Как сделать экскурсию. Как сделать хорошую экскурсию

Экскурсия, как мы уже выяснили, является одновременно и способом отдыха, и методом познания новой информации. В связи с такой двусторонностью для проведения экскурсии разрабатываются специальные методические приемы. Главный акцент в экскурсии делается на показе, на знакомстве экскурсантов с новыми для них объектами, на кратких комментариях к показу.

При проведении экскурсии используются следующие общие методические приемы: прием основного показа, прием предварительного осмотра, прием мысленной реконструкции экскурсионного объекта, прием мысленного воссоздания исторического фона, прием сравнения, прием абстрагирования, прием дискуссии, прием репортажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием активизации внимания, использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», показ и характеристика объекта по ходу движения автобуса, панорамный показ, краткая характеристика объекта показа, краткое информирование об уникальном историческом или природном объекте, подробное описание особенностей объекта, пояснения и комментарии по ходу экскурсии, включение в рассказ ярких цитат, прием пауз, ответы на вопросы экскурсантов.

При разработке экскурсии экскурсовод должен учитывать, что:

о максимальное число объектов, которые могут воспринимать взрослые экскурсанты, - 30, дети - не более 15; о максимальное время непрерывного экскурсионного рассказа - 15 мин для взрослых и 10 мин для детей;

о максимальное время показа одного экскурсионного объекта - 4 мин;

о на каждый час рассказа экскурсовода возможна 10-минутная пауза.

Методические приемы проведения, их использование и особенности зависят от: формы проведения, содержания и тематики экскурсии, состава группы, места проведения, способа передвижения.

1. Выбор методических приемов в зависимости от формы проведения экскурсии. Форма экскурсии (познавательная экскурсия, экскурсия-беседа, экскурсия-игра, экскурсия-прогулка, экскурсия-спектакль и т.д.) значительно влияет на возможность и необходимость использовать те или иные методические приемы.

На самой распространенной познавательной экскурсии (ранее их называли учебными) применяются практически все приемы, их использование и чередование зависят от других решающих факторов.

В экскурсии-беседе (чаще всего эта форма применяется для проведения индивидуальной экскурсии) оптимальными будут приемы основного показа, сравнений, абстрагирования, кратких комментариев, прием ответов на вопросы экскурсантов.

В экскурсии-игре, чаще всего проводимой для младших школьников, внимание детей помогут удержать яркие сравнения, активизация воображения, панорамный показ, включение дополнительных объектов показа (фильмов, компьютерных роликов, археологических находок).

Во время экскурсии-прогулки для удержания внимания детей экскурсовод старается воздействовать не только на зрительные и слуховые ощущения, но и на тактильные. Например, экскурсантам дается задание собрать небольшой гербарий, самостоятельно найти окаменелость и т.п.

2. Выбор методических приемов в зависимости от состава группы. Как известно, самые любознательные группы - это школьники среднего возраста и взрослые. У участников-студентов низкое внимание.

В детских группах целесообразно применять приемы основного показа, краткие комментарии, приемы сравнения и мысленной реконструкции; при этом нежелательно делать паузы часто и на длительное время, из-за чего ослабляется концентрация внимания.

Во взрослых группах кроме основного показа и более подробного рассказа применяются приемы абстрагирования, исторической реконструкции, соучастия, репортажа, персонификации. В индивидуальных взрослых группах оптимально использовать прием беседы и прием комментариев по ходу показа.

Опытный экскурсовод всегда «чувствует» свою группу и в зависимости от ее настроения, интеллектуальной подготовки и других факторов применяет те или иные методические приемы.

3. Выбор методических приемов в зависимости от места проведения экскурсии. Экскурсия в городе не требует каких-либо особых методических приемов, тогда как загородная экскурсия проводится по своим законам. При этом лучше всего использовать приемы сравнения, репортажа, проблемной ситуации, панорамный показ.

В музейных экскурсиях с использованием экспозиций лучшими будут сочетание приемов показа и рассказа, прием мысленного создания исторического фона, прием персонификации и прием объяснения.

При проведении тематической экскурсии в музее под открытым небом оптимальными будут приемы основного показа, комментариев к объектам, кратких объяснений, приемы абстрагирования, репортажа, прием предоставления краткой информации об уникальности того или иного экспоната.

4. Выбор методических приемов в зависимости от способа передвижения. Понятно, что автобусная экскурсия без выхода из автобуса будет разительно отличаться от обычной пешеходной экскурсии или музейной экскурсии.

По поводу проведения автобусной экскурсии с остановками в определенных местах разработаны четкие правила, регламентирующие посадку в автобус, показ и рассказ по ходу движения, выходы из автобуса. Лучшие приемы при движении в автобусе: прием показа с комментариями, прием сравнений, прием абстрагирования, прием использования наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», прием комментариев и приемы активизации внимания.

При пешем движении экскурсовод не должен говорить во время перехода от одного объекта к другому. В пешеходных экскурсиях используются приемы предварительного осмотра, подробного показа и комментариев, прием сравнения, прием абстрагирования, прием соучастия, прием персонификации.

5. Выбор методических приемов в зависимости от содержания экскурсии и ее тематики. В обзорных городских экскурсиях возможно применение всех существующих методических приемов. Некоторые особенности присущи приемам, используемым в тематических экскурсиях. Так, в исторической экскурсии можно использовать практически все приемы, но наилучшими будут приемы мысленной реконструкции исторического фона, прием основного показа и прием сравнения. При ботанической экскурсии, например по природному парку, целесообразно применять прием основного показа, прием комментариев, прием сравнения. При проведении экологической экскурсии принесут успех прием проблемной ситуации, прием основного показа, прием соучастия, прием репортажа. Религиозная экскурсия пройдет более эффективно с использованием приемов основного показа и кратких комментариев к нему; возможно применение приема соучастия и мысленной реконструкции исторического фона. Следует учитывать, что не очень этично вести рассказ непосредственно в храме, а лучше ограничиться небольшими объяснениями и большую часть информации предоставить экскурсантам в автобусе заранее или после посещения храма.

Производственная экскурсия - это прежде всего прием репортажа, прием соучастия, прием основного показа, прием проблемной ситуации, прием дискуссии. В литературной экскурсии стоит использовать прием основного показа и комментариев, прием персонификации, прием цитат, прием отступления. При проведении театрализованной экскурсии не обойтись без приема мысленной реконструкции исторического фона, приема абстрагирования, приема репортажа, приема соучастия.

Особенности показа объектов по ходу автобуса без остановок и выходов из автобуса. Такой показ характерен для экскурсионной группы, отправляющейся от места проживания (например, из гостиницы за чертой города) в старую часть города с целью посещения местного музея. Экскурсионный маршрут не предполагает остановок, и рассказ экскурсовода ведется непосредственно во время движения. Показ объектов по ходу движения должен быть подготовлен заранее. Экскурсовод может сначала давать краткую характеристику объекту, а затем его показывать (рассказ либо предшествует показу, либо плавно «обтекает» его). Комментарии экскурсовода должны быть построены так, чтобы заранее ориентировать экскурсантов на внешний вид интересующего объекта и его местоположение.

  • 1. «В нашем городе останавливался Петр I во время одного из азовских походов. Сейчас справа по ходу движения автобуса вы сможете увидеть храм, который посещал русский царь во время своего краткого пребывания в нашем городе».
  • 2. «Волга - гордость нашей страны, а мы особенно гордимся тем, что истоки этой великой реки находятся в нашей области. Впереди по ходу движения автобуса можно видеть коренное русло Волги, а мост, по которому мы проезжаем, - один из 5 мостов в нашем городе. Он построен по проекту известного питерского архитектора».
  • 3. «Через несколько минут мы подъедем к месту приземления первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина. В настоящий момент мы проезжаем по аллее тополей, посаженных к 10-летию первого полета в космос».

Панорамный показ. Возможность показать город, красоту окружающей природы или какой-либо архитектурный комплекс с высокой точки является украшением экскурсии. Панорамный показ может служить ярким началом экскурсии, быть ее кульминационным моментом или завершающим штрихом. В любом случае панорамный обзор позволяет создать более полное впечатление обо всем увиденном и услышанном. Желательно после панорамного показа предоставить экскурсантам возможность задать вопросы (не более 5 мин).

Самые красивые панорамы открываются с обзорной площадки в горах на живописное предгорье, сильное эмоциональное воздействие оказывают и городские панорамы. В экскурсиях по Москве экскурсионные группы часто привозят на Воробьевы горы, с которых открывается прекрасная панорама на столицу; отлично видна большая часть Москвы и со смотровой площадки Останкинской башни. В тех городах, где отсутствуют возвышенные природные места, для панорамного показа могут быть использованы колокольни, сохранившиеся крепости, высотные здания и т.д. Так, в Санкт-Петербурге гостям города часто показывают панораму города с высоты обзорной площадки Исаакиевского собора.

  • 1. Панорамный показ перед началом экскурсии (панорамная площадка расположена на одной из окружающих город невысоких гор): «Перед вами - волжский город, окруженный с трех сторон горами. Старую часть города вы можете видеть на волжском побережье, там сохранились старинные здания и храмы. Самый большой храм с высокой колокольней - это кафедральный собор нашего города, он построен 100 лет назад местным архитектором. Отсюда можно увидеть несколько небольших городских парков, зеленые аллеи вдоль многих улиц. Застройка города велась таким образом, что все центральные улицы пересекаются друг с другом исключительно под прямыми углами. Центральная часть города напоминает шахматную доску, на которую смотрят с высоты. Справа от кафедрального собора вы можете видеть старый мост через Волгу. Его длина 3,5 км, и это один из самых больших мостов в Европе. В равнинах между гор расположились новые спальные районы, но наша с вами цель - старая часть города и волжская набережная. Отправляемся в автобус и продолжаем наше путешествие».
  • 2. Панорамный показ в качестве кульминационного момента: «Мы с вами познакомились с историей города, его основными архитектурными и историческими достопримечательностями. А теперь у вас есть возможность увидеть город с высоты птичьего полета. Видите слева храм? Это кафедральный собор, который вы осматривали. Правее него расположен мост через Волгу, по которому мы совершили обзорную поездку. Если все наши гости налюбовались панорамой города, мы можем отправляться дальше. Нам предстоит посещение этнографического музея под открытым небом».
  • 3. Панорамный показ в качестве завершающего этапа экскурсии: «Перед вами - город, путешествие по которому мы уже закончили. Теперь с высоты вы можете еще раз увидеть все памятные места, о которых узнали много нового. Если у вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу».

В любом из трех описанных случаев панорамный показ надолго останется в памяти экскурсантов и оставит наилучшие воспоминания об экскурсии.

Музейная экскурсия. При проведении музейной экскурсии используется большинство основных методических приемов, но с учетом ограниченного пространства.

Пришедшую в музей группу экскурсовод встречает на специально выделенном для этого месте, в каждом музее своем. Экскурсовод сразу представляется, громко объявляет тему экскурсии и ведет группу за собой к началу рассказа. Если в зале, куда вошла группа, уже находится другая экскурсия, экскурсоводу следует или говорить тише, или пройти в следующий зал, если позволяет тема экскурсии.

В вводной части любой музейной экскурсии следует сообщить группе краткую (не более 2-3 мин) информацию об истории создания музея, напомнить правила поведения в залах, где много стеклянных витрин и хрупких предметов. После этого экскурсовод приступает к основной части экскурсии, встав вполоборота к витрине или первому экспонату. Не следует заострять внимание большой группы на мелких экспонатах, так как большинство экскурсантов ничего не разглядят, но появится риск разбить витрину. Переходы от одной витрины к другой или из одного зала в другой должны сопровождаться логическими переходами в рассказе. В заключительной части экскурсии подводятся итоги, предоставляется информация об остальных залах музея, где могут побывать экскурсанты. После этого экскурсовод отвечает на вопросы участников экскурсии и прощается с ними.

Важное условие грамотно проведенной экскурсии в музее - четкое соблюдение времени.

Дополнительные методические приемы. Каждый опытный экскурсовод всегда имеет в запасе несколько авторских методических приемов, помогающих превратить экскурсию и в качественный процесс познания, и в приятно проведенное время.

  • 1. Включение в экскурсию короткой встречи со специалистом, наир и м е р во время археологической экскурсии - с археологом, во время палеонтологической экскурсии - с палеонтологом, во время искусствоведческой экскурсии - с художником или музыкантом и т.д. Общение со специалистами активизирует и углубляет интерес, вызываемый темой экскурсии, помогает лучше разобраться в рассматриваемых вопросах и, безусловно, оказывает сильное эмоциональное воздействие на экскурсантов.
  • 2. Просмотр фильмов или компьютерных клипов по теме экскурсии. Инновационные моменты вносят в экскурсию особый колорит, усиливают зрительное воздействие на участников экскурсии. Такие дополнения устраивают во время длительной поездки на автобусе, снабженном необходимым оборудованием.
  • 3. Введение поисково-исследовательской части по теме экскурсии. Активные действия помогают экскурсантам улучшить процесс познания новой информации, почувствовать себя настоящими исследователями. Во время археологических, палеонтологических, геологических, ботанических, экологических экскурсий можно предоставить экскурсантам возможность самим найти на поверхности земли какие-либо артефакты, предметы исследования:

о подъемный материал на археологических памятниках (обломки посуды, фрагменты железных предметов, вымытых из почвы дождевыми водами);

о окаменелости на местах палеонтологических обнажений (раковины моллюсков, древние губки);

о минералы на местах геологических памятников (поделочные камни, самоцветы);

о предметы гербария (листья, цветы).

Собранный на поверхности земли материал можно разрешать забрать с собой, если это не наносит вреда памятнику.

4. Включение в процесс экскурсии мини-викторин. Проведение мини-викторины положительно воспринимается даже во взрослых группах. Например, экскурсовод может предложить участникам группы вспомнить длину Волги, картины известного художника, кроме увиденных в музее, назвать писателей, книги которых посвящены событиям на Дону, и т.д. Можно предложить экскурсантам определить, к какому архитектурному стилю принадлежит здание, какова приблизительная высота мемориальной стелы, длина моста и т.п.

Вопросы могут предлагаться вместе с вариантами ответов, например:

«Как вы думаете, по какому принципу чаще всего давалось название русскому городу:

о по имени его основателя;

о по наименованию древних племен, живших на этом месте ранее;

о по названию реки, на которой основан город?»

Разумеется, экскурсовод должен не только аргументированно доказать правильность ответа, но и привести примеры. В данном случае правильный ответ третий, а примерами могут служить такие города, как Москва, Самара, Царицын, Томск, Тверь и др.

  • 5. Включение в экскурсию элементов беседы. Экскурсовод, познакомившийся с группой, в процессе экскурсии может включить в нее элементы беседы, активизирующие внимание группы и придающие комфортность психологической обстановке. Например, зная, что группа приехала в северный город из Краснодарского края, можно поинтересоваться, не мерзнут ли гости, гуляя по заснеженной набережной, или узнать у гостей, что особенно удивило их среди осмотренных объектов, есть ли в их городе подобные и т.д. Встречный интерес экскурсовода к гостям вызовет большее удовлетворение экскурсией, оставит о городе и его жителях хорошее впечатление.
  • 6. Включение в экскурсию элементов театрализации - участие в народном празднике, карнавале, в фестивале исторической реконструкции. Элементы театрализации довольно давно вошли в туризм и как бы превращают участников познавательных экскурсий в непосредственных участников событий. Театрализация оказывает благоприятное воздействие как на восприятие подаваемой в экскурсии информации, так и на формирование общего впечатления о поездке. Например, во время проведения некоторых археологических экскурсий гости попадают на театрализованное шоу, организованное клубом исторического фехтования. В сценарий экскурсии входит «похищение» одного или нескольких участников экскурсии, освобождение их с помощью русских воинов из плена, наблюдение за каскадерским боем, фотографирование с участниками шоу в красочных костюмах, стрельба из лука, дегустация плова, приготовленного по средневековым рецептам, и т.д. Подобные театрализации с успехом проходят в Саратовской области; в Ярославле гостям предлагается надеть простые робы и попробовать свои силы в роли бурлаков на Волге; в музее краеведения Екатеринбурга гостей непременно встречает красавица в костюме Хозяйки Медной горы. Такие элементы театрализации (даже в сокращенном варианте) не могут оставить экскурсантов равнодушными и являются замечательным дополнением к тематической экскурсии по древней истории края.

Создание новой интересной экскурсии - дело непростое. Следует разбить запланированное мероприятие на два равноценных этапа — это подготовка и проведение экскурсии.

Для разработки нового экскурсионного маршрута надо определиться с целью экскурсии, видом (по содержанию - обзорная, тематическая; по способу передвижения - пешеходная, автобусная) и объектами показа. От этого будет зависеть текст экскурсии, его длительность и насыщенность фактами. Этим должен заниматься не один человек, а творческая группа, в которую должно входить от трех до семи человек.

Первые шаги к планированию экскурсии

Когда объекты выбраны, приступаем к сбору информации по каждому из них и составляем самый удобный маршрут переходов (переездов и т. п.). Теперь из большого объема информации по объектам нужно составить экскурсионный текст к каждому из них и карточку объекта. Такая карточка - это незаменимая часть портфеля экскурсовода, она содержит краткую информацию об объекте и, возможно, его фотографию.

После того как написаны экскурсионные тексты к объектам, проще создать интересный и лаконичный текст экскурсии, связать части грамотными переходами.

После подготовки материалов делается методическая разработка экскурсии - это документ с описанием экскурсии, ее основными параметрами. Методичка включает в себя тему, карту маршрута, его протяженность, вид экскурсии, правила безопасности, цель, задачи и время проведения. Также она включает таблицу - план проведения экскурсии:

  • маршрут;
  • объект показа;
  • остановка;
  • время в минутах;
  • перечисление основных вопросов, названия подтем;
  • организационные указания;
  • методические указания (логические переходы).

После этого методичку должно заверить руководство, она служит подтверждением качества экскурсии.

Портфель экскурсовода

Перед тем как проводить экскурсию, нужно собрать «портфель экскурсовода». Это профессиональное название комплекта наглядных пособий для упрощения проведения экскурсии. Это могут быть репродукции картин, фотографии людей, которые имеют отношение к данной теме, картосхемы с изображением предприятий или военных действий, географические карты, геологические образцы, образцы продукции, магнитофонные записи и другие материалы, помогающие насытить экскурсию.

Требования к материалам

Критерии отбора визуального материала невысоки: сохранность, необычность, выразительность, необходимость показа и познавательная ценность. Это основные качества указанных критериев. Очень важно иметь хорошие материалы по объектам, которые не дошли до наших дней или сильно видоизменились. Это упростит восприятие материала. Стоит учитывать, что репродукции, карты и фотографии должны быть на картонном основании, изображение должно быть четкое с размером не менее 18*24, лучше 24*30 см.

Теперь, когда весь материал готов, давайте разберемся, как правильно проводить экскурсию. Обычно у каждого экскурсовода своя техника проведения экскурсии, основанная на личном опыте и наблюдениях. А вот методика проведения экскурсии - это целая система требований и задач, приемов рассказа и показа. Все это необходимо для достижения максимальной усвояемости материала. Хорошо проработанная методика - это своеобразный список правил для экскурсовода при проведении конкретной экскурсии. Но стоит обратить внимание на то, что методики проведения экскурсии должны немного отличаться в зависимости от возрастной особенности группы и заинтересованности экскурсантов.

Для детей школьного возраста лучше не перегружать текст фактами, им будет интересней увидеть наглядный материал и услышать интересную легенду или историю. Также стоит подготовиться к вопросам, от детей их поступает очень много. Немаловажно уметь удержать внимание экскурсантов-школьников. Для этого надо задавать вопросы: «Знаете ли вы?»; «Слышали вы о…?»; «Нравится вам…?» и т. п. В таком случае у экскурсовода возникает диалог с экскурсантами, и так можно удерживать внимание довольно долгое время.

Экскурсанты старшего поколения, как правило, ведут себя тихо и спокойно, причем достаточно сложно понять, интересен им рассказ или нет. В том случае, если это не профессора и ученые, желательно не перегружать текст экскурсии большим количеством дат и цифр. Всегда давайте время на фотографирование, всего пять-семь минут будет достаточно.

Приемы экскурсоводов

Существуют общепринятые методики проведения экскурсии, они включают приемы рассказа и показа. Приемы показа позволяют обратить внимание экскурсантов на самые важные детали, оценить общий вид объекта и его сочетание с окружающей средой. Приемы рассказа, в свою очередь, помогают воссоздать в воображении экскурсантов более точную картину событий. Ключевые слова: «Представьте…», «Шел … год..» и т. п.

Правила безопасности

Но кроме интересного материала и приятного экскурсовода, мероприятие должно быть безопасным.

Безопасность при проведении экскурсий, особенно пешеходных, очень важна. Основные правила безопасности и поведения на маршруте можно прочесть в методической разработке экскурсии. Но экскурсовод обязан оповестить группу о технике безопасности непосредственно перед экскурсией. Рассказать обо всех нюансах маршрута. Самые банальные фразы о том, что нельзя высовывать голову в окно автобуса и выпрыгивать на ходу, должны обязательно прозвучать. Так как ответственность за группу во время экскурсии берет на себя экскурсовод, то и рассказать о правилах безопасности - его задача.

О чем стоит предупредить экскурсантов

Особое внимание стоит уделить пересечениям дорог и переходам (канатные мосты, пещеры, тоннели и т. п.). Если экскурсия проводится на природе, то следует предупредить о правилах пожарной безопасности. Также необходимо рассказать о том, что нельзя пробовать грибы, трогать руками различных насекомых и животных, пить воду из открытых водоемов и ходить босиком.

Стоит бережно относиться к предметам быта местного населения и окружающей природе в месте проведения экскурсии. К тому же, к экскурсиям должны допускаться лица, прошедшие предварительный инструктаж и медицинский осмотр, а также люди, не имеющие противопоказаний, связанных со здоровьем.

Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

Как среди небоскрёбов и автомобилей увидеть древний город? Где находится дом-утопия? Кто придумывает экскурсии по городу и кто на них ходит? Как правильно проложить маршрут и заставить человека внимательно слушать? О плюсах и минусах работы экскурсовода, о загадках Москвы и самых лучших экскурсантах сайт рассказал ведущий экскурсовод Городского экскурсионного бюро Музея Москвы Лариса Скрыпник.

— Кажется, что о Москве рассказано уже всё, все городские лабиринты и закоулки пройдены, и вдруг неожиданно появляется новый маршрут, новая экскурсия — как это возможно?

— Музей Москвы, в котором я работаю, в этом году отмечает 120-летний юбилей. И все эти годы сотрудники музея занимаются изучением города, его истории, следят за всеми переменами, которые происходят в мегаполисе. В нашей коллекции есть тысячи документов, книг, фотографий, которые до сих пор продолжают исследоваться. Одно это уже даёт множество поводов для нового взгляда даже на самые тривиальные экскурсии.

Есть, конечно, обязательный блок экскурсий. Как правило, это обзорная экскурсия по Москве, по Красной площади, по историческому центру, которые предназначены именно для первого знакомства с городом — для тех, кто хочет узнать о городе, в котором живёт. Таких немало — как показывает опыт, москвичи часто знают город плоховато. Человеку кажется: я здесь, я успею всё — и он проходит мимо интересных мест, не обращая на них внимания. Но, когда интерес проявляется, человек, как правило, становится нашим постоянным клиентом. То есть тот, кто пришёл один раз, начинает ходить постоянно. Очень радостно видеть, как год от года популярность пешеходных и автобусных экскурсий возрастает: всё больше горожан хотят узнать о столице максимум.

Но есть и другой блок маршрутов — те, которые мы придумываем самостоятельно. Это всегда необычные прогулки, на которых мы показываем город с новой стороны. Они могут быть тематическими, приуроченными к определённым датам, событиям. Так, у нас постоянно появляются новые маршруты по неизведанной Москве. Нам очень хочется показать любимый город с разных сторон; хочется, чтобы участники прогулок влюбились в Москву так же, как и мы. И такие экскурсии, как правило, очень востребованы.

— Можете рассказать подробнее про такие маршруты?

— Была интересная история во время празднования годовщины Николая Васильевича Гоголя. К нам обратились с просьбой придумать пешеходную экскурсию по гоголевским местам. Причём просили показать не только памятники писателю, которые находятся на расстоянии 400 метров друг от друга, не только храм Симеона Столпника, прихожанином которого был Гоголь, а что-то ещё необычное. Это в каком-то смысле вызов, я такие вещи очень люблю. Надо было сделать пешеходную экскурсию и много-много рассказать про Гоголя. В итоге с огромным интересом для себя я обнаружила больше 20 мест, связанных с Николаем Васильевичем, на Арбате. Не в Москве в целом, а только на Арбате. Эксклюзивные экскурсии рождаются, например, от такого предложения — помочь кому-то с темой.

Или, например, экскурсия, посвящённая 1612 году в Москве. Она не была особенно востребованной, никогда никто не просил водить по этим местам. Но когда все-таки запрос появился, оказалось, что это действительно очень интересная экскурсия. Конечно, экскурсии рождаются ещё и потому, что тебе самому что-то очень нравится. Я люблю архитектуру, и, конечно, я придумала пешеходную экскурсию по модерну. Маршруты могут появиться после того, как ты прочитал интересную книгу. Сейчас выходит очень много мемуаров, всевозможных трудов дореволюционных москвоведов, которых раньше мы не знали. Ты читаешь — и вдруг видишь район совершенно другим, не таким, как ты его себе представлял, и у тебя возникает идея сделать экскурсию по этому месту и показать Москву с какой-то, может быть, неожиданной стороны.







— А как это происходит? Как готовится экскурсия?

— Сначала начинается поиск материала: чтение специальной литературы, дневников, поход в библиотеки и, конечно же, изучение самого района, о котором собираешься рассказывать. Порой, когда ходишь по улицам, заходишь в переулки, во дворы, обнаруживаешь совершенно невероятные сокровища, которых люди не видели. Например, Никитский бульвар — такая фасадная улица. Но один раз, когда я готовила там экскурсию, увидела металлические ворота с дверцей, за которыми было написано, что там находится ремонт обуви или каких-то скобяных изделий. В общем, совершенно непрезентабельного вида дверца. Но, когда я вошла в эту подворотню, я поняла, что это целый город с лабиринтами. Кто бы мог подумать, что такое может быть? Людям это всегда очень интересно. Как будто погружаешься в прошлое, и можно себе представить, как бы ты себя чувствовал, если бы жил в этом доме и у тебя окна выходили в этот дворик….

— Вы сказали, что разработали экскурсию по модерну, но ведь это не совсем московский стиль, что вы показываете?

— Поскольку это пешеходная экскурсия, то она проходит между Остоженкой, Пречистенкой и в переулках. Это и доходный дом Исакова кекушевский, и собственный дом архитектора Кекушева. Это и доходный дом крестьянина Лоськова. Такие у нас чудесные были крестьяне, которые могли приглашать самых лучших архитекторов и возводить дома в стиле северного модерна. В Москве их действительно маловато, в основном этот стиль распространён в Питере.

— Мне кажется, самое сложное в вашей работе — заставить людей слушать, не всем экскурсоводам и не всегда это удаётся.

— Просто нужно знать и понимать: люди не могут бесконечно слушать набор каких-то фактов, даже если они достаточно интересные, им всё равно нужны какие-то разрядки. Но важно не просто о чём-то похихикать, а чтобы это было привязано к теме. И кстати, на экскурсиях иногда участники сами помогают находить такие расслабляющие моменты. У меня однажды на экскурсии по Арбату и арбатским переулкам была чудесная девочка лет семи. На Арбате каждое здание с историей, и хочется обо всём рассказать. Я начала рассказывать о доме с рыцарями напротив Тетра Вахтангова и сказала, что, к сожалению, не все рыцари сохранились, а эта девочка говорит мне: «А я могу сказать, куда этот рыцарь подевался». Я спрашиваю: куда? Она говорит: «Дело в том, что он влюбился в эту принцессу, — а у Театра Вахтангова стоит фонтан «Принцесса Турандот», — он влюбился, спустился вниз, купил ей украшения, а она не приняла подарок. Поэтому рыцарь расстроился и ушёл». Это же прелесть! Я теперь это всегда рассказываю, такое живое восприятие ребёнком Москвы с её историей.

— А сколько времени нужно, чтобы подготовить экскурсию?

— Это зависит от темы. Есть такие, по которым огромное написано количество литературы, и здесь нужно просто отобрать то, что тебе интересно. Есть темы, которые требуют серьёзной подготовки, может быть, даже запросов, встреч с какими-то людьми, которые владеют информацией по тому или иному району. Интересные вещи рассказывают сами жители. Это всегда большой труд.

Подбор материала — один из самых волнующих моментов, и тут важно себя контролировать. Ты ищешь, читаешь, и это так увлекает, что ты можешь к трём часам ночи оказаться где-нибудь вообще на другом конце Москвы. Потому что, когда готовишь материал, один факт цепляется за другой: а вот фамилия проскочила, а не уточнить ли... Это очень сложно, но ещё сложнее что-то выбрать, когда ты собрал огромное количество материала и понимаешь, что всё рассказать невозможно, — всегда очень жалко убирать часть информации.

Затем наступает ещё один очень важный момент: ты должен связать все объекты… Понятно, если экскурсия тематическая, например наша «Москва посольская», тогда всё более или менее понятно. А если это экскурсия по улице и там абсолютно разнородные здания, абсолютно разные истории, но ты должен их каким-то образом соединить между собой, должна получиться история.

У меня была замечательная экскурсия, я вела её по Волхонке, и одна из экскурсанток как интеллигентный человек меня заранее предупредила, что ей нужно забирать ребёнка из детского сада, поэтому она через 50 минут тихо по-английски уйдёт. И я веду экскурсию и понимаю, что прошло уже 50 минут, час прошёл, а женщина всё ещё с нами. И я ей говорю: «Вы меня извините, пожалуйста, но вам, кажется, ребёнка нужно забирать из детского сада». Она говорит: «Вы понимаете, я никак не могу уйти. Вы заканчиваете рассказывать и так цепляете следующим, что мы сейчас дальше увидим, что я никак не могу уйти». Вот это была правильная экскурсия, раз так получилось.

Есть ещё чисто технические моменты, специальные, которые тоже нужно учитывать: как встать правильно, чтобы тебя все слышали, чтобы ты мог реагировать на выражение лица, глаз, чтобы ты видел экскурсантов и при этом не мешал им видеть объекты; как встать, чтобы максимально показать объект; как встать так, чтобы ты мог, не сходя с места, рассказать о нескольких объектах. Когда готовишь экскурсию, на это уходит дополнительное время. Я, например, иду по улице и начинаю, к удивлению прохожих, перебегать с одного места на другое, переходить через улицу, возвращаться обратно, для того чтобы понять, а где мне лучше поставить группу. И здесь надо проявлять фантазию.

Есть ещё много других нюансов. Например, нужно учитывать расположение пешеходных переходов: где они находятся, удобно ли вам переходить с этой стороны на противоположную, чтобы потом не возвращаться на этот переход через другой переход, по маршруту как-то дальше пройти, потому что людям неинтересно по одному и тому же месту туда-обратно ходить. В общем, это очень большая работа на самом деле.

— Давайте попробуем назвать минусы и плюсы вашей профессии.

— Мне задавали этот вопрос на экскурсиях… Но так получается, что минусы превращаются в плюсы. Конечно, это работа, которая требует больших физических нагрузок, потому что нужно много двигаться и в процессе подготовки, и во время экскурсии. А они длятся иногда два-три часа, а иногда шесть-семь.

Погода, которую мы не выбираем, а погоды наши московские не радуют, скажем так, большую часть года. Дальше — то, что ты работаешь всегда, потому что ты должен находиться в теме современной Москвы, знать всё новое, что появляется, новые книги о Москве, новую информацию, новые объекты. Материала такое количество, что ты никогда не сможешь освоить его полностью, но всегда к этому стремишься. В итоге ты постоянно тренируешь свою память, свой ум, ты всегда в движении и постоянно на свежем воздухе.

И ещё люди бывают разные, и ты прилагаешь много усилий, для того чтобы удержать внимание. Когда это получается, я чувствую колоссальный моральный подъём, потому что я отдаю свою энергию людям, а они в ответ — свою. Я после экскурсии всегда чувствую себя эмоционально заряженной. Здесь всё взаимосвязано, и если тебе это нравится, то ты от этого получаешь удовольствие в большей степени.

В городском экскурсионном бюро на сегодня разработано более 80 тем, посвящённых истории и современности Москвы и её знаменитым горожанам.

Государственное учреждение культуры

4. организованность осмотра

5. наличие маршрута

К особенностям музейных экскурсий следует отнести большую подвижность и частую смену тематики и маршрутов вследствие постоянного развития экспозиции (введение новых тем, экспонатов, частичные реэкспозиции и т. п.). Музейная экскурсия ограничена пространством экспозиционного помещения. Экскурсовод в ходе проведения экскурсии не может прибегнуть к паузам; ограничены его возможности для разрядки, подготовки группы к восприятию нового материала. Часто экспонаты, предстающие перед экскурсантами в разнообразии и множестве, рассеивают внимание группы, и экскурсоводу приходится приложить немало умений и усилий, чтобы организовать и направить внимание аудитории на нужный экспонат.

Всё вышеперечисленное следует учитывать при подготовке и проведении экскурсии по музею.

В зависимости от широты тематики, глубины её раскрытия экскурсии делятся на обзорные и тематические. Также в ряде случаев имеют место цикловые экскурсии.

Самый распространённый тип экскурсии – обзорная экскурсия .

Цель её – дать посетителю общее представление о музее, его коллекциях, экспозиции в целом.

Тематическая экскурсия – это экскурсия по одной конкретной теме. Она ставит задачу полного и глубокого раскрытия темы при использовании максимума относящегося к ней материала, представленного в экспозиции.

Тематические экскурсии возможны не во всех негосударственных музеях. Наличие их зависит от профиля музея, характера его основной тематики, экспозиционной площади, количества разделов и тем, а самое главное – от разнообразия и богатства музейного материала.

Цикловые экскурсии для негосударственных музеев явление редкое, так как требуют объединения экскурсий единой темой, работы с одной и той же группой посетителей в определённой последовательности в течение определённого времени.

II. Подготовка музейной экскурсии

1. Началом работы над новой экскурсией является определение темы, цели, круга вопросов, которые необходимо осветить .

Все эти составные начального этапа работы зависят, прежде всего, от профиля музея, коллекций, которые представлены в экспозиции, а также спроса посетителей.

IV. Методика ведения экскурсии

Основные методы и приёмы проведения экскурсии намечаются в процессе разработки её содержания. Однако конкретные формы и законченный характер они получают только после специальной отработки их на экспозиции, в условиях, максимально приближенных к экскурсии. Экскурсовод должен на практике выбрать наиболее удачные для данной экспозиции методические приёмы.

Различают следующие общие приёмы ведения экскурсии:

2. рассказ

На практике все они выступают во взаимосвязи, образуя в конечном итоге единый экскурсионный метод. Главным его требованием является органическая связь показа с рассказом, но, как правило, в процессе ведения экскурсии показ предшествует рассказу. Показ экспоната – не простая демонстрация предмета. Каждый материал, представленный в экспозиции несёт в себе определённую информацию и играет определённую роль. Задача экскурсовода – донести это до экскурсантов.

При проведении конкретной экскурсии методы показа и рассказа реализуются путём целого ряда приёмов, таких как:

1. словесная или мысленная реконструкция (воссоздание какого-либо события по представленным в экспозиции материалам)

2. сравнение

3. цитирование экспонируемых документов (зачитываемые выдержки должны умело сочетаться с показом самого экспоната, помогать раскрытию темы)

Беседа является неотъемлемой частью любой экскурсии. Прежде всего, это вступительная и заключительная части экскурсии, о которых шла речь выше. Отдельные элементы беседы вводят и в основную часть экскурсии, заранее продумав вопросы к экскурсантам.

Кроме показа, рассказа и беседы, составляющих базу экскурсионной методики, в музейной экскурсии нередко используются дополнительные приёмы: прослушивание звуковых записей воспоминаний участников событий, о которых идёт речь в экскурсии, просмотр видеофильмов, диафильмов и т. п. Следует заметить, что прибегать к таким методам следует лишь в тех случаях, если этот материал ярок, эмоционален, насыщен информацией. Продолжительность таких «вставок» не должна превышать 4-5 минут. Иначе внимание экскурсантов будет рассеиваться, снизится интерес к продолжению экскурсии.

Для более полного раскрытия темы при небольшом количестве экспонатов можно прибегнуть к использованию дополнительного, вспомогательного материала, не входящего в экспозицию: фотографии, репродукции, копии, схемы, карты, чертежи и т. д. (так называемый «портфель экскурсовода»).

V. Некоторые правила ведения экскурсии

Успех экскурсии зависит от многих слагаемых. От экскурсовода требуются:

Знание материала

Правильная речь

Безупречный вид

Умение установить контакт с группой и т. д.

Во время экскурсии экскурсовод должен так расположить группу, чтобы экскурсанты, все без исключения, могли видеть тот экспозиционный материал, с которым на данный момент ведётся работа. Место экскурсовода – между группой (1,5 м от неё) и стендом. Показывая указкой тот или иной материал (если только не зачитывается какой-либо документ или указываются те или иные особенности экспоната), экскурсовод должен быть обращён к группе, вести наблюдение за её реакцией. Безразличие экскурсовода к поведению аудитории, а также проявление им плохого настроения не допустимы. Экскурсовод своего рода актёр. И от того, как он подготовит свою роль и сыграет её на публике, во многом зависит успех и всей работы по подготовке экскурсии, и проведения её для конкретной экскурсионной группы.

VI. Совершенствование экскурсии

Прежде чем выйти с подготовленной экскурсией на группу, экскурсовод должен представить её на прослушивание более опытному и знающему материал сотруднику, а затем экскурсия официально принимается комиссией, в состав которой могут входить представители администрации музея, штатные сотрудники, члены Совета музея.

Но даже и после приёма экскурсии комиссией, работа над ней не считается законченной.

Необходимо продолжать изучение выбранной темы – знакомиться с новыми публикациями, уточнять сведения об экспонатах, прослушивать экскурсии других экскурсоводов, анализировать реакцию посетителей.

Это даст возможность постоянно совершенствовать экскурсию, делать её более актуальной, привлекательной для экскурсантов, а, следовательно, повышать интерес к музею в целом.

Трипстер перевернул мою жизнь. Этот сайт позволил мне выкинуть заготовленную пачку резюме и заняться тем, что вот уже целый год приносит в мою повседневность радость, приятные суммы денег и невероятное количество интересных людей. И все это в удобном для меня режиме, а не пять дней в неделю с девяти до шести. Я с большой нежностью отношусь к команде Трипстера за четкость, честность, оперативность (на грани фантастики) и открытость новым идеям. Их стараниями сайт постоянно улучшается, а редкие технические сложности решаются как по волшебству. Но самое главное: эти добрые люди занимаются всем тем, что мне было бы тяжело и скучно делать самой. Если бы не Трипстер, я бы наверное так и откладывала освоение дела своей жизни на потом.

Я стал гидом благодаря Трипстеру. Случайно наткнулся на него пару лет назад, почитал истории гидов из Стамбула и Петербурга, и понял, что тоже хочу показывать путешественникам Изборск - один из старейших городов России. Сейчас, после сотен прогулок с гостями, с уверенностью могу сказать: Трипстер - лучший сервис для бронирования экскурсий в России. Он красивый и удобный - на него приятно смотреть, и на нем всё работает. Он душевный - гиды, служба поддержки, редакторы - все живые люди - это чувствуют путешественники, почувствуете и вы. И он активный - Трипстер серьезно работает над продвижением экскурсий, и в сезон 80 % заказов я получаю именно через Трипстер, хотя у меня есть свой сайт, и я работаю с несколькими другими площадками - но они не так эффективны. Трипстер реально делает мир чуточку лучше, и я рад, что к этому делу тоже причастен.

С Трипстера к нам приходит лучшая аудитория - умные, образованные, любопытные, открытые всему новому люди, работать с которыми большое счастье. Мы на туристическом рынке 5 лет, и нам есть с чем сравнить Из всех мыслимых партнеров Tripster безусловно лучший. Работа службы поддержки немыслимо профессиональна, эти удивительные люди готовы персонально разбираться с любой возникающей проблемой, помогать советами и просто поддерживать. И еще один крайне важный для нас момент - фантастический маркетинг. Можно ли при такой конкуренции давно работающих и набравших огромное количество прекрасных отзывов гидов пробиться в «звезды»? Совершенно уверенно можем сказать, это возможно. Все-все-все, кто так или иначе вкладывает силы в этот прекрасный проект! Вы - сумасшедше-прекрасные!

Сервис очень удобный. Можно договариваться с путешественником напрямую, без посредников и на берегу решать вопросы. Прекрасная система комиссия-бронь, гораздо приятнее думать, что сам гид ничего не платит сайту за размещение, так как это - цена бронирования путешественником и одновременно гарантия того, что экскурсия состоится. Уведомления приходят вовремя, есть возможность отметить занятые дни и часы в календаре, удобный интерфейс, связь с почтой. Поддержка всегда поможет решить вопросы. В общем, лучший сервис для гидов: есть много возможностей для творчества и создания новых экскурсий. Спасибо большое всей команде Трипстера за их работу!

За полгода работы с Трипстером я приобрел множество друзей, посетивших мой любимый город. Именно друзей, ибо каждый путешественник, приходя на встречу, настраивается на знакомство в первую очередь не с историческим объектом или музейными экспонатами, а именно с интересным человеком, способным расширить круг его познаний в той или иной сфере.

И лучшим средством в обретении новых друзей, способных оценить по достоинству ваши знания и гостеприимство, является сервис Трипстер. Это профессиональная команда, всегда готовая помочь вам в любых вопросах организации той или иной экскурсии. Главное - это ваша идея! Предложите путешественникам именно то, что вы знаете лучше всех и чем любите заниматься, и результат не заставит себя долго ждать. Я стал получать заказы на свои экскурсии с первых дней размещения на сервисе. Придумайте свой оригинальный маршрут или развлечение в вашем родном городе. Желаю успехов в нашем общем интересном и увлекательном деле!

Просмотров