсальными. Самолёт был сконструирован и оснащён так, что с его помощью можно было не только приводить в действие "ядерный маховик", но и осуществлять управление войсками на отдельных направлениях. Новое поколение самолётов - Ил-86ВКП - так же создавалось с учётом длительных перелётов и дорабатывалось с целью работы в условиях полномасштабной войны. Для размещения оборудования, средств связи и личного состава был выбран вместительный пассажирский самолёт Ил-86. Четыре двигателя, длина в две трети футбольного поля и грузоподъёмность 42 тонны гарантировали размещение нужного оборудования и комфортную работу спецпассажирам.

Несмотря на мирную базу, от своего гражданского собрата переоборудованный Ил-86ВКП значительно отличался. Отличить спецборт на стоянке от гражданских лайнеров не составит большого труда даже в том случае, если самолёт плохо освещён или подойти к нему на близкое расстояние не представляется возможным. Массивный отсек для средств связи, своеобразный "горб" чуть позади над кабиной пилотов и есть визитная карточка отечественного "самолёта Судного дня".

Похожих контейнеров для радиоэлектронного оборудования, не предусмотренных для установки в гражданские, несколько, однако все главные секреты летающего Генштаба всё же находятся внутри. Несмотря на то что доступ к таким бортам для всех посторонних закрыт, судя по уровню реализации идеи, можно утверждать, что Ил-86ВКП помимо мощных приёмно-передающих устройств оснащён полным комплексом обработки, шифровки/дешифровки сигналов, спецканалом связи (включая спутниковый) и средствами радиоэлектронной борьбы для защиты борта от поражения авиационными ракетами.

Сведения о составе оборудования Ил-80 засекречены до сих пор - беспрецедентный случай в истории авиастроения. И хотя конструкция, частоты связи, количество дежурных на постах и средства бортовой обороны всё ещё закрыты, о некоторых устройствах воздушного командного пункта стоит рассказать отдельно. Наряду с управлением Сухопутными, Воздушно-космическими войсками и другими родами войск, особую ценность в составе Вооружённых сил России составляет ядерная триада - ядерные заряды, размещённые на сухопутных, авиационных и морских носителях.

Для осуществления связи и обмена информацией с подводными лодками, скрытно действующими во всех районах Мирового океана, Ил-80 оснащён не только специальным каналом связи, но и уникальной антенной, смонтированной в хвостовой части. Длина развёрнутой в рабочее положение антенны составляет восемь километров и позволяет связаться с подводными лодками на больших дальностях, причём субмаринам для сеанса радиосвязи не нужно "переходить" в надводное положение.

Как и любое воздушное судно стратегического значения, воздушные командные пункты Ил-86ВКП неоднократно модернизировались - программы доработки и переоснащения борта современным радиоэлектронным оборудованием позволят продержать воздушный командный пункт в строю до 2025 года. Забегая вперёд, стоит отметить, что Ил-86ВКП не был единственным самолётом для обеспечения связи в час икс.

Ещё в СССР был спроектирован и построен самолёт Ил-76ВКП - машина связи и управления войсками на базе транспортника Ил-76. И хотя 76-й имеет куда меньшие размеры относительно своих старших собратьев, по количеству передовых технических решений Ил-76ВКП находится в одном строю с другими самолётами. Большая часть узлов, агрегатов, систем связи и переработанный фюзеляж перекочевали на Ил-76ВКП с другого борта особого назначения - самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50. Как и в случае со "старшими товарищами", Ил-76ВКП из состава 3-й авиационной эскадрильи отличаются от пассажирских и транспортных бортов блоками аппаратуры для спецсвязи, а также изменённым и доработанным фюзеляжем.

Стратегический стерх

Третье поколение "самолётов Судного дня" от своих предшественников будет отличаться чуть более, чем полностью. По данным источника Лайфа, за основу воздушного командного пункта следующего поколения взят самолёт Ил-96-400Т - грузовая модификация Ил-96-300. На таком же самолёте, Ил-96-300ПУ, летает президент и Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами РФ Владимир Путин.

Характеристики Ил-96-400Т уже сейчас позволяют разработчикам и производителям радиоэлектронного оборудования на сто процентов использовать собственные наработки в области связи и защищённых каналов для передачи данных. В отличие от модернизированных Ил-86ВКП "самолёт Судного дня", построенный на базе Ил-96-400Т, сможет принимать до 92 тонн полезной нагрузки. И хотя дальнемагистральный самолёт разрабатывался для коммерческого использования, 92 тонны радиоэлектронного оборудования позволят обеспечивать устойчивую связь со всеми штабами и военными округами.

По словам источника Лайфа в ОПК, запас топлива и конструкция производительных авиадвигателей позволят новой "воздушной крепости" летать на расстояние до 11 тысяч километров. Третье поколение ВзПУ с учётом уже внедрённых в промышленное производство решений окажется на голову эффективнее Ил-86ВКП. Во-первых, такое понятие, как "ограниченная дальность полёта", практически исчезнет: новый спецборт без особых проблем сможет махнуть через всю страну.

Во-вторых, по сравнению с предыдущим ВзПУ новый самолёт на базе Ил-96-400Т длиннее почти на десять метров, что позволяет разместить на свободном участке фюзеляжа дополнительное оборудование или предметы для быта членов экипажа. В-третьих, современная элементная база, выпуск которой предприятиями российского ВПК уже налажен, позволит на несколько порядков снизить габариты и массу специального оборудования для связи и передачи данных. Эксперты утверждают, что в связи с этим новый самолёт могут оснастить дополнительными топливными баками, с использованием которых дальность беспосадочного перелёта воздушного командного пункта значительно возрастёт и составит 13 тысяч километров вместо 11. Сообщается также, что, вобрав в себя весь опыт отечественной науки и современную электронику, новый самолёт на базе Ил-96-400Т в ближайшем будущем сможет заменить все эксплуатируемые самолёты подобного типа.

В конце прошлого года был принят на вооружение модернизированный стратегический воздушный командный пункт (ВКП) второго поколения Ил-80, созданный на базе гражданского самолета Ил-86. 25 февраля генеральный директор НПП «Полет», выпускающего аппаратуру связи, Алексей Комяков сообщил, что Министерство обороны заказало второй командный пункт. Неофициально эта машина называется «самолетом Судного дня». Лишь два государства в мире владеют этими уникальными бортами, предназначенными для использования во время ядерной войны. Их количество ограничено — 4 у России и 4 у США.

Россия

Стратегический воздушный командный пункт предназначается для управления Сухопутными войсками, ВКС, ВМФ и ракетно-ядерными силами на тот случай, если в результате массированной ракетной атаки будут выведены из строя наземные пункты управления, узлы и линии связи.

В США такой самолет появился в начале 60-х годов. В Советском Союзе ВКП первого поколения был создан на базе турбовинтового лайнера Ил-18, получив название Ил-22. Его приняли на вооружение в 1974 году, передав в ВВС два самолета. Впоследствии самолет модернизировали, не только усилив аппаратную часть, но и частично изменив фюзеляж. Всего было выпущено около тридцати Ил-22 и Ил-22М. Их предполагалось использовать не только в качестве глобального ВКП, но и для управления различными родами войск. Однако эти машины уступали американскому Boeing E-4B. Прежде всего по грузоподъемности и по продолжительности полета. Поэтому в конце 70-х годов было принято решение о создании ВКП второго поколения.

Ил-80 (в некоторых источниках обозначается как Ил-86ВКП) был разработан на ОКБ Ильюшина на излете «холодной войны». Свой первый полет он совершил 29 мая 1985 года. После чего его начали укомплектовывать оборудованием, необходимым для осуществления главной функции — приема и передачи на наземные пункты командной информации. Бортовой комплекс технических средств, разработанный НТП «Полет», был создан и испытан к концу 1991 года. На вооружение самолет был принят в 1992 году. Было построено 4 самолета с регистрационными номерами СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149. В 1993 году номера были изменены на RA-86146, RA-86147, RA-86148 и RA-86149.

Самолет на этапе его изготовления и испытания был строго засекречен. В связи с чем его фотографии появились в открытом доступе лишь в 1992 году. В соответствии с требованиями обеспечения режима секретности самолеты были окрашены по схеме, принятой для самолетов гражданской авиации. Как и большинство бортов специальной авиации, Ил-80 не имеет вооружения.

Все четыре самолета были приписаны к Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения. В 1997 году были переданы в сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью в/ч 22737, базирующуюся на подмосковном аэродроме «Чкаловский» при Государственном летно-испытательном центре Министерства обороны РФ.

При создании Ил-80 в качестве базового самолета был выбран широкофюзеляжный авиалайнер Ил-86, который, по мнению экспертов, и поныне является самым надежным гражданским самолетом в мире. Из 106 произведенных самолетов было потеряно лишь 4. При этом не погиб ни один пассажир. К тому же самолет довольно вместителен, принимает на борт до 350 пассажиров.

В случае возникновения реальной угрозы применения противником ядерного оружия Ил-80 поднимается в воздух, взяв на борт Верховного главнокомандующего Вооруженными силами, сопровождающих его лиц, а также боевой расчет воздушного пункта управления, состоящий из оперативной группы Генерального штаба во главе с дежурным генералом и технической группы, отвечающей за бесперебойную работу специального оборудования самолета.

Самолет максимально защищен от воздействия поражающих факторов ядерного оружия, что частично можно определить по его внешнему виду — по отсутствию иллюминаторов. В связи с секретностью, фотографии салона и приборных отсеков отсутствуют. Но можно предположить, что фюзеляж имеет защиту от проникающей радиации.

Все бортовые приборные комплексы имеют защиту от электромагнитного импульса, возникающего при взрыве ядерного заряда. Также внедрена система радиоэлектронной борьбы. Все каналы приема и передачи информации защищены, благодаря чему предотвращен перехват, а также подавление информации.

Бортовой комплекс средств автоматизации предназначен для сбора, хранения, обработки, отображения и передачи информации, циркулирующей в сетях боевого управления Генерального штаба. Он состоит из ЭВМ «Аргон-50», автоматизированных рабочих мест, аппаратуры передачи данных и специальной аппаратуры, позволяющей осуществлять доведение команд боевого управления до пунктов управления пуском межконтинентальных баллистических ракет, атомных ракетных подводных лодок и самолетов стратегической авиации.

Бортовой узел связи обеспечивает многоканальную телеграфную и телефонную связь, а также передачу данных по ультракоротковолновым, коротковолновым, сверхдлинноволновым радиоканалам и космическим каналам.

Сверхдлинноволновая (СДВ) связь осуществляется при помощи выпускающейся тросовой антенны, имеющей длину около 4 километров. Она позволяет передавать команды на борт стратегических ракетных подводных лодок, находящихся в погруженном положении. Поскольку лишь сверхдлиннные радиоволны способны проникать сквозь толщу воды в несколько сотен метров. СДВ обладает и еще одним положительным свойством, она не зависит от состояния земной ионосферы, испытывающей значительные электромагнитные возмущения из-за множественных ядерных взрывов.

В 2015 году на один из Ил-80 было установлено новое оборудование, разработанное в НПП «Полет», которое позволяет более эффективно реализовывать командные функции в чрезвычайных обстоятельствах. Предполагается модернизация и трех других самолетов.

Следует сказать, что Ил-80 входят в состав системы «Звено» наряду с двумя самолетами-ретрансляторами Ил-82. Ретрансляторы созданы на базе военно-транспортных Ил-76МД.

К самолету ВКП также относится Ил-96−300ПУ, предназначенный для полетов президента. В нем установлена аппаратура, которая позволяет вести управление вооружёнными силами в случае ядерного конфликта. Также имеется оптоэлектронная станция постановки помех для головок самонаведения ракет.

НПП «Полет» сообщает, что в настоящий момент проводится разработка ВКП третьего поколения. Он будет создан на базе авиалайнера Ил-96−400.

Американцы ввели в строй свой первый ВКП в 1962 году, модернизировав топливозаправщик КС-135А, который в свою очередь был модернизированным лайнером Boeing-707. Параллельно строили и ретрансляторы. И тоже на базе топливозаправщика. Всего было построено 11 машин, получивших обозначение ЕС-135.

Когда появился широкофюзеляжный Boeing-747−200, то на его базе построили 4 ВКП Boeing Е4А. Смена поколений «самолетов Судного дня» произошла в 1975 году.

Пассажирская кабина Е-4А разделена на шесть отсеков: рабочий кабинет высшего военного руководства, две комнаты для совещаний, помещение для оперативной группы, узел связи и комната отдыха. На верхней палубе самолета была оборудована комната отдыха летного экипажа.

В 1985 году произошла модернизация самолетов, получивших название Е-4 В. В них была установлена штанга топливоприемника, благодаря чему продолжительность полета с дозаправкой в воздухе была доведена до 72 часов. Была обновлена и приемо-передающая аппаратура. Существенным новшеством стало появление канала сверхдлинноволновой связи, когда на самолете была установлена тросовая антенна длиной около 8 километров. Аппаратура связи аналогичная той, что установлена на Ил-80.

Экипаж E-4B может включать до 114 человек, включая команду операторов, летный экипаж, группы обслуживания, связи и безопасности. E-4 оснащены средствами защиты от различных поражающих факторов ядерного оружия, включая электромагнитный импульс. Имеется система фильтрации от радиоактивной пыли в системах забора и кондиционирования забортного воздуха для вентиляции кабины и отсеков.

Помимо ВКП объединенное стратегическое командование США располагает и 16-ю самолетами-ретрансляторами Е-6 В, переделанными из Boeing-707−320С. На них используется оборудование, снятое со списанных ЕС-135.

В контексте статьи нельзя не упомянуть и американский борт номер один С-32, созданный на базе Boeing 757−200. В 1998—1999 годах было выпущено 4 таких самолета, предназначенных для перевозки особо важных персон, включая президента и его окружение. Они поступили в 1-ю эскадрилью 89-го авиакрыла авиабазы Эндрюс.

Самолет оснащен новейшим радиосвязным оборудованием, которое можно использовать и для осуществления командой функции в экстренных ситуациях.

В 2006 году министр обороны США Дональд Рамсфельд объявил о намерении заменить весь флот E-4B модернизированными до уровня ВКП на случай ядерной войны президентскими С-32. Пока эти планы не реализованы. Однако в январе 2015 года главный финансист Министерства обороны США Майк МакКорд подал заявку в конгресс на перепрограммирование и модификацию коммуникационного оборудования президентского самолета с целью приведения его к уровню требований, возлагаемых на ВКП.

В международном аэропорту «Казань» собрался более чем странный пасьянс из самолетов. Среди привычных Боингов и Эйрбасов можно увидеть и более редкие машины. Вот Ил-62, на котором зимой прошлого года прилетал в Москву в атмосфере секретности президент Сирии Башар Асад. Рядом – гигантский Ан-124 «Руслан» на длительной стоянке. Неподалеку – два военно-транспортных Ил-76М. Но самым неожиданным бортом является Ил-80 –«самолет Судного дня»! Таких выпущено всего четыре штуки, и, по данным «Казанского репортера», ни один из них раньше не был в Казани, тем более в гражданском аэропорту. Все эти самолеты стоят рядом. «Казанский репортер» попытался выяснить, что свело все эти воздушные суда в гражданский аэропорт столицы Татарстана. Пикантности ситуации добавляет то, что секретные самолеты на этот раз как бы невзначай продемонстрировали прессе. Правда, заметили «наживку», похоже, немногие.

Фотосессия в аэропорту, официальной заявленной целью которой было «привлечение студенческой молодежи Республики Татарстан в сферу авиационной фотожурналистики», оставила целую россыпь интригующих вопросов. Похоже, самое время сопоставлять незначительные детали бытия и с головой окунуться в рассуждения на тему «Теории заговора».

Мероприятия на таких режимных объектах, как аэропорты, в наше непростое время редкость. Особенно если они не связаны с приездом каких бы то ни было VIP-персон, спортивных команд, заполучивших кубки, или звезд эстрады всемирной величины. Впрочем международный аэропорт «Казань» такие праздники для любителей авиации и фотографии иногда устраивает.



Зазывая на «праздник авиации», работники аэропорта изначально указывали на наличие в программе неких изюминок. День для парней с дорогими камерами сложился удачно, светило солнце, пели птички, в том числе и железные. Бросающимся в глаза рефреном встречи фотографов с техникой стали фототочки около гиганта АН-124 «Руслан», вставшего в аэропорту на длительную стоянку. Самый крупный в мире серийный грузовой самолет действительно производит на публику неизгладимое впечатление.

Впрочем, для большинства фотокоров контакт с «изюминками» случился уже в уютной редакции, на этапе обработки фотографий и изучения бортовых номеров отснятой техники. К примеру, на картинках из казанского аэропорта журналисты «Казанского репортера» обнаружили Ил-62М. О том, что самолет особенный говорит характерный «горб» правительственной спецсвязи. Судя по бортовому номеру (RA-86539) , участвовавший в спецоперации по доставке «несломимого» президента Сирии Башара Асада из охваченного огнем Дамаска в Москву прошлой зимой. этого перелета отследили энтузиасты, специализирующиеся на авиации.

Рядом идентифицировались два неординарных военно-транспортных воздушных судна Ил-76. Историки авиации вспомнят, что такой же в ночь с 18 на 19 августа 1996 года приземлился в Казани. Тогда Владимир Шарпатов и Газинур Хайруллин смогли организовать побег из талибского плена и привести машину в родную гавань.

Однако жемчужиной фотоколлекции в полной мере можно считать по каким-то причинам оказавшийся на картинках так называемый «самолет Судного дня». Ил-80 – секретный воздушный пункт стратегического управления, построенный на базе Ил-86. Именно поэтому на борту самолета и красуется имя базовой модели. Всего таких выпущено 4 экземпляра, однако этот, судя по всему, самый-самый. Это первый и, вероятно, единственный борт второго поколения, прошедший модернизацию и оснащенный комплексом технических средств второго поколения «Звено 2». В декабре прошлого года АО «Объединенная приборостроительная корпорация» передала Ил-80 RF-93645 Министерству обороны России. Именно этот борт сейчас и находится в казанском аэропорту. Однако что делает один из самых секретных самолетов мира в гражданской гавани – непонятно.

Воздушные суда данной специализации находятся в распоряжении только двух стран мира: России и США. Летательный комплекс Ил-80 в первую очередь предназначен для поддержания связи между различными регионами страны, управления ударным вооружением в максимально экстремальных условиях и перемещения высшего руководства государства, то есть самолет станет штабом на самый крайний случай, если наземные пункты связи уничтожены. Помимо огромного «горба», особенно бросается в глаза отсутствие иллюминаторов. Сделано это для того, чтобы снизить воздействие поражающих факторов ядерного взрыва. В час X самолет готов принять президента страны и высшее военное командование. Еще одна яркая деталь экстерьера – топливная штанга. Благодаря автономной системе дозаправки в воздухе машина может находиться в полете трое суток.

СПРАВКА ПО Ил-80 Воздушный пункт стратегического управления предназначен для применения в условиях оперативного развертывания войск, отсутствия наземной инфраструктуры, а также в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи.
Второе поколение воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.
«Это уникальный по своим характеристикам комплекс, обеспечивающий стратегическое управление всеми видами и родами войск», - приводит слова заместителя генерального директора Объединенной приборостроительной корпорации Сергея Скокова официальный сайт корпорации. – Помимо России, авиационную технику такого уровня выпускают только в США – у американских военных аналогичный комплекс получил название самолета Судного дня».

Что «самолет Судного дня» делает в Казани и по каким причинам был продемонстрирован СМИ – вот главные вопросы, которые задал себе корреспондент «Казанского репортера» в ходе подготовки данного материала.

Первый звонок – в Аэропорт «Казань», руководителю пресс-службы Аделю Гатауллину . Такой набор самолетов на территории аэропорта Гаталуллин назвал «совпадением, ради которого ничего не подгадывалось»; кроме того, официальный аэропорт «не знает владельца и предназначение Ил-80» и не дает по этому вопросу каких-либо развернутых комментариев. А вот реакция на Ил-62 (самолет Башара Асада) была более открытой: «По поводу Башара Асада вы своим звонком открыли мне глаза, ничего об этом не знал, самому сейчас стало интересно».

Второй логичный звонок – в строгую до сухости или в сухую до строгости пресс-службу Казанского авиационного производственного объединения имени С.П.Горбунова. Ответ короткий: «Завод этими самолетами не занимается». Работники предприятия, управляющие контактами со СМИ, даже предостерегли нас от отправки письменного запроса, упорно настаивая, что вся история не по их душу.


Ряд звонков в пустоту. Авиационные специалисты, должностные лица и историки авиации разводят руками. Причем так разводят, что не поймешь, чего в этом больше – страха, правды или преданности делу.

Наиболее терпеливым и открытым собеседником из собранного микро-пула авиационных интересантов оказался Антон Бортяков , председатель первичной профсоюзной организации «КАПО-Авиа».

По словам авиационного специалиста, некоторые пойманные в фотообъективы самолеты как минимум проходят в Казани процедуру технического обслуживания. «Ничего экстраординарного в присутствии в гражданском аэропорту Казани указанных вами самолетов нет. «Руслан» прилетает раз в месяц и забирает вертолеты Ми-8 для заказчиков. По другим самолетам ведутся регламентные работы. Компания «КАПО-Авиа» имеет в аэропорту свою лабораторию, арендует бетонные площадки, у компании имеется авиационно-техничиская база. К обслуживаемым самолетам могут попадать, в том числе, и приглашенные профильные специалисты из других регионов России. Проводится тестирование систем. Такое случается… В прилет В.В.Путина в аэропорту вообще выстроилась вся история гражданской авиации».

Впрочем, несмотря на открытость к прессе, даже Бортяков по отдельным вопросам ссылался на закрытость информации. Так, к примеру, авиатор отреагировал на тему модернизации Ил-80, по слухам проводившуюся с участием казанских авиастроителей.

Сама модернизация, к слову, не секретна. Пресс-релиз о ее прохождении самолетом Ил-80 размещен на официальном сайте Объединенной приборостроительной корпорации. В нем, в частности, говорится о том, что работы по первому бортовому комплексу технических средств (БКТС) ведет нижегородское НПП «Полет». Бортовые номера машины с сайта Ростеха и казанского аэропорта совпадают.

Еще один источник в авиаотрасли на условиях анонимности сообщил, что самолет в Казань прибыл на техобслуживание, которая проходит под контролем Министерства обороны России. Казанские специалисты на эти работы будут допущены только после соответствующей проверки спецслужб, так что пока Ил-80 ждет своего часа. Эта версия выглядит весьма правдоподобной, однако существуют и другие. В условиях ограниченной информированности можно строить самые смелые гипотезы:

– Казань участвовала в проекте и хочет продемонстрировать это;

– Казань каким-либо образом претендует на участие в проекте разработки воздушного пункта стратегического управления третьего поколения. О том, что он будет, уже официально заявлено;

– Казань (специалисты и технический комплекс) доводит машину, исходя из нареканий, появившихся после прохождения модернизации.

Следует понимать, что с развалом СССР авиационный комплекс, имевший в свое время четкое деление на фирмы по именам легендарных конструкторов, фактически прекратил свое существование. Стареют оборудование и кадры, смена на заводы и в КБ идет по остаточному принципу. В стране скоро уйдут на пенсию первые авиационные специалисты, ни разу в своей жизни не поучаствовавшие в создании новых типов самолетов.

В этих условиях под крупные проекты по стране, как по сусекам, собираются остатки былой гвардии. На этом фоне визиты в Казань неожиданных видов авиационной техники, нуждающейся в обслуживании и модернизации, не выглядят чем-то странным и неуместным.

Антон Глухов, Антон Райхштат.

Просмотров